Налоговый учет субсидий в целях возмещения недополученных доходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый учет субсидий в целях возмещения недополученных доходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которой действие положений абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Налогоплательщик указал, что оспариваемыми нормами придана обратная сила положению, ухудшающему права налогоплательщиков, фактически изменившему правоприменительную практику по соответствующему вопросу и приведшему к включению сумм полученных субсидий в налоговую базу по НДС. Налогоплательщик являлся лизинговой компанией, предоставляющей лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники, рассчитанные с учетом НДС, с последующим возмещением потерь в доходах за счет предоставления субсидии. Налоговый орган указал на необходимость включать в налоговую базу по НДС суммы субсидий. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что внесенные изменения фактически уточняют содержание льгот для целей применения п. 2 ст. 154 НК РФ, признавая в качестве таковых, в частности, скидки на цену товаров (работ, услуг) без учета налога. Следовательно, вносимые изменения не могут рассматриваться как сужающие сферу применения положений п. 2 ст. 154 НК РФ и, следовательно, как ухудшающие положение налогоплательщиков. КС РФ также отметил, что и до внесения изменений суды исходили из того, что в налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, при этом суммы налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которой действие положений абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Налогоплательщик указал, что оспариваемыми нормами придана обратная сила положению, ухудшающему права налогоплательщиков, фактически изменившему правоприменительную практику по соответствующему вопросу и приведшему к включению сумм полученных субсидий в налоговую базу по НДС. Налогоплательщик являлся лизинговой компанией, предоставляющей лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники, рассчитанные с учетом НДС, с последующим возмещением потерь в доходах за счет предоставления субсидии. Налоговый орган указал на необходимость включать в налоговую базу по НДС суммы субсидий. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что внесенные изменения фактически уточняют содержание льгот для целей применения п. 2 ст. 154 НК РФ, признавая в качестве таковых, в частности, скидки на цену товаров (работ, услуг) без учета налога. Следовательно, вносимые изменения не могут рассматриваться как сужающие сферу применения положений п. 2 ст. 154 НК РФ и, следовательно, как ухудшающие положение налогоплательщиков. КС РФ также отметил, что и до внесения изменений суды исходили из того, что в налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, при этом суммы налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии унитарным предприятиям
(КонсультантПлюс, 2024)...суд... исходит из целей, указанных в Соглашениях о предоставлении субсидий, а также факта включения в размер субсидии налога на добавленную стоимость. С учетом изложенного при спорных заявлении вычета и восстановлении налога усматривается двойная налоговая выгода предприятия, что недопустимо в силу закона.
(КонсультантПлюс, 2024)...суд... исходит из целей, указанных в Соглашениях о предоставлении субсидий, а также факта включения в размер субсидии налога на добавленную стоимость. С учетом изложенного при спорных заявлении вычета и восстановлении налога усматривается двойная налоговая выгода предприятия, что недопустимо в силу закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации - сельскохозяйственного товаропроизводителя, применяющей общую систему налогообложения, получение субсидии из бюджета субъекта РФ на возмещение понесенных затрат (приобретение объекта основных средств - движимого имущества) по деятельности, не связанной с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции?..
(Консультация эксперта, 2024)В соответствии с учетной политикой организации в целях бухгалтерского учета бюджетные средства признаются в составе целевого финансирования по мере фактического поступления денежных средств. Бюджетные средства поступили в организацию во втором месяце начисления амортизации в отношении приобретенного объекта ОС. Организация применяет линейный способ (метод) начисления амортизации. В бухгалтерском учете амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухучете. На момент принятия объекта к учету его ликвидационная стоимость признана равной нулю. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на конец каждого календарного месяца. Она не применяет амортизационную премию, установленную п. 9 ст. 258 НК РФ. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
(Консультация эксперта, 2024)В соответствии с учетной политикой организации в целях бухгалтерского учета бюджетные средства признаются в составе целевого финансирования по мере фактического поступления денежных средств. Бюджетные средства поступили в организацию во втором месяце начисления амортизации в отношении приобретенного объекта ОС. Организация применяет линейный способ (метод) начисления амортизации. В бухгалтерском учете амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухучете. На момент принятия объекта к учету его ликвидационная стоимость признана равной нулю. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на конец каждого календарного месяца. Она не применяет амортизационную премию, установленную п. 9 ст. 258 НК РФ. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Статья: Учет у РСО при предоставлении льгот по оплате электроэнергии
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Минфин считает, что при получении субсидии из федерального бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением скидки покупателям в налоговом учете возникает выручка от реализации (Письмо от 17.01.2022 N 03-07-11/1838).
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Минфин считает, что при получении субсидии из федерального бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением скидки покупателям в налоговом учете возникает выручка от реализации (Письмо от 17.01.2022 N 03-07-11/1838).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 N 1048
(ред. от 29.02.2024)
"Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов"суммы субсидий, фактически полученные инвестором в отчетном (налоговом) периоде на основании заключенных с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соглашений о предоставлении субсидий, целью которых является возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат, не относящихся напрямую к реализации инвестиционного проекта;
(ред. от 29.02.2024)
"Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов"суммы субсидий, фактически полученные инвестором в отчетном (налоговом) периоде на основании заключенных с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соглашений о предоставлении субсидий, целью которых является возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат, не относящихся напрямую к реализации инвестиционного проекта;
Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 N 397
(ред. от 25.07.2023)
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии на государственную поддержку организации регулярных перевозок по Северному морскому пути"2. Субсидия предоставляется в рамках федерального проекта "Развитие Северного морского пути" государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" на возмещение юридическим лицам недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на осуществление каботажных перевозок грузов между морскими портами в рамках маршрута Большой порт Санкт-Петербург, или порт Мурманск, или порт Архангельск - порт Владивосток, или порт Восточный, или порт Находка и в обратном направлении (без учета налога на добавленную стоимость) по форме согласно приложению N 1 (далее соответственно - маршрут, льготные тарифы), и затрат (расходов), связанных с судозаходом в морские порты по маршруту, включая:
(ред. от 25.07.2023)
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии на государственную поддержку организации регулярных перевозок по Северному морскому пути"2. Субсидия предоставляется в рамках федерального проекта "Развитие Северного морского пути" государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" на возмещение юридическим лицам недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на осуществление каботажных перевозок грузов между морскими портами в рамках маршрута Большой порт Санкт-Петербург, или порт Мурманск, или порт Архангельск - порт Владивосток, или порт Восточный, или порт Находка и в обратном направлении (без учета налога на добавленную стоимость) по форме согласно приложению N 1 (далее соответственно - маршрут, льготные тарифы), и затрат (расходов), связанных с судозаходом в морские порты по маршруту, включая: