Нарушение правил обращения с ТКО

Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение правил обращения с ТКО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2021 N 301-ЭС21-17400 по делу N А31-17459/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании расходов по ликвидации несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов (ТКО).
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку свалка ТКО была образована вследствие отсутствия специальных площадок и соответствующих бункеров для складирования жителями района крупногабаритных отходов; тот факт, что региональный оператор выполнил сортировку отходов по видам, осуществил замеры объемов отходов, не относящихся к ТКО, и вывез данные отходы в отдельном порядке, не установлен.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что перечисленные обществом в актах осмотра площадки отражены в реестре мест (площадок) для накопления ТКО муниципального образования Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденном постановлением администрации от 26.02.2019 N 41 (с изменениями от 02.08.2019); доказательств того, что складирование ТКО осуществлялось потребителями в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, не представлено. Принимая во внимание, что акты осмотра подтверждают нарушение потребителями положений, установленных абзацем вторым пункта 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), а не свидетельствуют о фиксации региональным оператором мест складирования ТКО, объем которых превышает 1 кубический метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, суды пришли к выводу о том, что свалки отходов образованы в результате отсутствия организации специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов для жителей в данном районе и соответствующих бункеров. При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств выполнения региональным оператором сортировки отходов по видам, осуществления замеров объемов отходов, не относящихся к ТКО, и вывоза данных отходов в отдельном порядке, руководствуясь статьями 1, 13.4, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами N 1156, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для удовлетворения исковых требований.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 N 12АП-8570/2023 по делу N А12-17592/2023
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Между тем, отсутствие в материалах дела оригиналов данных актов с учетом порядка их получения Комитетом от местных администраций не свидетельствует о том, что для их оценки необходимы специальные познания и назначение судебной экспертизы, а также не опровергает факт наличия указанных нарушений со стороны ООО "Ситиматик- Волгоград", поскольку выявленные нарушения обществом Правил N 1156, договоров на оказание услуг по обращению с ТКО и Соглашения подтверждены иными предоставленными в материалы дела доказательствами.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
- если в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором;
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики)"
(выпуск 27)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2020)
<2> См. подробнее: Пономарев М.В. Проблемы применения норм экологического права при разрешении судами споров в области обращения с отходами // Судья. 2019. N 6; Хлуденева Н.И., Кичигин Н.В., Пономарев М.В. Глава 18. Роль судебной практики в установлении экологического правопорядка // Судебная практика в современной правовой системе России: монография / под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. М.: ИЗиСП; Норма; ИНФРА-М, 2017. С. 317 - 339; Пономарев М.В. Правовые проблемы судебного разрешения споров по вопросам обращения с отходами // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2015. N 3. С. 83 - 90; Он же. Рассмотрение судами дел о нарушении правил обращения с отходами // Твердые бытовые отходы. 2011. N 7. С. 10 - 12.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 11.04.2024)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")
показатели качества коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальной услуги, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
График вывоза несортированных ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором исполнителем коммунальной услуги соблюдаются требования подпункта "а" пункта 148(22) Правил N 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не нарушается режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354.