Насилие в школе
Подборка наиболее важных документов по запросу Насилие в школе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с прекращением трудового договора: Педагогический работник оспаривает увольнение из-за судимости, за аморальный проступок или насильственные методы воспитания
(КонсультантПлюс, 2024)Педагогический работник (школьный учитель, музыкальный руководитель) применил метод воспитания, связанный с насилием (например, намеренно удерживал учеников в запертом помещении)
(КонсультантПлюс, 2024)Педагогический работник (школьный учитель, музыкальный руководитель) применил метод воспитания, связанный с насилием (например, намеренно удерживал учеников в запертом помещении)
Апелляционное определение Московского городского суда от 23.10.2023 по делу N 33-40336/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец работал у ответчика, был уволен с работы, ответчиком был нарушен установленный порядок применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения, незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Приведенные в решении доказательства при их сопоставлении указывают на идентичные фактические обстоятельства, являются однозначными и не противоречивыми, в связи с чем обоснованно не вызвали сомнений у суда в доказанности факта применения истцом методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием в отношении воспитанника Школы.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец работал у ответчика, был уволен с работы, ответчиком был нарушен установленный порядок применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения, незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Приведенные в решении доказательства при их сопоставлении указывают на идентичные фактические обстоятельства, являются однозначными и не противоречивыми, в связи с чем обоснованно не вызвали сомнений у суда в доказанности факта применения истцом методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием в отношении воспитанника Школы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современные формы насилия в молодежной среде: степень распространения и меры профилактики
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Также результаты анализа заполненных учителями анкет показали, что они имеют весьма размытое представление о сущности и содержании различных форм молодежного насилия. Так, 19,2% опрошенных преподавателей не знакомы с понятием "кибербуллинг"; в отношении термина "скулшутинг" показатели еще более тревожные: 47% респондентов впервые узнали об этом криминальном феномене при прохождении анкетирования. Примечательно, что 72% респондентов из числа учителей не проходили специального обучения, например в рамках повышения квалификации, по разрешению ситуаций насилия в школе (буллинга, кибербуллинга, гендерного насилия, скулшутинга и т.д.). При этом 76% педагогов заявили о необходимости усиления внеучебной работы с учащимися.
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Также результаты анализа заполненных учителями анкет показали, что они имеют весьма размытое представление о сущности и содержании различных форм молодежного насилия. Так, 19,2% опрошенных преподавателей не знакомы с понятием "кибербуллинг"; в отношении термина "скулшутинг" показатели еще более тревожные: 47% респондентов впервые узнали об этом криминальном феномене при прохождении анкетирования. Примечательно, что 72% респондентов из числа учителей не проходили специального обучения, например в рамках повышения квалификации, по разрешению ситуаций насилия в школе (буллинга, кибербуллинга, гендерного насилия, скулшутинга и т.д.). При этом 76% педагогов заявили о необходимости усиления внеучебной работы с учащимися.
Статья: Субкультуризация массового убийства в образовательных организациях как новый российский криминологический феномен
(Суходольская Ю.В.)
("Законность", 2020, N 10)Приходится констатировать, что после массового убийства в "Колумбайне" с течением времени сформировалась устойчивая подростковая субкультура, распространяющаяся в основном через интернет-сообщества, являющиеся по сути инструментом для создания определенных молодежных культов, а следовательно - вспомогательным средством для совершения массовых убийств в образовательных организациях. В частности, в сети Интернет создаются тематические сообщества, группы, в которых подростки черпают деструктивные идеи о насилии в школах и колледжах.
(Суходольская Ю.В.)
("Законность", 2020, N 10)Приходится констатировать, что после массового убийства в "Колумбайне" с течением времени сформировалась устойчивая подростковая субкультура, распространяющаяся в основном через интернет-сообщества, являющиеся по сути инструментом для создания определенных молодежных культов, а следовательно - вспомогательным средством для совершения массовых убийств в образовательных организациях. В частности, в сети Интернет создаются тематические сообщества, группы, в которых подростки черпают деструктивные идеи о насилии в школах и колледжах.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Что касается жалобы автора на нарушение государством-участником ее прав по статье 11 Конвенции, то в свете информации, представленной автором и государством-участником, Комитет считает, что жалоба автора касается вопросов, охватываемых пунктами 1(a) и (f) статьи 11 Конвенции. В свете своих выводов о нарушении статьи 2(e), толкуемой в совокупности со статьей 1, Конвенции, Комитет отмечает утверждение автора о том, что в январе 2011 года директор школы А. пригласил ее для беседы. Во время этой беседы он завуалированно дал понять, что продолжение ее работы будет зависеть от ее вступления в интимную связь с ним, на что она ответила категорическим отказом. После этого А. продолжал преследовать автора, проявляя сексуальные домогательства, и, поскольку она продолжала отвечать отказом, предложил ей заплатить ему 10 000 тенге, если она хочет сохранить работу в школе. Учитывая, что автор отказалась удовлетворить эти требования, она была уведомлена в мае 2011 года о том, что ее трудовой договор не будет продлен на следующий учебный год. Школа продолжала работать до сентября 2012 года. Комитет отмечает заявление автора о том, что вследствие прекращения действия ее трудового договора и производства по гражданскому иску, возбужденному против нее А. после направления ею жалоб на домогательства, результатом которого стало постановление Рудненского городского суда, предписывающее ей выплатить А. компенсацию и принести ему извинения на общем собрании коллектива школы, она впала в депрессию и обратилась за психологической помощью в кризисный центр защиты женщин от насилия. В связи с этим Комитет отмечает, что 29 марта 2012 г. автору был поставлен диагноз депрессии и посттравматического стрессового расстройства (пункт 10.11 Мнения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Что касается жалобы автора на нарушение государством-участником ее прав по статье 11 Конвенции, то в свете информации, представленной автором и государством-участником, Комитет считает, что жалоба автора касается вопросов, охватываемых пунктами 1(a) и (f) статьи 11 Конвенции. В свете своих выводов о нарушении статьи 2(e), толкуемой в совокупности со статьей 1, Конвенции, Комитет отмечает утверждение автора о том, что в январе 2011 года директор школы А. пригласил ее для беседы. Во время этой беседы он завуалированно дал понять, что продолжение ее работы будет зависеть от ее вступления в интимную связь с ним, на что она ответила категорическим отказом. После этого А. продолжал преследовать автора, проявляя сексуальные домогательства, и, поскольку она продолжала отвечать отказом, предложил ей заплатить ему 10 000 тенге, если она хочет сохранить работу в школе. Учитывая, что автор отказалась удовлетворить эти требования, она была уведомлена в мае 2011 года о том, что ее трудовой договор не будет продлен на следующий учебный год. Школа продолжала работать до сентября 2012 года. Комитет отмечает заявление автора о том, что вследствие прекращения действия ее трудового договора и производства по гражданскому иску, возбужденному против нее А. после направления ею жалоб на домогательства, результатом которого стало постановление Рудненского городского суда, предписывающее ей выплатить А. компенсацию и принести ему извинения на общем собрании коллектива школы, она впала в депрессию и обратилась за психологической помощью в кризисный центр защиты женщин от насилия. В связи с этим Комитет отмечает, что 29 марта 2012 г. автору был поставлен диагноз депрессии и посттравматического стрессового расстройства (пункт 10.11 Мнения).
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 9 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет также принял к сведению утверждения авторов о том, что в 2009/10 и 2010/11 учебных годах Рубен пострадал от действий, представляющих собой дискриминацию и надругательства, в обычной государственной начальной школе им. Антонио Гонсалеса де Ламы города Леон, которые поставили под угрозу его личную целостность и умалили его достоинство в нарушение прав по статье 15, рассматриваемой в совокупности со статьей 17 Конвенции. В частности, Комитет отметил, что: a) согласно свидетельским показаниям матерей двух одноклассников Рубена, данным в Административном суде N 1 Леона, тьютор хватал автора за шею, угрожая выбросить его из окна, а также ударить его стулом; b) авторы утверждают, что Рубен подвергся физическому насилию со стороны одной из учительниц, которая дала ему несколько пощечин (пункт 8.11 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет также принял к сведению утверждения авторов о том, что в 2009/10 и 2010/11 учебных годах Рубен пострадал от действий, представляющих собой дискриминацию и надругательства, в обычной государственной начальной школе им. Антонио Гонсалеса де Ламы города Леон, которые поставили под угрозу его личную целостность и умалили его достоинство в нарушение прав по статье 15, рассматриваемой в совокупности со статьей 17 Конвенции. В частности, Комитет отметил, что: a) согласно свидетельским показаниям матерей двух одноклассников Рубена, данным в Административном суде N 1 Леона, тьютор хватал автора за шею, угрожая выбросить его из окна, а также ударить его стулом; b) авторы утверждают, что Рубен подвергся физическому насилию со стороны одной из учительниц, которая дала ему несколько пощечин (пункт 8.11 Соображений).