Насилие в школе
Подборка наиболее важных документов по запросу Насилие в школе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с прекращением трудового договора: Педагогический работник оспаривает увольнение из-за судимости, за аморальный проступок или насильственные методы воспитания
(КонсультантПлюс, 2025)Педагогический работник (школьный учитель, музыкальный руководитель) применил метод воспитания, связанный с насилием (например, намеренно удерживал учеников в запертом помещении)
(КонсультантПлюс, 2025)Педагогический работник (школьный учитель, музыкальный руководитель) применил метод воспитания, связанный с насилием (например, намеренно удерживал учеников в запертом помещении)
Апелляционное определение Московского городского суда от 23.10.2023 по делу N 33-40336/2023 (УИД 77RS0035-02-2022-003011-39)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец работал у ответчика, был уволен с работы, ответчиком был нарушен установленный порядок применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения, незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Приведенные в решении доказательства при их сопоставлении указывают на идентичные фактические обстоятельства, являются однозначными и не противоречивыми, в связи с чем обоснованно не вызвали сомнений у суда в доказанности факта применения истцом методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием в отношении воспитанника Школы.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец работал у ответчика, был уволен с работы, ответчиком был нарушен установленный порядок применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения, незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Приведенные в решении доказательства при их сопоставлении указывают на идентичные фактические обстоятельства, являются однозначными и не противоречивыми, в связи с чем обоснованно не вызвали сомнений у суда в доказанности факта применения истцом методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием в отношении воспитанника Школы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современные формы насилия в молодежной среде: степень распространения и меры профилактики
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Также результаты анализа заполненных учителями анкет показали, что они имеют весьма размытое представление о сущности и содержании различных форм молодежного насилия. Так, 19,2% опрошенных преподавателей не знакомы с понятием "кибербуллинг"; в отношении термина "скулшутинг" показатели еще более тревожные: 47% респондентов впервые узнали об этом криминальном феномене при прохождении анкетирования. Примечательно, что 72% респондентов из числа учителей не проходили специального обучения, например в рамках повышения квалификации, по разрешению ситуаций насилия в школе (буллинга, кибербуллинга, гендерного насилия, скулшутинга и т.д.). При этом 76% педагогов заявили о необходимости усиления внеучебной работы с учащимися.
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Также результаты анализа заполненных учителями анкет показали, что они имеют весьма размытое представление о сущности и содержании различных форм молодежного насилия. Так, 19,2% опрошенных преподавателей не знакомы с понятием "кибербуллинг"; в отношении термина "скулшутинг" показатели еще более тревожные: 47% респондентов впервые узнали об этом криминальном феномене при прохождении анкетирования. Примечательно, что 72% респондентов из числа учителей не проходили специального обучения, например в рамках повышения квалификации, по разрешению ситуаций насилия в школе (буллинга, кибербуллинга, гендерного насилия, скулшутинга и т.д.). При этом 76% педагогов заявили о необходимости усиления внеучебной работы с учащимися.
Статья: Кибербуллинг как фактор подростковой преступности: международный опыт противодействия
(Чистяков К.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Начиная с 2020 г. в первый четверг ноября отмечается Международный день борьбы с насилием и издевательствами в школе, включая киберзапугивание <1>.
(Чистяков К.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Начиная с 2020 г. в первый четверг ноября отмечается Международный день борьбы с насилием и издевательствами в школе, включая киберзапугивание <1>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Что касается жалобы автора на нарушение государством-участником ее прав по статье 11 Конвенции, то в свете информации, представленной автором и государством-участником, Комитет считает, что жалоба автора касается вопросов, охватываемых пунктами 1(a) и (f) статьи 11 Конвенции. В свете своих выводов о нарушении статьи 2(e), толкуемой в совокупности со статьей 1, Конвенции, Комитет отмечает утверждение автора о том, что в январе 2011 года директор школы А. пригласил ее для беседы. Во время этой беседы он завуалированно дал понять, что продолжение ее работы будет зависеть от ее вступления в интимную связь с ним, на что она ответила категорическим отказом. После этого А. продолжал преследовать автора, проявляя сексуальные домогательства, и, поскольку она продолжала отвечать отказом, предложил ей заплатить ему 10 000 тенге, если она хочет сохранить работу в школе. Учитывая, что автор отказалась удовлетворить эти требования, она была уведомлена в мае 2011 года о том, что ее трудовой договор не будет продлен на следующий учебный год. Школа продолжала работать до сентября 2012 года. Комитет отмечает заявление автора о том, что вследствие прекращения действия ее трудового договора и производства по гражданскому иску, возбужденному против нее А. после направления ею жалоб на домогательства, результатом которого стало постановление Рудненского городского суда, предписывающее ей выплатить А. компенсацию и принести ему извинения на общем собрании коллектива школы, она впала в депрессию и обратилась за психологической помощью в кризисный центр защиты женщин от насилия. В связи с этим Комитет отмечает, что 29 марта 2012 г. автору был поставлен диагноз депрессии и посттравматического стрессового расстройства (пункт 10.11 Мнения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Что касается жалобы автора на нарушение государством-участником ее прав по статье 11 Конвенции, то в свете информации, представленной автором и государством-участником, Комитет считает, что жалоба автора касается вопросов, охватываемых пунктами 1(a) и (f) статьи 11 Конвенции. В свете своих выводов о нарушении статьи 2(e), толкуемой в совокупности со статьей 1, Конвенции, Комитет отмечает утверждение автора о том, что в январе 2011 года директор школы А. пригласил ее для беседы. Во время этой беседы он завуалированно дал понять, что продолжение ее работы будет зависеть от ее вступления в интимную связь с ним, на что она ответила категорическим отказом. После этого А. продолжал преследовать автора, проявляя сексуальные домогательства, и, поскольку она продолжала отвечать отказом, предложил ей заплатить ему 10 000 тенге, если она хочет сохранить работу в школе. Учитывая, что автор отказалась удовлетворить эти требования, она была уведомлена в мае 2011 года о том, что ее трудовой договор не будет продлен на следующий учебный год. Школа продолжала работать до сентября 2012 года. Комитет отмечает заявление автора о том, что вследствие прекращения действия ее трудового договора и производства по гражданскому иску, возбужденному против нее А. после направления ею жалоб на домогательства, результатом которого стало постановление Рудненского городского суда, предписывающее ей выплатить А. компенсацию и принести ему извинения на общем собрании коллектива школы, она впала в депрессию и обратилась за психологической помощью в кризисный центр защиты женщин от насилия. В связи с этим Комитет отмечает, что 29 марта 2012 г. автору был поставлен диагноз депрессии и посттравматического стрессового расстройства (пункт 10.11 Мнения).
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 9 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет также принял к сведению утверждения авторов о том, что в 2009/10 и 2010/11 учебных годах Рубен пострадал от действий, представляющих собой дискриминацию и надругательства, в обычной государственной начальной школе им. Антонио Гонсалеса де Ламы города Леон, которые поставили под угрозу его личную целостность и умалили его достоинство в нарушение прав по статье 15, рассматриваемой в совокупности со статьей 17 Конвенции. В частности, Комитет отметил, что: a) согласно свидетельским показаниям матерей двух одноклассников Рубена, данным в Административном суде N 1 Леона, тьютор хватал автора за шею, угрожая выбросить его из окна, а также ударить его стулом; b) авторы утверждают, что Рубен подвергся физическому насилию со стороны одной из учительниц, которая дала ему несколько пощечин (пункт 8.11 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет также принял к сведению утверждения авторов о том, что в 2009/10 и 2010/11 учебных годах Рубен пострадал от действий, представляющих собой дискриминацию и надругательства, в обычной государственной начальной школе им. Антонио Гонсалеса де Ламы города Леон, которые поставили под угрозу его личную целостность и умалили его достоинство в нарушение прав по статье 15, рассматриваемой в совокупности со статьей 17 Конвенции. В частности, Комитет отметил, что: a) согласно свидетельским показаниям матерей двух одноклассников Рубена, данным в Административном суде N 1 Леона, тьютор хватал автора за шею, угрожая выбросить его из окна, а также ударить его стулом; b) авторы утверждают, что Рубен подвергся физическому насилию со стороны одной из учительниц, которая дала ему несколько пощечин (пункт 8.11 Соображений).
Статья: К вопросу равенства в уголовном судопроизводстве в странах англо-американского права
(Сулейманова С.Т.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 2)Доктор Уокер указал, что в жизненном опыте Робертса присутствуют признаки системного расизма. В школе какие-либо его поведенческие проблемы не были тщательно исследованы, Робертса шантажировали. Поскольку он имел только девять классов образования, перспективы трудоустройства у него были ограничены. Кроме того, Робертс имел непосредственный опыт жертвы насилия с применением огнестрельного оружия.
(Сулейманова С.Т.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 2)Доктор Уокер указал, что в жизненном опыте Робертса присутствуют признаки системного расизма. В школе какие-либо его поведенческие проблемы не были тщательно исследованы, Робертса шантажировали. Поскольку он имел только девять классов образования, перспективы трудоустройства у него были ограничены. Кроме того, Робертс имел непосредственный опыт жертвы насилия с применением огнестрельного оружия.
Статья: Общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны в современных условиях
(Макаров А.В., Куприянова А.В., Железкова Д.О.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 4)<20> В ГД внесен законопроект об ответственности за пропаганду нападений на школы // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/09/22/reg-pfo/v-gd-vnesen-zakonoproekt-ob-otvetstvennosti-za-propagandu-napadenij-na-shkoly.html (дата обращения: 12.03.2023); Пропаганде насилия сверяют статью // Газета "Коммерсантъ". URL: https://www.kommersant.ru/doc/4998575 (дата обращения 15.03.2023).
(Макаров А.В., Куприянова А.В., Железкова Д.О.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 4)<20> В ГД внесен законопроект об ответственности за пропаганду нападений на школы // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/09/22/reg-pfo/v-gd-vnesen-zakonoproekt-ob-otvetstvennosti-za-propagandu-napadenij-na-shkoly.html (дата обращения: 12.03.2023); Пропаганде насилия сверяют статью // Газета "Коммерсантъ". URL: https://www.kommersant.ru/doc/4998575 (дата обращения 15.03.2023).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Другой пример - посещение уроков без предварительного согласования с педагогом и руководством образовательной организации; в таком случае педагог имеет право просто не пустить на урок посещающее лицо, кем бы оно ни являлось (хотя бы и директором школы).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Другой пример - посещение уроков без предварительного согласования с педагогом и руководством образовательной организации; в таком случае педагог имеет право просто не пустить на урок посещающее лицо, кем бы оно ни являлось (хотя бы и директором школы).
Статья: Аналитический обзор применения положительного опыта использования индивидуальных программ по пробации
(Лещенко С.А., Конунникова В.В., Гвоздева Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 3)- изменение процесса мышления. Мыслительная деятельность, которая в прошлом могла привести к насилию или преступлениям, может препятствовать поиску работы, окончанию школы или мирному урегулированию конфликта. Чтобы противостоять этому вредному мышлению, групповые занятия, проводимые в семейной атмосфере, следуют учебной программе, основанной на фактических данных, которые опираются на когнитивно-поведенческие принципы, направленные на саморефлексию и изменение поведения;
(Лещенко С.А., Конунникова В.В., Гвоздева Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 3)- изменение процесса мышления. Мыслительная деятельность, которая в прошлом могла привести к насилию или преступлениям, может препятствовать поиску работы, окончанию школы или мирному урегулированию конфликта. Чтобы противостоять этому вредному мышлению, групповые занятия, проводимые в семейной атмосфере, следуют учебной программе, основанной на фактических данных, которые опираются на когнитивно-поведенческие принципы, направленные на саморефлексию и изменение поведения;
Статья: Кибербуллинг в России: правовые вызовы, ответственность и стратегии профилактики
(Чистяков К.В.)
("Современное право", 2025, N 8)Рост травли детей в Интернете - общемировая тенденция, но, чтобы минимизировать риски общения школьников в Сети, в первую очередь необходимо упорядочить педагогическое сопровождение такого общения в школах, чтобы учителя, дети и родители могли совместно работать над снижением рисков инновационного способа насилия над ребенком [6].
(Чистяков К.В.)
("Современное право", 2025, N 8)Рост травли детей в Интернете - общемировая тенденция, но, чтобы минимизировать риски общения школьников в Сети, в первую очередь необходимо упорядочить педагогическое сопровождение такого общения в школах, чтобы учителя, дети и родители могли совместно работать над снижением рисков инновационного способа насилия над ребенком [6].
Статья: Основные направления профилактики насильственных преступлений несовершеннолетних
(Авдеев В.А., Аксенов А.Н.)
("Российский следователь", 2023, N 7)Насилие, совершаемое подростками, обладает особым, не всегда осознаваемым ими цинизмом, жестокостью, совершается не только на почве личных неприязненных отношений или с корыстной целью, но и из желания выделиться, продемонстрировать свою силу и превосходство, "храбрость", пренебрежительное отношение к закону (чему в значительной степени способствует демонстрация положительного облика преступника в современных фильмах и в художественной литературе), приверженность сомнительным криминальным ценностям. В контексте анализируемой проблемы можно привести вызвавшее широкий общественный резонанс дело связанной с ворами в законе преступной Забайкальской группировки "Арестантское уркаганское единство", обложившей данью на нужды "общака" школьников и детей из сиротских учреждений не только в Забайкалье, но и в Республике Марий Эл, Мордовии, Ставропольском крае. В школах и детских домах уголовники назначали "смотрящих" из числа старших по возрасту подростков, которые собирали деньги, а к тем, кто отказывался платить, применяли насилие, в том числе сексуальное. Последствиями подобных действий, как следует из содержания предсмертных записок, стали несколько случаев самоубийств <17>.
(Авдеев В.А., Аксенов А.Н.)
("Российский следователь", 2023, N 7)Насилие, совершаемое подростками, обладает особым, не всегда осознаваемым ими цинизмом, жестокостью, совершается не только на почве личных неприязненных отношений или с корыстной целью, но и из желания выделиться, продемонстрировать свою силу и превосходство, "храбрость", пренебрежительное отношение к закону (чему в значительной степени способствует демонстрация положительного облика преступника в современных фильмах и в художественной литературе), приверженность сомнительным криминальным ценностям. В контексте анализируемой проблемы можно привести вызвавшее широкий общественный резонанс дело связанной с ворами в законе преступной Забайкальской группировки "Арестантское уркаганское единство", обложившей данью на нужды "общака" школьников и детей из сиротских учреждений не только в Забайкалье, но и в Республике Марий Эл, Мордовии, Ставропольском крае. В школах и детских домах уголовники назначали "смотрящих" из числа старших по возрасту подростков, которые собирали деньги, а к тем, кто отказывался платить, применяли насилие, в том числе сексуальное. Последствиями подобных действий, как следует из содержания предсмертных записок, стали несколько случаев самоубийств <17>.
Статья: Современное состояние международного гуманитарного права и проблемы его исполнения: к 75-летию Женевских конвенций 1949 года о защите жертв войны
(Пузырева Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 11)Мир становится свидетелем череды иных серьезных нарушений МГП: больницы и школы превращают в руины, поля и посевы уничтожаются, подвергаются атакам и военным угрозам объекты АЭС, к задержанным и военнопленным применяют бесчеловечное обращение, ужасающее количество женщин и девочек подвергается сексуальному насилию, гуманитарные работники все чаще становятся жертвами расстрелов гуманитарных колонн, а самим гуманитарным усилиям намеренно препятствуют. Следует отметить, что все эти противоправные деяния и посягательства запрещены положениями Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как серьезные нарушения договоров [12, р. 47 - 59].
(Пузырева Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 11)Мир становится свидетелем череды иных серьезных нарушений МГП: больницы и школы превращают в руины, поля и посевы уничтожаются, подвергаются атакам и военным угрозам объекты АЭС, к задержанным и военнопленным применяют бесчеловечное обращение, ужасающее количество женщин и девочек подвергается сексуальному насилию, гуманитарные работники все чаще становятся жертвами расстрелов гуманитарных колонн, а самим гуманитарным усилиям намеренно препятствуют. Следует отметить, что все эти противоправные деяния и посягательства запрещены положениями Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как серьезные нарушения договоров [12, р. 47 - 59].
Статья: Право на жизнь: конституционные и этические проблемы
(Василевич Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27). На наш взгляд, первичным является то, как ограничительная диета сказывается на здоровье ребенка, как реагируют на такое питание (если речь идет о питании в школе) одноклассники и не оказывают ли они психологическое воздействие. Важно также, как реагирует ребенок на требование родителей есть вегетарианскую пищу, согласен ли он с этим либо с их стороны применяется насилие (психологическое или иное), влияет на его здоровье такая диета или нет. В связи с этим целесообразно применять меры административной ответственности родителей за злоупотребление ими своими правами по воспитанию детей, в частности в случае принуждения к приему только вегетарианской пищи (если это не продиктовано медицинскими показаниями), что оказывает вредное воздействие на организм ребенка. Основанием для привлечения к такой ответственности может быть заключение медицинского учреждения. Однако привлечение к административной ответственности родителей, на наш взгляд, возможно после вынесения органами опеки предупреждения и его неисполнения. В Республике Беларусь действует Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" <21>. Хотя этот нормативный акт изначально имел иную направленность, а именно - воздействовать на родителей, ведущих аморальный образ жизни, его положения применимы и для разрешения конфликтной ситуации по поводу питания ребенка. Согласно пункту 1 указанного Декрета дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем последние находятся в социально опасном положении.
(Василевич Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27). На наш взгляд, первичным является то, как ограничительная диета сказывается на здоровье ребенка, как реагируют на такое питание (если речь идет о питании в школе) одноклассники и не оказывают ли они психологическое воздействие. Важно также, как реагирует ребенок на требование родителей есть вегетарианскую пищу, согласен ли он с этим либо с их стороны применяется насилие (психологическое или иное), влияет на его здоровье такая диета или нет. В связи с этим целесообразно применять меры административной ответственности родителей за злоупотребление ими своими правами по воспитанию детей, в частности в случае принуждения к приему только вегетарианской пищи (если это не продиктовано медицинскими показаниями), что оказывает вредное воздействие на организм ребенка. Основанием для привлечения к такой ответственности может быть заключение медицинского учреждения. Однако привлечение к административной ответственности родителей, на наш взгляд, возможно после вынесения органами опеки предупреждения и его неисполнения. В Республике Беларусь действует Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" <21>. Хотя этот нормативный акт изначально имел иную направленность, а именно - воздействовать на родителей, ведущих аморальный образ жизни, его положения применимы и для разрешения конфликтной ситуации по поводу питания ребенка. Согласно пункту 1 указанного Декрета дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем последние находятся в социально опасном положении.
Статья: Местное самоуправление в системе единой публичной власти
(Тимофеев Н.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 2)Н.Н. Алексеев делает вывод о том, что Оппенгеймер хочет построить "синтез между теорией чистого насилия и теорией добровольного образования государства, как о ней учили старые авторы школы естественного права и сторонники норм общественного договора" <14>.
(Тимофеев Н.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 2)Н.Н. Алексеев делает вывод о том, что Оппенгеймер хочет построить "синтез между теорией чистого насилия и теорией добровольного образования государства, как о ней учили старые авторы школы естественного права и сторонники норм общественного договора" <14>.
Статья: Пределы осуществления семейных прав
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Неправомерные формы нарушения пределов (например, насилие <20>), в свою очередь, могут проявляться в принуждении ребенка к совершению действий (например, занятия музыкой в ночное время с нарушением режима ребенка) либо, наоборот, в безразличии (например, родитель не реагирует на прогулы, т.е. непосещение ребенком школы без уважительной причины). Следует отличать от несовершения родителем юридически значимых действий, например представительства ребенка по оформлению его в школу в предусмотренном возрасте, что является нарушением права ребенка на образование. Именно в форме безразличия могут быть совершены некоторые действия, влияющие на здоровье и на развитие ребенка.
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Неправомерные формы нарушения пределов (например, насилие <20>), в свою очередь, могут проявляться в принуждении ребенка к совершению действий (например, занятия музыкой в ночное время с нарушением режима ребенка) либо, наоборот, в безразличии (например, родитель не реагирует на прогулы, т.е. непосещение ребенком школы без уважительной причины). Следует отличать от несовершения родителем юридически значимых действий, например представительства ребенка по оформлению его в школу в предусмотренном возрасте, что является нарушением права ребенка на образование. Именно в форме безразличия могут быть совершены некоторые действия, влияющие на здоровье и на развитие ребенка.