Навязывание услуг банком

Подборка наиболее важных документов по запросу Навязывание услуг банком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.7 "Обман потребителей" КоАП РФ"В отсутствие доказательств того, что банк навязывал заявителю дополнительные услуги, понудил его к заключению договора N ОЮВ/П-0016785 и к перечислению денежных средств, и что при отказе потребителя от подписания указанного договора ему было бы отказано в заключении кредитного договора с банком, а также доказательств того, что именно банк ввел заявителя в заблуждение путем включения в договор условий, ущемляющих права потребителя, а также нарушил его право на получение необходимой и достоверной информации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях "Газпромбанк" (акционерное общество) признаков события административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 14.7 и частями 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ, не установлено."
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.09.2024 N 88-20135/2024 (УИД 16RS0007-01-2024-000114-84)
Категория спора: Заем (кредит).
Требования: 1) О взыскании денежных средств; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами; 3) О взыскании убытков; 4) О взыскании неустойки; 5) О взыскании компенсации морального вреда; 6) О взыскании штрафа.
Обстоятельства: Истец указал, что из содержания раздела о дополнительных услугах предоставленной ответчиком анкеты-заявления на получение кредита невозможно было определить волеизъявление заемщика приобрести дополнительную услугу.
Решение: 1) - 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено в части; 6) Удовлетворено.
Оценивая доводы ответчика Банка ВТБ (ПАО) о том, что предоставляемая по договору с ООО "Сити Ассист" услуга не является дополнительной услугой, оказываемой банком и отраженной в анкете-заявлении, приобретена истцом самостоятельно при оформлении договора купли-продажи автомобиля, суд первой инстанции указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о предоставлении истцу при заключении кредитного договора права отказаться от предоставления данной дополнительной услуги, что само по себе свидетельствует о нарушении прав истца как потребителя. Поскольку ни анкета-заявление о предоставлении кредита, ни индивидуальные условия договора не содержат информации о предоставляемой дополнительной услуге, ее цене, указания на то, что данная услуга не является обязательной, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации имел место факт навязывания банком дополнительных услуг при заключении кредитного договора.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Куда обращаться с жалобой на банк?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)
навязывание банком дополнительных ("сопутствующих") платных услуг, в том числе услуг партнеров банка (страхование, СМС-информирование и т.п.);
Готовое решение: Как оказывать платные услуги населению
(КонсультантПлюс, 2025)
в части недопустимости условий договора в сфере оказания банковских услуг, ущемляющих права потребителя (ст. 16). К числу таких условий относится навязывание банками дополнительных услуг при кредитовании (пакеты банковских услуг, страховки и пр.); удержание дополнительных необоснованных комиссий; право банка на одностороннее расторжение договора и изменение процентной ставки по кредиту (вкладу) или тарифов на оказание услуг; начисление процентов на проценты (кроме договоров банковского вклада); возложение на заемщика издержек по погашению ипотеки; установление обязательного досудебного порядка урегулирования споров (п. 2 ст. 317.1 ГК РФ, Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года, п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, п. п. 5, 19 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, п. 4.1 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, п. п. 3, 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146);

Нормативные акты

"Обзор неприемлемых практик и рекомендаций. Информационно-аналитический материал"
(подготовлен Банком России)
2. Навязывание продуктов и услуг в офисах банков с использованием электронных кодов подтверждения (аналогов собственноручной подписи)