Назначение пенсии без регистрации по месту жительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение пенсии без регистрации по месту жительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.02.2023 по делу N 33-1824/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием регистрации по месту жительства и подтверждения снятия с учета по прежнему месту жительства, истец указал, что он является гражданином РФ, проживает на территории РФ, в паспорте имеется отметка о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства на территории иностранного государства.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности назначения пенсии истцу как гражданину Российской Федерации в отсутствие подтверждения постоянной его регистрации по месту жительства (пребывания) в Российской Федерации. Одновременно исходил из того, что Ю. документы, подтверждающие факт места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии по старости от 19 января 2022 года не представила, предусмотренных законом оснований для признания решения пенсионного органа от 22 апреля 2022 года N 49302/22 об отказе в установлении страховой пенсии по старости не законным, не имеется.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием регистрации по месту жительства и подтверждения снятия с учета по прежнему месту жительства, истец указал, что он является гражданином РФ, проживает на территории РФ, в паспорте имеется отметка о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства на территории иностранного государства.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности назначения пенсии истцу как гражданину Российской Федерации в отсутствие подтверждения постоянной его регистрации по месту жительства (пребывания) в Российской Федерации. Одновременно исходил из того, что Ю. документы, подтверждающие факт места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии по старости от 19 января 2022 года не представила, предусмотренных законом оснований для признания решения пенсионного органа от 22 апреля 2022 года N 49302/22 об отказе в установлении страховой пенсии по старости не законным, не имеется.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2023 по делу N 88-17723/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии досрочно; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) Об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости. Решениями ответчика в назначении пенсии отказано в связи с недоказанностью факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии К., ввиду регистрации истца в общежитии по месту обучения в спорный период, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку отсутствие документов, подтверждающих регистрацию (прописку) истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии досрочно; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) Об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости. Решениями ответчика в назначении пенсии отказано в связи с недоказанностью факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии К., ввиду регистрации истца в общежитии по месту обучения в спорный период, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку отсутствие документов, подтверждающих регистрацию (прописку) истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Комментируемый Закон устанавливает, каким образом определять место жительства лица и, соответственно, уполномоченный территориальный орган ПФР для целей обращения за страховой пенсией в ч. 5 комментируемой статьи, предусматривая, что место жительства или место пребывания гражданина подтверждается документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера. Вместе с тем надо учитывать особенности определения места проживания для целей назначения страховой пенсии лицам, постоянно проживающим за пределами территории России или не имеющим постоянного места жительства на территории России, а также гражданам, фактически проживающим не по месту регистрации или в отдельных местностях с особенностями исчисления страховых пенсий.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Комментируемый Закон устанавливает, каким образом определять место жительства лица и, соответственно, уполномоченный территориальный орган ПФР для целей обращения за страховой пенсией в ч. 5 комментируемой статьи, предусматривая, что место жительства или место пребывания гражданина подтверждается документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера. Вместе с тем надо учитывать особенности определения места проживания для целей назначения страховой пенсии лицам, постоянно проживающим за пределами территории России или не имеющим постоянного места жительства на территории России, а также гражданам, фактически проживающим не по месту регистрации или в отдельных местностях с особенностями исчисления страховых пенсий.
Вопрос: На работу по совместительству поступает предпенсионер. Можно ли по соглашению сторон заключить срочный трудовой договор, сформулировав условие о сроке так: "До достижения пенсионного возраста", или указав эту дату? Не будет ли это дискриминацией?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2023)В соответствии с ч. 2 ст. 64 ТК РФ какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2023)В соответствии с ч. 2 ст. 64 ТК РФ какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Нормативные акты
Постановление Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п
(ред. от 23.09.2020)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775)41. Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, при обращении за назначением социальной пенсии в заявлении о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) указывают адрес места фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
(ред. от 23.09.2020)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775)41. Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, при обращении за назначением социальной пенсии в заявлении о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) указывают адрес места фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Постановление Правления ПФ РФ от 25.07.2019 N 404п
(ред. от 23.09.2020)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2019 N 56573)4. Государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, пенсии которым установлены в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2019, N 10, ст. 895) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), частью 3 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2018, N 41, ст. 6190) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ); Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2018, N 53, ст. 8462) (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ), за исключением граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, иностранных граждан, на которых распространяется действие международных договоров Российской Федерации, а также членов их семей и наследников в случае неполучения начисленной суммы пенсии в связи со смертью указанных граждан (далее - граждане).
(ред. от 23.09.2020)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2019 N 56573)4. Государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, пенсии которым установлены в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2019, N 10, ст. 895) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), частью 3 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2018, N 41, ст. 6190) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ); Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2018, N 53, ст. 8462) (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ), за исключением граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, иностранных граждан, на которых распространяется действие международных договоров Российской Федерации, а также членов их семей и наследников в случае неполучения начисленной суммы пенсии в связи со смертью указанных граждан (далее - граждане).