НДФЛ федеральный налог
Подборка наиболее важных документов по запросу НДФЛ федеральный налог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам1.4. Можно ли зачесть налоговому агенту в счет недоимки по НДФЛ переплату, образовавшуюся у него как у налогоплательщика по другому федеральному налогу (до 31 декабря 2022 г. включительно)?
Интервью: Лучшая оптимизация - не переплачивать налоги
("Закон", 2024, N 11)В наше же время необходимо учитывать федеративное устройство России. НДФЛ - налог федеральный, но зачисляется он в региональные бюджеты. Бюджетная система у нас едина, а конкретные бюджеты разные, поэтому логика в НДФЛ для военных вполне имеется.
("Закон", 2024, N 11)В наше же время необходимо учитывать федеративное устройство России. НДФЛ - налог федеральный, но зачисляется он в региональные бюджеты. Бюджетная система у нас едина, а конкретные бюджеты разные, поэтому логика в НДФЛ для военных вполне имеется.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)К федеральным налогам и сборам относятся:
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)К федеральным налогам и сборам относятся:
Статья: Налог на профессиональный доход - пять лет эксперимента: промежуточные итоги
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)В соответствии с Бюджетным кодексом РФ 63% от собранного налога поступает в бюджет субъекта РФ, оставшиеся 37% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Каким образом и кого можно стимулировать повышать число самозанятых? Как уже было показано выше, создание условий для ведения самозанятыми их профессиональной деятельности, в том числе через льготное кредитование, поддержки их как субъектов малого и среднего предпринимательства будет стимулировать граждан легализоваться и выбирать такой налоговый режим, не имея статуса индивидуального предпринимателя <9>. С другой стороны, заинтересованными субъектами со стороны органов власти могут стать органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления в случае предоставления соответствующему территориальному уровню стимулов и преференций. Для муниципалитетов такой механизм может быть создан по аналогии с поступлением налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), который будучи федеральным налогом зачисляется в части в местный бюджет <10>. Таким образом, муниципальное образование заинтересовано в увеличении доходной части местных бюджетов за счет увеличения поступлений от НДФЛ. Кроме того, субъект РФ может передать часть закрепленного за ним НДФЛ на уровень муниципального образования или перераспределить через выделение межбюджетных трансфертов.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)В соответствии с Бюджетным кодексом РФ 63% от собранного налога поступает в бюджет субъекта РФ, оставшиеся 37% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Каким образом и кого можно стимулировать повышать число самозанятых? Как уже было показано выше, создание условий для ведения самозанятыми их профессиональной деятельности, в том числе через льготное кредитование, поддержки их как субъектов малого и среднего предпринимательства будет стимулировать граждан легализоваться и выбирать такой налоговый режим, не имея статуса индивидуального предпринимателя <9>. С другой стороны, заинтересованными субъектами со стороны органов власти могут стать органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления в случае предоставления соответствующему территориальному уровню стимулов и преференций. Для муниципалитетов такой механизм может быть создан по аналогии с поступлением налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), который будучи федеральным налогом зачисляется в части в местный бюджет <10>. Таким образом, муниципальное образование заинтересовано в увеличении доходной части местных бюджетов за счет увеличения поступлений от НДФЛ. Кроме того, субъект РФ может передать часть закрепленного за ним НДФЛ на уровень муниципального образования или перераспределить через выделение межбюджетных трансфертов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Как и вышерассмотренные налоги, НДФЛ относится к федеральным налогам и играет важную роль для формирования доходов российской бюджетной системы.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Как и вышерассмотренные налоги, НДФЛ относится к федеральным налогам и играет важную роль для формирования доходов российской бюджетной системы.
Статья: О правовом обеспечении бюджетного федерализма (на примере финансов муниципальных образований): некоторые вопросы теории и практики
(Ручкина Г.Ф., Ашмарина Е.М.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Думается, что с таким конструктивным подходом трудно не согласиться; остановимся, однако, прежде всего на первом положении (рассмотреть подробно все не позволит объем статьи). Речь идет о рассуждениях по поводу целесообразности смещения акцента отечественной налоговой системы с фискальной функции на стимулирующую (рассмотрим применительно к муниципальным финансам). Действительно, к налоговым платежам, закрепленным за муниципальными образованиями, сегодня относятся (ст. 15 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) "Местные налоги"): земельный налог; налог на имущество физических лиц и торговый сбор. Можно констатировать, что только последний платеж (торговый сбор) непосредственно соотносится с экономической активностью органов местной власти (в случае его установления специальным законодательством). Кроме того, в местные бюджеты по общему правилу зачисляются платежи по доходам, получаемым в связи с применением специальных налоговых режимов (их перечень находится в ст. 18 НК РФ). Вместе с тем исследование положений Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), устанавливающих процедуры перераспределения федеральных и региональных налоговых платежей в пользу муниципальных образований, указывает нам, во-первых, на явную недостаточность доходов, получаемых от указанных выше платежей на обеспечение финансирования минимальных местных бюджетов, и, во-вторых, на традицию их пополнения на постоянной основе доходами от таких следующих федеральных и региональных налогов, как налог на доходы физических лиц и государственная пошлина (ст. 61, 61.1 - 61.6 БК РФ). Отметим, что эти финансовые потоки в целом не обусловлены местной инициативой, поскольку факт присутствия означенного механизма перераспределения в БК РФ указывает на то, что они носят постоянный и гарантированный характер. Безусловно, самыми собираемыми налоговыми платежами повсеместно, в том числе на местах, являются косвенные налоги (в частности, налог на добавленную стоимость (далее - НДС)), которые входят в цену товаров, работ и услуг. А также налог на прибыль, который уплачивают субъекты среднего и крупного предпринимательства. Именно эти налоги являются индикатором экономической (торговой, а равно производственной) активности, и непосредственное направление малой их части в муниципальный бюджет по месту осуществления такой деятельности хозяйствующими субъектами могло бы явиться стимулирующим фактором. Однако доходы от этих налогов поступают в федеральный и региональные бюджеты. Например, в соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляется НДС по нормативу 100 процентов. В дальнейшем в результате применения механизма бюджетного регулирования (перераспределения) до МСУ доходит часть этих поступлений в виде дотаций, что, однако, не служит стимулятором их хозяйственной активности.
(Ручкина Г.Ф., Ашмарина Е.М.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Думается, что с таким конструктивным подходом трудно не согласиться; остановимся, однако, прежде всего на первом положении (рассмотреть подробно все не позволит объем статьи). Речь идет о рассуждениях по поводу целесообразности смещения акцента отечественной налоговой системы с фискальной функции на стимулирующую (рассмотрим применительно к муниципальным финансам). Действительно, к налоговым платежам, закрепленным за муниципальными образованиями, сегодня относятся (ст. 15 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) "Местные налоги"): земельный налог; налог на имущество физических лиц и торговый сбор. Можно констатировать, что только последний платеж (торговый сбор) непосредственно соотносится с экономической активностью органов местной власти (в случае его установления специальным законодательством). Кроме того, в местные бюджеты по общему правилу зачисляются платежи по доходам, получаемым в связи с применением специальных налоговых режимов (их перечень находится в ст. 18 НК РФ). Вместе с тем исследование положений Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), устанавливающих процедуры перераспределения федеральных и региональных налоговых платежей в пользу муниципальных образований, указывает нам, во-первых, на явную недостаточность доходов, получаемых от указанных выше платежей на обеспечение финансирования минимальных местных бюджетов, и, во-вторых, на традицию их пополнения на постоянной основе доходами от таких следующих федеральных и региональных налогов, как налог на доходы физических лиц и государственная пошлина (ст. 61, 61.1 - 61.6 БК РФ). Отметим, что эти финансовые потоки в целом не обусловлены местной инициативой, поскольку факт присутствия означенного механизма перераспределения в БК РФ указывает на то, что они носят постоянный и гарантированный характер. Безусловно, самыми собираемыми налоговыми платежами повсеместно, в том числе на местах, являются косвенные налоги (в частности, налог на добавленную стоимость (далее - НДС)), которые входят в цену товаров, работ и услуг. А также налог на прибыль, который уплачивают субъекты среднего и крупного предпринимательства. Именно эти налоги являются индикатором экономической (торговой, а равно производственной) активности, и непосредственное направление малой их части в муниципальный бюджет по месту осуществления такой деятельности хозяйствующими субъектами могло бы явиться стимулирующим фактором. Однако доходы от этих налогов поступают в федеральный и региональные бюджеты. Например, в соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляется НДС по нормативу 100 процентов. В дальнейшем в результате применения механизма бюджетного регулирования (перераспределения) до МСУ доходит часть этих поступлений в виде дотаций, что, однако, не служит стимулятором их хозяйственной активности.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Развитие цифровой экономики поставило также проблему распределения поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который тоже является источником пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации. НДФЛ относится к федеральным налогам и регулируется полностью на федеральном уровне, поэтому полномочия здесь реализуются в рамках межбюджетных отношений по перераспределению доходов между бюджетами субъектов и местными бюджетами. Доля НДФЛ, получаемая субъектом Федерации и местным бюджетом, зависит от числа налогоплательщиков, зарегистрированных в таком качестве в соответствующем субъекте и муниципалитете. Поэтому субъекты Федерации и местное самоуправление заинтересованы в увеличении доходов населения и количества высокооплачиваемых рабочих мест на своей территории.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Развитие цифровой экономики поставило также проблему распределения поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который тоже является источником пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации. НДФЛ относится к федеральным налогам и регулируется полностью на федеральном уровне, поэтому полномочия здесь реализуются в рамках межбюджетных отношений по перераспределению доходов между бюджетами субъектов и местными бюджетами. Доля НДФЛ, получаемая субъектом Федерации и местным бюджетом, зависит от числа налогоплательщиков, зарегистрированных в таком качестве в соответствующем субъекте и муниципалитете. Поэтому субъекты Федерации и местное самоуправление заинтересованы в увеличении доходов населения и количества высокооплачиваемых рабочих мест на своей территории.