НДС при импорте из Белоруссии в Россию
Подборка наиболее важных документов по запросу НДС при импорте из Белоруссии в Россию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик принял к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь. Налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы, поскольку принятие к вычету НДС возможно в периоде, в котором налог уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате налога; данное условие было выполнено обществом только в следующем налоговом периоде. Суд поддержал вывод налогового органа о преждевременном заявлении налогового вычета, поскольку для принятия НДС к вычету недостаточно выполнить условия, указанные в ст. ст. 171, 172 НК РФ: необходимо принимать во внимание условия, предусмотренные Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик принял к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь. Налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы, поскольку принятие к вычету НДС возможно в периоде, в котором налог уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате налога; данное условие было выполнено обществом только в следующем налоговом периоде. Суд поддержал вывод налогового органа о преждевременном заявлении налогового вычета, поскольку для принятия НДС к вычету недостаточно выполнить условия, указанные в ст. ст. 171, 172 НК РФ: необходимо принимать во внимание условия, предусмотренные Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 193 "Налоговые ставки" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по аннулированию отметок об уплате косвенных налогов на заявлениях о ввозе подакцизных товаров. Суд установил, что общество (продавец, Республика Беларусь) заключило с российскими организациями контракт на поставку ректификованного этилового спирта, используемого покупателем в целях, не связанных с производством алкогольной продукцией. Контрактом было предусмотрено обязательство покупателя предоставить продавцу третий экземпляр заявления о ввозе товаров, экспортированных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, с отметкой налогового органа Российской Федерации, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме. Налоговый орган проставил соответствующие отметки на заявлениях покупателей, а затем аннулировал их, что повлекло неблагоприятные последствия для продавца. Суд признал действия налогового органа незаконными. Суд указал, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым, факт ввоза спирта с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в соответствующих объемах подтвержден, суммы НДС в связи с поставкой спирта были перечислены в бюджет, возможное наличие со стороны покупателей нарушений в связи с неуплатой в бюджет акцизов и неполной уплатой НДС, отсутствием необходимой лицензии не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для аннулирования налоговым органом отметок и отзыва заявлений. Налоговый орган должен руководствоваться положениями пунктов 22 и 25 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по аннулированию отметок об уплате косвенных налогов на заявлениях о ввозе подакцизных товаров. Суд установил, что общество (продавец, Республика Беларусь) заключило с российскими организациями контракт на поставку ректификованного этилового спирта, используемого покупателем в целях, не связанных с производством алкогольной продукцией. Контрактом было предусмотрено обязательство покупателя предоставить продавцу третий экземпляр заявления о ввозе товаров, экспортированных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, с отметкой налогового органа Российской Федерации, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме. Налоговый орган проставил соответствующие отметки на заявлениях покупателей, а затем аннулировал их, что повлекло неблагоприятные последствия для продавца. Суд признал действия налогового органа незаконными. Суд указал, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым, факт ввоза спирта с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в соответствующих объемах подтвержден, суммы НДС в связи с поставкой спирта были перечислены в бюджет, возможное наличие со стороны покупателей нарушений в связи с неуплатой в бюджет акцизов и неполной уплатой НДС, отсутствием необходимой лицензии не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для аннулирования налоговым органом отметок и отзыва заявлений. Налоговый орган должен руководствоваться положениями пунктов 22 и 25 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: НДС при импорте из ЕАЭС
(Издательство "Главная книга", 2025)НДС при импорте из Белоруссии, Казахстана или другой страны ЕАЭС считайте на дату принятия товаров к учету. База - стоимость товаров по контракту. Ставки обычные - 20 или 10%, их применяют все плательщики, включая упрощенцев с пониженными ставками (п. п. 14, 17 Протокола о косвенных налогах).
(Издательство "Главная книга", 2025)НДС при импорте из Белоруссии, Казахстана или другой страны ЕАЭС считайте на дату принятия товаров к учету. База - стоимость товаров по контракту. Ставки обычные - 20 или 10%, их применяют все плательщики, включая упрощенцев с пониженными ставками (п. п. 14, 17 Протокола о косвенных налогах).
Нормативные акты
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)14. Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)14. Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.