Недобросовестные практики в отношении потребителей финансовых услуг

Подборка наиболее важных документов по запросу Недобросовестные практики в отношении потребителей финансовых услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О совершенствовании правового регулирования противодействия мисселингу при оказании финансовых услуг
(Чирков А.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)
Так, Оксфордский словарь определяет мисселинг как продажу кому-то чего-либо, что не соответствует потребностям покупателя, или, например, непредоставление покупателю всей необходимой информации <3> (пер. авт.). В русскоязычных источниках под мисселингом предлагалось понимать недобросовестную практику продаж потребителям кредитных, страховых и иных финансовых продуктов (финансовых услуг), основанную на ограничении, необоснованном усложнении и (или) искажении предоставляемой потребителю информации о функциях и характеристиках финансовых продуктов (финансовых услуг), сопутствующих им рисках, их стоимости и иных существенных условиях их предоставления <4>. Банк России определял мисселинг как недобросовестную практику продажи потребителям финансовых продуктов (услуг), связанную с непредоставлением полной, прозрачной и ясной информации о характере финансовых услуг, а также о сопутствующих им рисках, их стоимости и иных существенных условиях, а также преднамеренное искажение информации, подмену одного продукта другим <5>.
Статья: Институт финансового уполномоченного - новый механизм обеспечения баланса частных и публичных интересов в финансовой сфере
(Климов В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 5)
В частности, на заседании президиума Госсовета 18 апреля 2017 г. по вопросу "О национальной системе защиты прав потребителей" именно вопросам финансового рынка было уделено большое внимание. По итогам появились поручения, касающиеся совершенствования защитных механизмов для потребителей финансовых услуг, противодействия недобросовестным практикам и нелегальной деятельности на финансовом рынке, и, что важно, поручение о кодификации законодательства в сфере защиты прав потребителей <3>. Возможно, это приведет к систематизации разбросанных по отдельным законам норм, появлению отдельного раздела в будущем кодексе или отдельного закона, обеспечивающего защиту прав потребителей в финансовой сфере.

Нормативные акты

Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р
<Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года>
В настоящее время наблюдается стремительный рост объемов потребительского кредитования, который привел к закредитованности значительной части населения. В связи с этим требуется реализация комплекса мер, направленных на защиту прав заемщиков, снижение их долговой нагрузки и закредитованности, повышение финансовой грамотности потребителей, систематическое противодействие обманным и недобросовестным практикам, связанным с включением в договоры об оказании финансовых услуг условий, ущемляющих права потребителей.
Информационное письмо Банка России от 29.12.2020 N ИН-01-59/184
"О рекомендациях по доступности дистанционных (цифровых) каналов для потребителей финансовых услуг, в том числе лиц с инвалидностью и иных маломобильных групп населения, и предоставлению финансовых продуктов (услуг) населению посредством дистанционных (цифровых) каналов"
исключение применения в рамках взаимодействия с потребителем недобросовестных маркетинговых практик <1>, навязывающих потребителю приобретение финансового продукта (финансовой услуги): акцентирование внимания потребителя исключительно на информации о преимуществах финансового продукта (финансовой услуги) и сокрытие информации о присущих финансовому продукту (финансовой услуге) рисках <2>, ограничение времени потребителя на принятие решения о получении им финансового продукта (финансовой услуги).