Недоимка по налогу это
Подборка наиболее важных документов по запросу Недоимка по налогу это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе" НК РФ"При этом статья 11 НК РФ содержит понятие "недоимка" - это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок."
Перспективы и риски арбитражного спора: Банкротство организаций. Споры с арбитражным управляющим, кредиторами и иными лицами: Кредитор (Уполномоченный орган) хочет взыскать убытки с Арбитражного управляющего
(КонсультантПлюс, 2025)Арбитражный управляющий, реализовав имущество должника, не подал декларацию на прибыль, не уплатил налог, а распределил конкурсную массу без учета фискальных обязательств и заявил о завершении процедуры, что привело к ликвидации должника при имевшейся налоговой недоимке, при этом конкурсная масса позволяла исполнить налоговое обязательство
(КонсультантПлюс, 2025)Арбитражный управляющий, реализовав имущество должника, не подал декларацию на прибыль, не уплатил налог, а распределил конкурсную массу без учета фискальных обязательств и заявил о завершении процедуры, что привело к ликвидации должника при имевшейся налоговой недоимке, при этом конкурсная масса позволяла исполнить налоговое обязательство
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие действия может предпринять инспекция, если выявит недоимку по налогу
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что такое недоимка по налогу
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что такое недоимка по налогу
Типовая ситуация: Задолженность по налогам и взносам: уплата, взыскание, списание
(Издательство "Главная книга", 2025)Задолженность по налогам - это не уплаченные в срок налоги и взносы (недоимка), а также неуплаченные пени и штрафы по налогам и взносам (ст. 11 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Задолженность по налогам - это не уплаченные в срок налоги и взносы (недоимка), а также неуплаченные пени и штрафы по налогам и взносам (ст. 11 НК РФ).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная (не перечисленная) в установленный законодательством о налогах и сборах срок;
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная (не перечисленная) в установленный законодательством о налогах и сборах срок;
Статья: Налоговая нарушила сроки при проведении проверки: должен ли налогоплательщик платить пени за этот период?
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 9)Естественно, налоговый орган не исключил данный срок из расчета пеней и начислил пени за весь период, начиная со дня возникновения недоимки по день уплаты налога. Это и вызвало возражения налогоплательщика.
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 9)Естественно, налоговый орган не исключил данный срок из расчета пеней и начислил пени за весь период, начиная со дня возникновения недоимки по день уплаты налога. Это и вызвало возражения налогоплательщика.
Готовое решение: Как вести книгу учета доходов и расходов при УСН организациям и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)за неуплату налога, если это привело к недоимке.
(КонсультантПлюс, 2025)за неуплату налога, если это привело к недоимке.
Статья: Пени по платежам в бюджет: примеры расчета
(Курбангалеева О.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 12)Пример 6. Организация является плательщиком НДС. В ноябре 2024 г. была выявлена ошибка, в результате которой сумма налоговых вычетов по НДС за II квартал 2024 г. была завышена на 240 000 руб. Иными словами, организация не доплатила НДС в бюджет и у нее образовалась недоимка по этому налогу.
(Курбангалеева О.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 12)Пример 6. Организация является плательщиком НДС. В ноябре 2024 г. была выявлена ошибка, в результате которой сумма налоговых вычетов по НДС за II квартал 2024 г. была завышена на 240 000 руб. Иными словами, организация не доплатила НДС в бюджет и у нее образовалась недоимка по этому налогу.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебный контроль - это совокупность функций суда при осуществлении правосудия, вытекающих из его полномочий и необходимых для достижения поставленных перед судом задач и целей, направленных на устранение нарушений, ущемляющих права и свободы участников материального регулятивного правоотношения. Виды данного контроля могут быть различными в зависимости, например, от стадии судопроизводства (контроль за соответствием обращения к суду установленным требованиям, совершением сторонами распорядительных действий и т.д.); предмета контроля - проверки обоснованности исковых требований, в том числе законности действий и решений субъекта публичной власти; характера контроля: прямого (непосредственного) и косвенного, предварительного и последующего и т.д. В административном судопроизводстве судебный контроль над соответствием действий (бездействия) участников регулятивного публичного правоотношения публичным интересам осуществляется в императивном порядке, независимо от их позиции по делу, и в отношении субъекта публичной власти является проявлением действия механизма разделения властей, характеризуется предоставлением суду особых полномочий, дающих возможность формулировать на основе правовых принципов и системы правовых норм, регулирующих спорное правоотношение, собственные представления о должном в качестве правила поведения, позволяющие, в случае отсутствия правового регулирования или нерелевантного представления публичного интереса субъектом публичной власти, превышения им своих полномочий либо использования их вопреки законной цели права, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, осуществлять индивидуальное регулирование публичных правоотношений. Особенности административного контроля в административном судопроизводстве влекут необходимость обеспечения инстанционности, т.е. соответствия уровня субъекта публичной власти уровню суда, к полномочиям которого относится проверка законности его правового поведения, что отражается в регулировании института подсудности. Так, к подсудности мировых судей отнесены только административные дела о выдаче судебных приказов о взыскании налоговой недоимки, при этом значительное число категорий административных дел отнесено к подсудности республиканских, областных, краевых и приравненных к ним судов субъектов РФ, а также Верховному Суду РФ.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебный контроль - это совокупность функций суда при осуществлении правосудия, вытекающих из его полномочий и необходимых для достижения поставленных перед судом задач и целей, направленных на устранение нарушений, ущемляющих права и свободы участников материального регулятивного правоотношения. Виды данного контроля могут быть различными в зависимости, например, от стадии судопроизводства (контроль за соответствием обращения к суду установленным требованиям, совершением сторонами распорядительных действий и т.д.); предмета контроля - проверки обоснованности исковых требований, в том числе законности действий и решений субъекта публичной власти; характера контроля: прямого (непосредственного) и косвенного, предварительного и последующего и т.д. В административном судопроизводстве судебный контроль над соответствием действий (бездействия) участников регулятивного публичного правоотношения публичным интересам осуществляется в императивном порядке, независимо от их позиции по делу, и в отношении субъекта публичной власти является проявлением действия механизма разделения властей, характеризуется предоставлением суду особых полномочий, дающих возможность формулировать на основе правовых принципов и системы правовых норм, регулирующих спорное правоотношение, собственные представления о должном в качестве правила поведения, позволяющие, в случае отсутствия правового регулирования или нерелевантного представления публичного интереса субъектом публичной власти, превышения им своих полномочий либо использования их вопреки законной цели права, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, осуществлять индивидуальное регулирование публичных правоотношений. Особенности административного контроля в административном судопроизводстве влекут необходимость обеспечения инстанционности, т.е. соответствия уровня субъекта публичной власти уровню суда, к полномочиям которого относится проверка законности его правового поведения, что отражается в регулировании института подсудности. Так, к подсудности мировых судей отнесены только административные дела о выдаче судебных приказов о взыскании налоговой недоимки, при этом значительное число категорий административных дел отнесено к подсудности республиканских, областных, краевых и приравненных к ним судов субъектов РФ, а также Верховному Суду РФ.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 1 ч. 1 комментируемой статьи указано такое требование, как отсутствие недоимок по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Недоимка по налогам - это просроченная задолженность юридических и физических лиц по платежам в бюджет.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 1 ч. 1 комментируемой статьи указано такое требование, как отсутствие недоимок по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Недоимка по налогам - это просроченная задолженность юридических и физических лиц по платежам в бюджет.
Вопрос: Будут ли с 29.06.2023 при подаче уведомления об исчисленном НДФЛ при недостаточности положительного сальдо ЕНС в счет указанной в уведомлении суммы НДФЛ засчитываться средства, зарезервированные по другому налогу (взносу)? Если да, то будут ли по этому налогу формироваться недоимка и начисляться пени?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Вопрос: Будут ли с 29.06.2023 при подаче уведомления об исчисленном НДФЛ при недостаточности положительного сальдо ЕНС в счет указанной в уведомлении суммы НДФЛ засчитываться средства, зарезервированные по другому налогу (взносу)? Если да, то будут ли по этому налогу формироваться недоимка и начисляться пени?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Вопрос: Будут ли с 29.06.2023 при подаче уведомления об исчисленном НДФЛ при недостаточности положительного сальдо ЕНС в счет указанной в уведомлении суммы НДФЛ засчитываться средства, зарезервированные по другому налогу (взносу)? Если да, то будут ли по этому налогу формироваться недоимка и начисляться пени?
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В определенных случаях налоговое обязательство может быть исполнено неточно, например, сумма налога или сбора может быть рассчитана неверно, вследствие чего денежное предоставление в пользу налогового кредитора будет произведено в излишнем размере. На этот случай законодатель закрепляет возможность корректировки исполнения налогового обязательства путем зачета или возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога (сбора, пени). Необходимо заметить, что НК РФ устанавливает различный порядок возврата излишне уплаченных (ст. 78 НК РФ) и излишне взысканных налогов, сборов, пеней (ст. 79 НК РФ). При сопоставлении указанных статей можно сделать вывод о том, что законодатель устанавливает более удобные условия возврата излишне взысканных сумм налога, сбора и пени, поскольку их поступление в бюджет, как правило, бывает сопряжено с неправомерными принудительными действиями налоговых органов. В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. В соответствии с п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Есть мнение, что следует трактовать данную новеллу как безусловный запрет на зачет в счет предстоящих платежей соответствующей суммы. Однако более логичным представляется подход, согласно которому рассматриваемая норма не несет в себе абсолютного запрета. В том случае, если лицу требуется через небольшой промежуток времени уплатить налог, оно вправе требовать соответствующего зачета. Поскольку в силу п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканные суммы могут быть возвращены в течение месяца со дня принятия решения о возврате, то недопустимость указанного выше зачета необоснованно бы ущемляла имущественные интересы налогоплательщиков и иных налоговых должников.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В определенных случаях налоговое обязательство может быть исполнено неточно, например, сумма налога или сбора может быть рассчитана неверно, вследствие чего денежное предоставление в пользу налогового кредитора будет произведено в излишнем размере. На этот случай законодатель закрепляет возможность корректировки исполнения налогового обязательства путем зачета или возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога (сбора, пени). Необходимо заметить, что НК РФ устанавливает различный порядок возврата излишне уплаченных (ст. 78 НК РФ) и излишне взысканных налогов, сборов, пеней (ст. 79 НК РФ). При сопоставлении указанных статей можно сделать вывод о том, что законодатель устанавливает более удобные условия возврата излишне взысканных сумм налога, сбора и пени, поскольку их поступление в бюджет, как правило, бывает сопряжено с неправомерными принудительными действиями налоговых органов. В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. В соответствии с п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Есть мнение, что следует трактовать данную новеллу как безусловный запрет на зачет в счет предстоящих платежей соответствующей суммы. Однако более логичным представляется подход, согласно которому рассматриваемая норма не несет в себе абсолютного запрета. В том случае, если лицу требуется через небольшой промежуток времени уплатить налог, оно вправе требовать соответствующего зачета. Поскольку в силу п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканные суммы могут быть возвращены в течение месяца со дня принятия решения о возврате, то недопустимость указанного выше зачета необоснованно бы ущемляла имущественные интересы налогоплательщиков и иных налоговых должников.
Готовое решение: Налоговая реконструкция
(КонсультантПлюс, 2025)во вторую очередь - по другим платежам, включая НДС, по которым по результатам налоговой проверки образуется недоимка. Это происходит, если после уменьшения доначислений по налогу на прибыль есть остаток (п. 10 Обзора правовых позиций КС РФ и ВС РФ, направленного Письмом ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@, п. 13 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
(КонсультантПлюс, 2025)во вторую очередь - по другим платежам, включая НДС, по которым по результатам налоговой проверки образуется недоимка. Это происходит, если после уменьшения доначислений по налогу на прибыль есть остаток (п. 10 Обзора правовых позиций КС РФ и ВС РФ, направленного Письмом ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@, п. 13 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Исключение N 2. Если налоговый орган назначил выездную налоговую проверку за последний трехлетний налоговый период срока давности налогового контроля, то выявленная в результате этой налоговой проверки недоимка может быть взыскана и за фактическими пределами трех лет, так как существует "...взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении" <13>.
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Исключение N 2. Если налоговый орган назначил выездную налоговую проверку за последний трехлетний налоговый период срока давности налогового контроля, то выявленная в результате этой налоговой проверки недоимка может быть взыскана и за фактическими пределами трех лет, так как существует "...взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении" <13>.
Статья: Возмещение руководителем организации причиненного ею налогового ущерба: как защитить свои имущественные права и законные интересы
(Сасов К.А.)
("Закон", 2024, N 1)Эти изменения ориентируют виновное физическое лицо отыскать то лицо, которое наряду с самой организацией может ответить по закону за налоговые недоимки этой организации.
(Сасов К.А.)
("Закон", 2024, N 1)Эти изменения ориентируют виновное физическое лицо отыскать то лицо, которое наряду с самой организацией может ответить по закону за налоговые недоимки этой организации.