Неисполнение постановления об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Неисполнение постановления об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Верховного Суда РФ от 05.06.2024 N 45-АД24-13-К7 (УИД 66RS0037-01-2021-001299-43)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос N 22), из которого в частности следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса), а также с судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос N 22), из которого в частности следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса), а также с судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.11.2022 N 88а-24416/2022 по делу N 2а-986/2022
Категория: Споры в сфере транспорта и безопасности дорожного движения.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о прерывании срока назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.
Обстоятельства: У истца изъято выданное водительское удостоверение в связи с наличием в информационной системе ГИБДД сведений о лишении его права управления транспортным средствами.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что 16 октября 2018 года В. заявил об утрате водительского удостоверения, однако по вине должностных лиц ГИБДД данные сведения не были внесены в информационную базу ФИС ГИБДД-М, указал на то, что указанное заявление адресовано начальнику территориального органа внутренних дел и принято исполняющим обязанности дознавателем ОМВД России по Туймазинскому району С., что, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствует об исполнении В. обязанности по сообщению об утрате водительского удостоверения в орган ГИБДД, поскольку такое заявление подано лицу, не уполномоченному исполнять постановление об административном правонарушении в части лишения специального права.
Категория: Споры в сфере транспорта и безопасности дорожного движения.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о прерывании срока назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.
Обстоятельства: У истца изъято выданное водительское удостоверение в связи с наличием в информационной системе ГИБДД сведений о лишении его права управления транспортным средствами.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что 16 октября 2018 года В. заявил об утрате водительского удостоверения, однако по вине должностных лиц ГИБДД данные сведения не были внесены в информационную базу ФИС ГИБДД-М, указал на то, что указанное заявление адресовано начальнику территориального органа внутренних дел и принято исполняющим обязанности дознавателем ОМВД России по Туймазинскому району С., что, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствует об исполнении В. обязанности по сообщению об утрате водительского удостоверения в орган ГИБДД, поскольку такое заявление подано лицу, не уполномоченному исполнять постановление об административном правонарушении в части лишения специального права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Из Определений СКЭС ВС РФ от 15.11.2022 N 303-ЭС22-13406 и от 23.01.2023 N 309-ЭС22-16836 следует, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ улучшает положение лиц, привлеченных к административной ответственности до 6 апреля 2022 года, и поэтому имеет обратную силу. Вместе с тем судам необходимо учитывать, что обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, является неисполнение постановления о назначении административного наказания. То есть правовое значение имеет факт неисполнения полностью или частично решения (постановления) о привлечении к ответственности к моменту вступления в силу такого закона <29>.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Из Определений СКЭС ВС РФ от 15.11.2022 N 303-ЭС22-13406 и от 23.01.2023 N 309-ЭС22-16836 следует, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ улучшает положение лиц, привлеченных к административной ответственности до 6 апреля 2022 года, и поэтому имеет обратную силу. Вместе с тем судам необходимо учитывать, что обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, является неисполнение постановления о назначении административного наказания. То есть правовое значение имеет факт неисполнения полностью или частично решения (постановления) о привлечении к ответственности к моменту вступления в силу такого закона <29>.
Статья: Обратная сила закона, отменяющего административную ответственность (норма, доктрина, практика)
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)<2> Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к соответствующему отраслевому законодательству. Так, согласно ст. 10 (ч. 1) УК Российской Федерации уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. В то же время аналогичная норма КоАП РФ (ч. 2 ст. 1.7) ограничивает возможность обратного применения закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, только случаями, когда не исполнено постановление о назначении лицу, совершившему административное правонарушение до вступления данного закона в силу, административного наказания. Статья же 5 (п. 3) Налогового кодекса РФ вовсе не закрепляет никаких темпоральных параметров обратной силы актов законодательства о налогах и сборах, устраняющих или смягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)<2> Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к соответствующему отраслевому законодательству. Так, согласно ст. 10 (ч. 1) УК Российской Федерации уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. В то же время аналогичная норма КоАП РФ (ч. 2 ст. 1.7) ограничивает возможность обратного применения закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, только случаями, когда не исполнено постановление о назначении лицу, совершившему административное правонарушение до вступления данного закона в силу, административного наказания. Статья же 5 (п. 3) Налогового кодекса РФ вовсе не закрепляет никаких темпоральных параметров обратной силы актов законодательства о налогах и сборах, устраняющих или смягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
(ред. от 14.10.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"в) в отношении декларанта на момент принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отсутствуют вступившие в силу и не исполненные в установленный срок постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;
(ред. от 14.10.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"в) в отношении декларанта на момент принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отсутствуют вступившие в силу и не исполненные в установленный срок постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;
Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Статья 6. В связи с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратную силу имеет закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, пересмотреть вынесенные ими до 1 июля 2002 года и неисполненные постановления о наложении административных взысканий в целях приведения указанных постановлений в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(ред. от 31.07.2023)
"О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Статья 6. В связи с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратную силу имеет закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, пересмотреть вынесенные ими до 1 июля 2002 года и неисполненные постановления о наложении административных взысканий в целях приведения указанных постановлений в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.