Немедленное исполнение и ограничение родительских прав
Подборка наиболее важных документов по запросу Немедленное исполнение и ограничение родительских прав (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право ребенка на семейное воспитание: проблемы защиты в аспекте конвергенции публичных и частных интересов
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Своеобразие родительских правоотношений по воспитанию ребенка проявляется в том, что законодатель условно не придает самостоятельного юридического значения такому праву при условии его надлежащего исполнения родителями, то есть когда их поведение является добросовестным и отвечает интересам ребенка. В случае когда действия родителей не отвечают требованиям закона, а именно "не соответствуют или противоречат интересам ребенка", законодатель реагирует на такое поведение родителей, применяя к ним меры семейно-правовой ответственности в виде ограничения родительских прав, лишения родительских прав или немедленного отобрания ребенка (ст. 69, 73, 77 СК РФ).
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Своеобразие родительских правоотношений по воспитанию ребенка проявляется в том, что законодатель условно не придает самостоятельного юридического значения такому праву при условии его надлежащего исполнения родителями, то есть когда их поведение является добросовестным и отвечает интересам ребенка. В случае когда действия родителей не отвечают требованиям закона, а именно "не соответствуют или противоречат интересам ребенка", законодатель реагирует на такое поведение родителей, применяя к ним меры семейно-правовой ответственности в виде ограничения родительских прав, лишения родительских прав или немедленного отобрания ребенка (ст. 69, 73, 77 СК РФ).
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Действующая редакция ст. 77 СК РФ неидеальна, однако названные выше проблемы, на наш взгляд, могут быть решены ее корректировкой в концептуальных рамках действующего СК РФ с учетом практики применения. Иной путь предложен ПФЗ, радикальные положения которого затрагивают гораздо более широкий круг отношений, касающихся института семьи <14>. Не останавливаясь на его общей оценке, обратимся к предложениям, касающимся отобрания детей. Это, во-первых, изменение редакции ст. 77 СК РФ, по которой "отобрание" трактуется как "принудительное разлучение ребенка с лицами, на попечении которых он находится", его основаниями названы вступившее в законную силу судебное решение о лишении или ограничении родительских прав, отмене усыновления, а также акт органа опеки об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей. Считаем такой подход неудачным, так как он: 1) эклектичен, объединяет в одной группе оснований для отобрания принципиально разные по своей правовой сути явления - судебные решения и административные акты, игнорируя при этом административные акты о немедленном отобрании; 2) ошибочен, в предлагаемом исчерпывающем перечне оснований для отобрания упомянуты далеко не все возможные случаи отобрания детей на основании судебного решения; 3) не учитывает сформировавшуюся теорию и практику разлучений родителей и детей помимо их желания.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Действующая редакция ст. 77 СК РФ неидеальна, однако названные выше проблемы, на наш взгляд, могут быть решены ее корректировкой в концептуальных рамках действующего СК РФ с учетом практики применения. Иной путь предложен ПФЗ, радикальные положения которого затрагивают гораздо более широкий круг отношений, касающихся института семьи <14>. Не останавливаясь на его общей оценке, обратимся к предложениям, касающимся отобрания детей. Это, во-первых, изменение редакции ст. 77 СК РФ, по которой "отобрание" трактуется как "принудительное разлучение ребенка с лицами, на попечении которых он находится", его основаниями названы вступившее в законную силу судебное решение о лишении или ограничении родительских прав, отмене усыновления, а также акт органа опеки об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей. Считаем такой подход неудачным, так как он: 1) эклектичен, объединяет в одной группе оснований для отобрания принципиально разные по своей правовой сути явления - судебные решения и административные акты, игнорируя при этом административные акты о немедленном отобрании; 2) ошибочен, в предлагаемом исчерпывающем перечне оснований для отобрания упомянуты далеко не все возможные случаи отобрания детей на основании судебного решения; 3) не учитывает сформировавшуюся теорию и практику разлучений родителей и детей помимо их желания.
Нормативные акты
Закон г. Москвы от 26.12.2007 N 51
(ред. от 28.12.2022)
"О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа"8) осуществлять охрану прав несовершеннолетних детей, в том числе обращаться в суд с заявлениями о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, о признании недееспособным, об ограничении дееспособности, признании брака недействительным, иными заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; принимать участие в судебных заседаниях; давать заключения по запросам суда в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
(ред. от 28.12.2022)
"О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа"8) осуществлять охрану прав несовершеннолетних детей, в том числе обращаться в суд с заявлениями о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, о признании недееспособным, об ограничении дееспособности, признании брака недействительным, иными заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; принимать участие в судебных заседаниях; давать заключения по запросам суда в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ
"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год"Исследование судебной практики последнего времени свидетельствует об уменьшении числа судебных решений о лишении родительских прав при одновременном увеличении решений об ограничении в родительских правах. Кроме того, наблюдается снижение случаев изъятия детей при непосредственной угрозе жизни или здоровью, которое производится органами опеки и попечительства в соответствии со статьей 77 СК РФ. Вместе с тем анализ обращений и правоприменительной практики позволяет говорить об отсутствии четких правовых критериев, которыми руководствуются органы опеки и попечительства при применении мер, предусмотренных статьей 77 СК РФ.
"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год"Исследование судебной практики последнего времени свидетельствует об уменьшении числа судебных решений о лишении родительских прав при одновременном увеличении решений об ограничении в родительских правах. Кроме того, наблюдается снижение случаев изъятия детей при непосредственной угрозе жизни или здоровью, которое производится органами опеки и попечительства в соответствии со статьей 77 СК РФ. Вместе с тем анализ обращений и правоприменительной практики позволяет говорить об отсутствии четких правовых критериев, которыми руководствуются органы опеки и попечительства при применении мер, предусмотренных статьей 77 СК РФ.