Ненадлежащее содержание дорог

Подборка наиболее важных документов по запросу Ненадлежащее содержание дорог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Содержание дорог местного значения
(КонсультантПлюс, 2024)
...принимая во внимание, что учреждение "С" является лицом, осуществляющим в том числе содержание автомобильных дорог местного значения, суды... пришли к верному выводу о том, что ущерб причинен истцу в результате противоправного бездействия учреждения "С", в том числе в результате ненадлежащего контроля за выполнением контрактных обязательств подрядчиком, выразившегося в ненадлежащем содержании дороги и необеспечении безопасности дорожного движения на спорном участке дороги...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 393 "Обязанность должника возместить убытки" ГК РФ"Доводы заявителя жалобы о том, что отнесение на подрядчика убытков в виде уплаченных заказчиком штрафов противоречит нормам действующего законодательства, ответчик не является стороной судебных разбирательств о привлечении истца к административной ответственности, подлежат отклонению, поскольку ненадлежащее содержание дорог (проезжих частей) является ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по контракту, за которое предусмотрена ответственность в виде возмещения убытков, что соответствует статье 393 ГК РФ."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Надлежащая административная процедура как общий принцип административного права
(Курындин П.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)
Вместе с тем в целом на практике правоприменитель чаще старается не выходить за текстуальные рамки закона. Например, в отношении права на ознакомление суд формально признает наличие этого права, но не проверяет его реальное соблюдение в административных процедурах. Так, Апелляционное определение Ивановского областного суда от 12 апреля 2022 г. по делу N 33а-968/2022 вынесено по иску о несогласии с ответом заместителя главы г. Иваново. Гражданин, чей автомобиль пострадал в аварии, полагал, что "вина в дорожно-транспортном происшествии может лежать в том числе на органе местного самоуправления, вследствие ненадлежащего содержания автомобильной дороги". Апелляционная инстанция констатировала, что Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает "возможность участия заявителя в рассмотрении его обращения, указывая при этом, что такое участие возможно только по необходимости. Из ответа заместителя главы г. Иваново М. следует, что такая необходимость при рассмотрении обращения О.М. отсутствовала". Формулировка п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ о праве на ознакомление ("в случае необходимости - с участием") не предполагает обязательного участия гражданина в рассмотрении обращения. Однако в настоящем деле суд не выяснял это обстоятельство, хотя с учетом принципа надлежащей процедуры такая проверка могла бы иметь место. Заявитель мог привести новые доводы, но в данном случае они остались без оценки со стороны административного органа и суда. Соответственно, в отношении права на участие или ознакомление с материалами дела как элемента надлежащей административной процедуры превалирует формальный подход, но Верховный Суд РФ старается отходить от этого.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)
51. При рассмотрении административного искового заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильной дороги местного значения, существенное значение имеет установление факта нахождения этой дороги в границах муниципального образования, ее отображение на генеральном плане муниципального образования.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
Указанные факты были установлены судом и свидетельствуют о ненадлежащем содержании дороги ответчиком.