Непредвиденные расходы подрядчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Непредвиденные расходы подрядчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 N 14АП-6157/2023 по делу N А05-4372/2023
Требование: О взыскании задолженности за выполненные работы по государственному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.Судом первой инстанции верно установлено, что исключение заказчиком из сметы, получившей положительное заключение государственной экспертизы, отдельных видов работ, не свидетельствует о том, что указанные работы подлежат оплате за счет непредвиденных расходов подрядчика. Предъявленные к оплате работы, по своей сути, не относятся к непредвиденным расходам.
Требование: О взыскании задолженности за выполненные работы по государственному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.Судом первой инстанции верно установлено, что исключение заказчиком из сметы, получившей положительное заключение государственной экспертизы, отдельных видов работ, не свидетельствует о том, что указанные работы подлежат оплате за счет непредвиденных расходов подрядчика. Предъявленные к оплате работы, по своей сути, не относятся к непредвиденным расходам.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 N 08АП-9423/2022 по делу N А46-3267/2021
Требование: О взыскании задолженности по муниципальному контракту, неосновательного обогащения, неустойки.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вопреки доводам общества, не указание видов работ в актах o приемке выполненных работ по форме КС-2 не свидетельствует о том, что работы не были оплачены за счет непредвиденных расходов, предусмотренных в цене контракта, учитывая, что подрядчик получил оплату по контракту в полном объеме.
Требование: О взыскании задолженности по муниципальному контракту, неосновательного обогащения, неустойки.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вопреки доводам общества, не указание видов работ в актах o приемке выполненных работ по форме КС-2 не свидетельствует о том, что работы не были оплачены за счет непредвиденных расходов, предусмотренных в цене контракта, учитывая, что подрядчик получил оплату по контракту в полном объеме.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положенияВо избежание убытков из-за отсрочки строительства жилых домов и несения непредвиденных расходов истец был вынужден обратиться к другому исполнителю-подрядчику для получения компетентного заключения о состоянии проектной (технической) документации и ее исправления (доведения до надлежащего состояния).
Статья: Определение цены и порядка оплаты работ в ИПС-договоре: сравнение условий типового договора Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC) и российского законодательства
(Варавенко В.Е.)
("Международное публичное и частное право", 2020, N 3)Так, в Серебряной книге 2017 г. предусмотрены следующие категории денежных обязательств сторон: (i) компенсация заказчиком дополнительных расходов, возникших у подрядчика и не покрываемых ценой договора (например, оплата материалов и оборудования, приобретенных подрядчиком, в случае приостановки работ по распоряжению заказчика (п. 8.11 Общих условий), оплата дополнительных расходов подрядчика, вызванных непредвиденными событиями (п. 18.4 Общих условий)); (ii) компенсация подрядчиком дополнительных расходов заказчика, понесенных в связи с исполнением договора (например, оплата оборудования, электричества, воды, газа, предоставленных заказчиком (п. 2.6, 4.19 Общих условий), компенсация расходов заказчика на очистку строительной площадки (п. 11.11 Общих условий)); (iii) расчеты за выполненные работы в случае досрочного прекращения договора по инициативе одной из сторон или вследствие обстоятельств, не зависящих от воли сторон (п. 15.4, 15.5, 16.4, 18.6 Общих условий). Кроме того, Серебряная книга 2017 г. предусматривает ряд обязанностей сторон по проведению платежей в пользу третьих лиц, не являющихся участниками подрядного договора, в частности, каждая из сторон обязана оплатить деятельность адъюдикационной комиссии (Dispute Adjudication Board) по разрешению споров (п. 21.1, 21.2 Общих условий).
(Варавенко В.Е.)
("Международное публичное и частное право", 2020, N 3)Так, в Серебряной книге 2017 г. предусмотрены следующие категории денежных обязательств сторон: (i) компенсация заказчиком дополнительных расходов, возникших у подрядчика и не покрываемых ценой договора (например, оплата материалов и оборудования, приобретенных подрядчиком, в случае приостановки работ по распоряжению заказчика (п. 8.11 Общих условий), оплата дополнительных расходов подрядчика, вызванных непредвиденными событиями (п. 18.4 Общих условий)); (ii) компенсация подрядчиком дополнительных расходов заказчика, понесенных в связи с исполнением договора (например, оплата оборудования, электричества, воды, газа, предоставленных заказчиком (п. 2.6, 4.19 Общих условий), компенсация расходов заказчика на очистку строительной площадки (п. 11.11 Общих условий)); (iii) расчеты за выполненные работы в случае досрочного прекращения договора по инициативе одной из сторон или вследствие обстоятельств, не зависящих от воли сторон (п. 15.4, 15.5, 16.4, 18.6 Общих условий). Кроме того, Серебряная книга 2017 г. предусматривает ряд обязанностей сторон по проведению платежей в пользу третьих лиц, не являющихся участниками подрядного договора, в частности, каждая из сторон обязана оплатить деятельность адъюдикационной комиссии (Dispute Adjudication Board) по разрешению споров (п. 21.1, 21.2 Общих условий).
Нормативные акты
Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312
"Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"
(вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения")5.7. Определение стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта и реконструкции должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта и реконструкции ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.
"Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"
(вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения")5.7. Определение стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта и реконструкции должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта и реконструкции ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 N 1066
"О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства"45. При приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ технологиям, принятым при разработке сметных нормативов, а также не выделяется стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций) и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика. Также при приемке выполненных работ не требуется обоснование размера понесенных подрядчиком расходов на выполнение указанных работ и затрат, учтенных и не подлежащих выделению в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта <1>, <2>.
"О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства"45. При приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ технологиям, принятым при разработке сметных нормативов, а также не выделяется стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций) и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика. Также при приемке выполненных работ не требуется обоснование размера понесенных подрядчиком расходов на выполнение указанных работ и затрат, учтенных и не подлежащих выделению в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта <1>, <2>.