Неприкосновенность произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Неприкосновенность произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции: Споры о защите интеллектуальных прав: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Автор хочет взыскать компенсацию морального вреда за нарушение неприкосновенности произведения
(КонсультантПлюс, 2025)Автор хочет взыскать компенсацию морального вреда за нарушение неприкосновенности произведения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
Готовое решение: Как передать права на программное обеспечение
(КонсультантПлюс, 2025)право на неприкосновенность произведения. Это, в частности, значит, что без согласия автора нельзя менять, сокращать и дополнять произведение (п. 1 ст. 1266 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не предусматривает возможность отчуждения этого права;
(КонсультантПлюс, 2025)право на неприкосновенность произведения. Это, в частности, значит, что без согласия автора нельзя менять, сокращать и дополнять произведение (п. 1 ст. 1266 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не предусматривает возможность отчуждения этого права;
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
(ред. от 23.07.2025)Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года N 10 разъяснено, что в соответствии с положениями части четвертой ГК РФ термином "интеллектуальная собственность" охватываются только сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, но не права на них (статья 1225 ГК РФ). На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальную собственность) в силу статьи 1226 ГК РФ признаются интеллектуальные права, которые включают в себя исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, право на отзыв, право на неприкосновенность исполнения) и иные права (например, право следования, право доступа, право на вознаграждение за служебный результат интеллектуальной деятельности, право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании, право на получение патента и др.). При этом личные неимущественные и иные права возникают и подлежат защите только в случаях, когда они специально поименованы и их охрана установлена положениями части четвертой ГК РФ о конкретном виде результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года N 10 разъяснено, что в соответствии с положениями части четвертой ГК РФ термином "интеллектуальная собственность" охватываются только сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, но не права на них (статья 1225 ГК РФ). На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальную собственность) в силу статьи 1226 ГК РФ признаются интеллектуальные права, которые включают в себя исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, право на отзыв, право на неприкосновенность исполнения) и иные права (например, право следования, право доступа, право на вознаграждение за служебный результат интеллектуальной деятельности, право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании, право на получение патента и др.). При этом личные неимущественные и иные права возникают и подлежат защите только в случаях, когда они специально поименованы и их охрана установлена положениями части четвертой ГК РФ о конкретном виде результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Называя охраноспособные объекты авторских прав, законодатель использует именно термин "фотографическое произведение" (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Понятия "фотографическое произведение" и "фотография" (снимок) нетождественны, что следует из содержания нормы гражданского законодательства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Для их разграничения необходимо сначала рассмотреть более широкое (базовое) понятие - "произведение". В российском законодательстве нет его легального определения. Если обратиться к классическим научным исследованиям цивилистов, то можно привести определение В.И. Серебровского, который рассматривал "произведение как совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения" <1>. Перечисляя авторские права, законодатель наделяет автора такими правами на произведение, как исключительное право на произведение, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255 ГК РФ). Представляется, что когда встает вопрос об охраноспособности объекта, который создан способом фотографии, речь должна идти об использовании понятия "фотографическое произведение", в котором, применяя как базовое определение В.И. Серебровского, должны быть заложены идеи, мысли, образы автора (фотографа), которые он в результате творческой деятельности воплотил в объективной форме, доступной для зрительного человеческого восприятия. Объем творческой деятельности автора (фотографа) не имеет значения, важна качественная характеристика процесса создания объекта, а именно умение "поймать" необходимый момент фотосъемки, чтобы выразить свою эмоцию - запечатлеть определенный образ, создавая фотографическое произведение. По мнению В.С. Витко, с которым следует согласиться, "фотография (снимок) - это изображение объектов реальной действительности, фиксированное на пленке, которым не выражено чувство (мысль) фотографа... фотографическое произведение - это фиксированное в пленке изображение действительности, которым выражается определенное чувство (мысль), совпадающее с его образом, созданным в воображении фотографа" <2>.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Называя охраноспособные объекты авторских прав, законодатель использует именно термин "фотографическое произведение" (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Понятия "фотографическое произведение" и "фотография" (снимок) нетождественны, что следует из содержания нормы гражданского законодательства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Для их разграничения необходимо сначала рассмотреть более широкое (базовое) понятие - "произведение". В российском законодательстве нет его легального определения. Если обратиться к классическим научным исследованиям цивилистов, то можно привести определение В.И. Серебровского, который рассматривал "произведение как совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения" <1>. Перечисляя авторские права, законодатель наделяет автора такими правами на произведение, как исключительное право на произведение, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255 ГК РФ). Представляется, что когда встает вопрос об охраноспособности объекта, который создан способом фотографии, речь должна идти об использовании понятия "фотографическое произведение", в котором, применяя как базовое определение В.И. Серебровского, должны быть заложены идеи, мысли, образы автора (фотографа), которые он в результате творческой деятельности воплотил в объективной форме, доступной для зрительного человеческого восприятия. Объем творческой деятельности автора (фотографа) не имеет значения, важна качественная характеристика процесса создания объекта, а именно умение "поймать" необходимый момент фотосъемки, чтобы выразить свою эмоцию - запечатлеть определенный образ, создавая фотографическое произведение. По мнению В.С. Витко, с которым следует согласиться, "фотография (снимок) - это изображение объектов реальной действительности, фиксированное на пленке, которым не выражено чувство (мысль) фотографа... фотографическое произведение - это фиксированное в пленке изображение действительности, которым выражается определенное чувство (мысль), совпадающее с его образом, созданным в воображении фотографа" <2>.
Статья: Защита авторских прав композитора в современном обществе
(Моргунова Е.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)К личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование.
(Моргунова Е.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)К личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование.
Статья: Личные неимущественные права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве особого подвида можно выделить группу авторских прав: право авторства, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, право на отзыв, право на неприкосновенность исполнения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве особого подвида можно выделить группу авторских прав: право авторства, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, право на отзыв, право на неприкосновенность исполнения.
Статья: Гражданско-правовая регламентация соотношения правомочий разработчика и правообладателя на товарный знак
(Яковлев В.И., Чалова А.А., Чалов И.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Исследовав использование в качестве элементов товарных знаков произведений как объектов авторского права, Э.П. Гаврилов обратил внимание на несколько аспектов <7>. Автор, прежде всего, дифференцирует знаки на не содержащие и содержащие объекты авторского права. Для тех случаев, когда в дизайн-проекте уже содержится охраняемое произведение, автором в качестве рекомендаций предлагается включать в заключаемые с автором разработчиком договоры условия об отказе от исключительных прав, а также согласие на обнародование и использование с необходимыми изменениями и без упоминаний имени автора. При этом в том числе отмечается неотчуждаемость личных неимущественных прав авторов, к которым, в частности, и относятся упомянутые права на доведение до неопределенного круга лиц (обнародование), на неприкосновенность произведения и право на имя.
(Яковлев В.И., Чалова А.А., Чалов И.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Исследовав использование в качестве элементов товарных знаков произведений как объектов авторского права, Э.П. Гаврилов обратил внимание на несколько аспектов <7>. Автор, прежде всего, дифференцирует знаки на не содержащие и содержащие объекты авторского права. Для тех случаев, когда в дизайн-проекте уже содержится охраняемое произведение, автором в качестве рекомендаций предлагается включать в заключаемые с автором разработчиком договоры условия об отказе от исключительных прав, а также согласие на обнародование и использование с необходимыми изменениями и без упоминаний имени автора. При этом в том числе отмечается неотчуждаемость личных неимущественных прав авторов, к которым, в частности, и относятся упомянутые права на доведение до неопределенного круга лиц (обнародование), на неприкосновенность произведения и право на имя.
Статья: О составе убытков обладателя исключительного права
(Овчинников И.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Противодействовать искажению может также его автор в силу имеющегося у него права на неприкосновенность произведения. В этом случае его требования в целом будут сводиться к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, и (или) компенсации морального вреда. Так как мы имеем дело не с возмещением убытков, а с другими способами защиты права, анализ ситуации в терминах причиненного автору реального ущерба не имел бы смысла.
(Овчинников И.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Противодействовать искажению может также его автор в силу имеющегося у него права на неприкосновенность произведения. В этом случае его требования в целом будут сводиться к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, и (или) компенсации морального вреда. Так как мы имеем дело не с возмещением убытков, а с другими способами защиты права, анализ ситуации в терминах причиненного автору реального ущерба не имел бы смысла.
Статья: Авторское право на произведения, созданные искусственным интеллектом
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Автору произведения принадлежат: исключительное право на произведение, право авторства; право на имя; право на неприкосновенность произведения и на его обнародование (п. 2 ст. 1255 ГК РФ).
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Автору произведения принадлежат: исключительное право на произведение, право авторства; право на имя; право на неприкосновенность произведения и на его обнародование (п. 2 ст. 1255 ГК РФ).
Статья: На пути к балансу между охраной имущественных прав и свободой творчества (исторический анализ зарубежного развития института производных произведений)
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)<83> В начале 2000-х гг. писатель Франсуа Сереся опубликовал романы Cosette ou le temps des illusions и Marius ou le fugitif, позиционированные как сиквелы "Отверженных" Виктора Гюго. Потомки Гюго, опираясь на вечное моральное право автора на неприкосновенность произведения (ст. L121-1 CPI), предъявили иск, утверждая, что создание продолжения искажает идейное наследие великого романа. Изначально суд первой инстанции счел, что наследники не вправе предъявлять такой иск, но Апелляционный суд Парижа в 2004 г. встал на их сторону и даже присудил символический 1 евро компенсации, объявив, что "такому завершенному шедевру, как "Отверженные", никакое продолжение немыслимо". Однако Кассационный суд Франции в 2007 г. отменил это решение, проведя важное разграничение: право на адаптацию и создание продолжений действует лишь в течение срока имущественных прав. После истечения срока охраны (для Гюго - 70 лет после смерти автора) оригинальное произведение входит в общественное достояние, и "при соблюдении права автора на имя и уважение к целостности произведения свобода творчества препятствует тому, чтобы автор или его наследники запрещали создать продолжение произведения по истечении срока исключительного права". Иными словами, вечное моральное право не может использоваться для бессрочного блокирования новых произведений на основе общественного достояния. Суд признал, что Сереся вправе публиковать свои книги, раз они не искажают и не порочат честь автора оригинала. В этом деле интересно также то, что одной из линий защиты ответчика была "трансформативность" произведения, пусть Кассационный суд и не положил этот аргумент в качестве фундамента решения. Этот прецедент стал поворотным: впервые во французском праве было прямо указано на приоритет свободы творчества после истечения охранных сроков, несмотря на формальную "непрерывность" моральных прав. Это не означало отмены морального права - наследники все еще могут возражать против грубых искажений классики, но планка вмешательства была поднята. См.: Cass. civ. 1re, 30 janv. 2007, Plon et autres c. Pierre Hugo et autres, n 04-15.543 // Gazette du Palais. 2007. 1, pan. jurispr. P. 907.
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)<83> В начале 2000-х гг. писатель Франсуа Сереся опубликовал романы Cosette ou le temps des illusions и Marius ou le fugitif, позиционированные как сиквелы "Отверженных" Виктора Гюго. Потомки Гюго, опираясь на вечное моральное право автора на неприкосновенность произведения (ст. L121-1 CPI), предъявили иск, утверждая, что создание продолжения искажает идейное наследие великого романа. Изначально суд первой инстанции счел, что наследники не вправе предъявлять такой иск, но Апелляционный суд Парижа в 2004 г. встал на их сторону и даже присудил символический 1 евро компенсации, объявив, что "такому завершенному шедевру, как "Отверженные", никакое продолжение немыслимо". Однако Кассационный суд Франции в 2007 г. отменил это решение, проведя важное разграничение: право на адаптацию и создание продолжений действует лишь в течение срока имущественных прав. После истечения срока охраны (для Гюго - 70 лет после смерти автора) оригинальное произведение входит в общественное достояние, и "при соблюдении права автора на имя и уважение к целостности произведения свобода творчества препятствует тому, чтобы автор или его наследники запрещали создать продолжение произведения по истечении срока исключительного права". Иными словами, вечное моральное право не может использоваться для бессрочного блокирования новых произведений на основе общественного достояния. Суд признал, что Сереся вправе публиковать свои книги, раз они не искажают и не порочат честь автора оригинала. В этом деле интересно также то, что одной из линий защиты ответчика была "трансформативность" произведения, пусть Кассационный суд и не положил этот аргумент в качестве фундамента решения. Этот прецедент стал поворотным: впервые во французском праве было прямо указано на приоритет свободы творчества после истечения охранных сроков, несмотря на формальную "непрерывность" моральных прав. Это не означало отмены морального права - наследники все еще могут возражать против грубых искажений классики, но планка вмешательства была поднята. См.: Cass. civ. 1re, 30 janv. 2007, Plon et autres c. Pierre Hugo et autres, n 04-15.543 // Gazette du Palais. 2007. 1, pan. jurispr. P. 907.
Статья: Особенности осуществления и защиты интеллектуальных прав несовершеннолетних в цифровой среде
(Ситдикова Л.Б.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Следует согласиться с позицией автора, в которой еще 10 лет назад отмечалась довольно значительная сложность для несовершеннолетнего действий по реализации иных, кроме исключительных, интеллектуальных прав (к примеру, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, право на отзыв и др.) <8>. Как отмечает А.М. Рабец, несовершеннолетний создатель РИД предстает перед выбором, который явно не по возрасту ответственный и сложный для него <9>.
(Ситдикова Л.Б.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Следует согласиться с позицией автора, в которой еще 10 лет назад отмечалась довольно значительная сложность для несовершеннолетнего действий по реализации иных, кроме исключительных, интеллектуальных прав (к примеру, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, право на отзыв и др.) <8>. Как отмечает А.М. Рабец, несовершеннолетний создатель РИД предстает перед выбором, который явно не по возрасту ответственный и сложный для него <9>.
Статья: Досрочное прекращение исключительного права на произведение по воле наследодателя
(Орлова Н.И.)
("Нотариус", 2025, N 1)Представляется, что, исходя из ограничений, которые накладывает наследодатель, п. 2 ст. 1282 ГК РФ может быть дополнен следующим образом: "Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом, за исключением лиц, лишенных наследства, и недостойных наследников, без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения".
(Орлова Н.И.)
("Нотариус", 2025, N 1)Представляется, что, исходя из ограничений, которые накладывает наследодатель, п. 2 ст. 1282 ГК РФ может быть дополнен следующим образом: "Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом, за исключением лиц, лишенных наследства, и недостойных наследников, без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения".
Статья: Регулирование трансграничных авторских отношений между лицами России и Ирана (БРИКС)
(Луткова О.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Неимущественные права. Как и в российской системе права, личные неимущественные права автора в Иране непередаваемы, не имеют территориальных ограничений или ограничений по сроку действия (бессрочны) (ст. 4 Закона). В Законе отсутствует четкая классификация неимущественных прав, однако косвенно они упоминаются и в целом соответствуют классификации в российском праве. Право на имя автора фигурирует в следующих вариантах: ст. 3 - право на прибыль от использования имени; ст. 18 - требование указания имени автора при цитировании; ст. 21 - право автора на регистрацию имени; ст. 24 - требование указывать имя переводчика. Неимущественное право на неприкосновенность произведения закреплено в ст. 17 - название, наименование и особые характеристики произведения не могут использоваться способом, вызывающим сомнение.
(Луткова О.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Неимущественные права. Как и в российской системе права, личные неимущественные права автора в Иране непередаваемы, не имеют территориальных ограничений или ограничений по сроку действия (бессрочны) (ст. 4 Закона). В Законе отсутствует четкая классификация неимущественных прав, однако косвенно они упоминаются и в целом соответствуют классификации в российском праве. Право на имя автора фигурирует в следующих вариантах: ст. 3 - право на прибыль от использования имени; ст. 18 - требование указания имени автора при цитировании; ст. 21 - право автора на регистрацию имени; ст. 24 - требование указывать имя переводчика. Неимущественное право на неприкосновенность произведения закреплено в ст. 17 - название, наименование и особые характеристики произведения не могут использоваться способом, вызывающим сомнение.