Нерезидент валютное законодательство
Подборка наиболее важных документов по запросу Нерезидент валютное законодательство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Счета (вклады) резидентов в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""Судами установлено, что ООО "Алтес Механик" как работодатель при перечислении заработной платы нерезиденту осуществляет валютную операцию, которая регулируется положениями валютного законодательства и не входит в перечень разрешенных случаев, указанных в статье 12 Закона о валютном регулировании."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 131 "Формы оплаты труда" Трудового кодекса РФ"Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства, которым операции по выдаче обществом денежных средств иностранным гражданам нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрен."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;
(КонсультантПлюс, 2025)проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;
Готовое решение: В каких случаях можно выплачивать заработную плату в иностранной валюте
(КонсультантПлюс, 2025)Выплата заработной платы в иностранной валюте работникам-нерезидентам валютным законодательством не запрещена (ст. 6 Закона о валютном регулировании).
(КонсультантПлюс, 2025)Выплата заработной платы в иностранной валюте работникам-нерезидентам валютным законодательством не запрещена (ст. 6 Закона о валютном регулировании).
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)24. На переводы электронных денежных средств в иностранной валюте между резидентами, на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами, а также на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации между нерезидентами распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля. Используемые в настоящем пункте понятия и термины применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)24. На переводы электронных денежных средств в иностранной валюте между резидентами, на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами, а также на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации между нерезидентами распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля. Используемые в настоящем пункте понятия и термины применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)<18> Приказ ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам)".
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)<18> Приказ ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам)".
Статья: Кредитные организации как субъекты финансового права
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Во-первых, в сфере валютных правоотношений уполномоченные банки - это кредитные организации, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, являющиеся агентами валютного контроля <4>. По смыслу ст. 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" уполномоченные банки, совершая валютные операции, являются особым субъектом валютных правоотношений, отличным от резидентов и нерезидентов. Валютным законодательством и актами ЦБ РФ устанавливается особый порядок валютных операций между уполномоченными банками или с их участием, направленный на минимизацию валютных ограничений и создание оптимальных условий для валютного контроля за такими операциями.
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Во-первых, в сфере валютных правоотношений уполномоченные банки - это кредитные организации, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, являющиеся агентами валютного контроля <4>. По смыслу ст. 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" уполномоченные банки, совершая валютные операции, являются особым субъектом валютных правоотношений, отличным от резидентов и нерезидентов. Валютным законодательством и актами ЦБ РФ устанавливается особый порядок валютных операций между уполномоченными банками или с их участием, направленный на минимизацию валютных ограничений и создание оптимальных условий для валютного контроля за такими операциями.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Отдельного внимания при рассмотрении вопросов цифровизации публичного финансового контроля в денежно-кредитной сфере заслуживают вопросы валютного контроля. Н.М. Артемов определяет валютный контроль как совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций <3>. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и предупреждения совершения валютных правонарушений. Валютные операции связаны с движением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Совершение финансовых транзакций, отвечающих признакам валютных операций, контролируется со стороны органов и агентов валютного контроля, причем такими субъектами являются Банк России, Правительство РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ". Внедрение цифровых технологий в деятельность указанных органов с точки зрения валютного контроля является наименее развитым и в основном сводится к оперативному обмену информацией о совершении валютных операций. Между органами и объектами валютного контроля организован обмен электронными сообщениями.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Отдельного внимания при рассмотрении вопросов цифровизации публичного финансового контроля в денежно-кредитной сфере заслуживают вопросы валютного контроля. Н.М. Артемов определяет валютный контроль как совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций <3>. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и предупреждения совершения валютных правонарушений. Валютные операции связаны с движением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Совершение финансовых транзакций, отвечающих признакам валютных операций, контролируется со стороны органов и агентов валютного контроля, причем такими субъектами являются Банк России, Правительство РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ". Внедрение цифровых технологий в деятельность указанных органов с точки зрения валютного контроля является наименее развитым и в основном сводится к оперативному обмену информацией о совершении валютных операций. Между органами и объектами валютного контроля организован обмен электронными сообщениями.
Статья: Анализ основных проблем валютного регулирования и валютного контроля с участием таможенных органов в государствах - членах ЕАЭС
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)<8> Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. N 179 "Об утверждении перечня филиалов (представительств) иностранных нефинансовых организаций, для которых статус нерезидента по валютному законодательству Республики Казахстан установлен условиями соглашений, заключенных от имени Республики Казахстан с иностранными организациями". URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000179.
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)<8> Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. N 179 "Об утверждении перечня филиалов (представительств) иностранных нефинансовых организаций, для которых статус нерезидента по валютному законодательству Республики Казахстан установлен условиями соглашений, заключенных от имени Республики Казахстан с иностранными организациями". URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000179.
Статья: Зарплата наличными иностранцу: Обзор судебной практики от ВС (комментарий к Обзору судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утв. Президиумом ВС 26.06.2024)
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 16)Расчеты по валютным операциям между резидентами и нерезидентами должны производиться через счета в уполномоченных банках <1>. И какие-либо исключения для выплаты зарплаты работодателями-резидентами сотрудникам-нерезидентам валютным законодательством не предусмотрены. Поэтому выдача зарплаты иностранцу наличными из кассы считается незаконной валютной операцией.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 16)Расчеты по валютным операциям между резидентами и нерезидентами должны производиться через счета в уполномоченных банках <1>. И какие-либо исключения для выплаты зарплаты работодателями-резидентами сотрудникам-нерезидентам валютным законодательством не предусмотрены. Поэтому выдача зарплаты иностранцу наличными из кассы считается незаконной валютной операцией.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)24. В соответствии с ч. 24 комментируемой статьи на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте между резидентами, на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между резидентами и нерезидентами, а также на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между нерезидентами распространены требования валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)24. В соответствии с ч. 24 комментируемой статьи на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте между резидентами, на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между резидентами и нерезидентами, а также на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между нерезидентами распространены требования валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля.
Статья: Криминалистические аспекты взаимодействия дознавателей таможенных органов Российской Федерации при расследовании криминальных валютных операций, предусмотренных ст. 193.1 Уголовного кодекса РФ: цели и субъекты взаимодействия
(Тимченко Н.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 4)проведение проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
(Тимченко Н.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 4)проведение проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Приказ ФНС РФ от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ "Об утверждении Административного регламента осуществления ФНС контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ...", согласно которому к функции ФНС РФ относится контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом N 86-ФЗ) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее - функция).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Приказ ФНС РФ от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ "Об утверждении Административного регламента осуществления ФНС контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ...", согласно которому к функции ФНС РФ относится контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом N 86-ФЗ) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее - функция).
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;