Несанкционированная свалка на землях сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Несанкционированная свалка на землях сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 13 "Содержание охраны земель" ЗК РФ"На основании распоряжения заместителя руководителя управления от 17.10.2019 в рамках осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения уполномоченными должностными лицами управления в период с 22.10.2019 по 11.11.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой выявлены факты непроведения мероприятий на вышеназванном земельном участке по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями на площади 9 948 га; загрязнения плодородного слоя почвы (допущено размещение отходов производства и потребления в виде несанкционированной свалки) на площади 10,2 га в нарушение подпунктов 2, 3 пункта 2 статьи 13, абзацев четыре и восемь статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"."
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2023 N 05АП-6034/2023, 05АП-6288/2023 по делу N А51-8977/2023
Требование: О признании недействительным решения административного органа об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.К аналогичному выводу судебная коллегия приходит и при оценке довода ООО "АвтоСтройГруз" о том, что факт выявления несанкционированной свалки бытовых отходов следует расценивать как признак захламления земельного участка, что само по себе свидетельствует о его неиспользовании в целях сельскохозяйственной деятельности, поскольку факт сохранения данного нарушения на дату принятия оспариваемого решения материалами дела не доказан.
Требование: О признании недействительным решения административного органа об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.К аналогичному выводу судебная коллегия приходит и при оценке довода ООО "АвтоСтройГруз" о том, что факт выявления несанкционированной свалки бытовых отходов следует расценивать как признак захламления земельного участка, что само по себе свидетельствует о его неиспользовании в целях сельскохозяйственной деятельности, поскольку факт сохранения данного нарушения на дату принятия оспариваемого решения материалами дела не доказан.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Раздельный сбор отходов в контексте реформирования отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами
(Моторин Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Следствием ненадлежащего обращения с отходами является рост числа несанкционированных свалок, загрязнение земель различных категорий (лесов, сельскохозяйственных угодий) и иных компонентов окружающей среды, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах.
(Моторин Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Следствием ненадлежащего обращения с отходами является рост числа несанкционированных свалок, загрязнение земель различных категорий (лесов, сельскохозяйственных угодий) и иных компонентов окружающей среды, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах.
Статья: Как следует определять ответственного за появление несанкционированной свалки?
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Должных мер для очистки территории, замусоренной в результате жизнедеятельности села Б., не приняла и администрация Новосибирского района Новосибирской области. По иску прокурора суды обязали местную администрацию ликвидировать несанкционированную свалку на участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Должных мер для очистки территории, замусоренной в результате жизнедеятельности села Б., не приняла и администрация Новосибирского района Новосибирской области. По иску прокурора суды обязали местную администрацию ликвидировать несанкционированную свалку на участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"1.2. Рассмотрев иск прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Ленинский районный суд города Новосибирска решением от 24 декабря 2020 года возложил на администрацию Новосибирского района Новосибирской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке, расположенном на территории района, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения (вид разрешенного использования: "сенокосы") и находящемся в собственности Российской Федерации; аналогичное требование к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области оставлено без удовлетворения. Суд исходил из того, что организация деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального образования относится к ведению администрации района. Заключение же с региональным оператором соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами не снимает с администрации обязанность принять меры, направленные на ликвидацию образовавшейся на территории района несанкционированной свалки.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"1.2. Рассмотрев иск прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Ленинский районный суд города Новосибирска решением от 24 декабря 2020 года возложил на администрацию Новосибирского района Новосибирской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке, расположенном на территории района, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения (вид разрешенного использования: "сенокосы") и находящемся в собственности Российской Федерации; аналогичное требование к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области оставлено без удовлетворения. Суд исходил из того, что организация деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального образования относится к ведению администрации района. Заключение же с региональным оператором соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами не снимает с администрации обязанность принять меры, направленные на ликвидацию образовавшейся на территории района несанкционированной свалки.
"Доклад Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований, выявленных территориальными органами Службы, с возможными мероприятиями по их устранению ("как делать нельзя") (за 2016 г. и 9 месяцев 2017 г.)"Как уже было отмечено, основные нарушения на земельных участках сельскохозяйственного назначения связаны с их зарастанием сорной, древесной и кустарниковой растительностью, а также с захламлением/ загрязнением земельных участков сельскохозяйственного назначения отходами производства и потребления (несанкционированные свалки).