Несколько сервитутов на один участок
Подборка наиболее важных документов по запросу Несколько сервитутов на один участок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.23 "Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"Примененный апелляционным судом подход при оценке железнодорожного пути как линейного объекта соответствует сформировавшейся судебной практике (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2022 N А60-46061/2020, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2023 N А12-28694/2022 и др.). Апелляционный при этом отмечает, что не имеет принципиального значения размещение железнодорожного пути на одном либо нескольких участках, поскольку это не исключает свойства, назначение такого объекта и его характеристику как линейного и возможность его размещения на основе сервитута в силу статьи 39.23 ЗК РФ. Предназначение железнодорожного пути для нужд определенного, ограниченного круга пользователей, также не имеет определяющего значения для признания такого сооружения линейным объектом."
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024 N 07АП-1166/2024 по делу N А45-24031/2023
Требование: О признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Примененный апелляционным судом подход при оценке железнодорожного пути как линейного объекта соответствует сформировавшейся судебной практике (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2022 N А60-46061/2020, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2023 N А12-28694/2022 и др.). Апелляционный при этом отмечает, что не имеет принципиального значения размещение железнодорожного пути на одном либо нескольких участках, поскольку это не исключает свойства, назначение такого объекта и его характеристику как линейного и возможность его размещения на основе сервитута в силу статьи 39.23 ЗК РФ. Предназначение железнодорожного пути для нужд определенного, ограниченного круга пользователей, также не имеет определяющего значения для признания такого сооружения линейным объектом.
Требование: О признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Примененный апелляционным судом подход при оценке железнодорожного пути как линейного объекта соответствует сформировавшейся судебной практике (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2022 N А60-46061/2020, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2023 N А12-28694/2022 и др.). Апелляционный при этом отмечает, что не имеет принципиального значения размещение железнодорожного пути на одном либо нескольких участках, поскольку это не исключает свойства, назначение такого объекта и его характеристику как линейного и возможность его размещения на основе сервитута в силу статьи 39.23 ЗК РФ. Предназначение железнодорожного пути для нужд определенного, ограниченного круга пользователей, также не имеет определяющего значения для признания такого сооружения линейным объектом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формы и способы защиты ограниченных вещных прав
(Шереметьева Н.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Некоторые вещные права, скажем, сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком в одном или нескольких отношениях еще с периода классического римского права устанавливался в пользу собственника земельного участка, неотчуждаемы <13>.
(Шереметьева Н.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Некоторые вещные права, скажем, сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком в одном или нескольких отношениях еще с периода классического римского права устанавливался в пользу собственника земельного участка, неотчуждаемы <13>.
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)При оценке целесообразности установления сервитута для прохода (проезда) по разным земельным участкам суд оценивает процент, который составляет площадь устанавливаемого сервитута от общей площади потенциального служащего земельного участка. Суд оценивает количественный характер ограничений (если имеется возможность установить сервитут только через один земельный участок, то суд не будет устанавливать сервитут через несколько земельных участков). Также суд учитывает сложившийся порядок пользования землей (если на протяжении длительного времени собственник господствующего участка пользовался служащим земельным участком определенным образом, а собственник служащего земельного участка ему не препятствовал, то суд, вероятнее всего, установит сервитут именно с учетом такого пользования). Если порядок пользования сложился при предыдущем собственнике служащего земельного участка, то суды выясняют, было ли новому собственнику на момент приобретения земельного участка очевидно и понятно, что в отношении приобретаемого участка имеется сложившийся порядок пользования со стороны собственника господствующего земельного участка. Если это было очевидно, то подлежит защите интерес собственника господствующего участка, так как иное было бы злоупотреблением правом и нарушением принципа непротиворечивого поведения.
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)При оценке целесообразности установления сервитута для прохода (проезда) по разным земельным участкам суд оценивает процент, который составляет площадь устанавливаемого сервитута от общей площади потенциального служащего земельного участка. Суд оценивает количественный характер ограничений (если имеется возможность установить сервитут только через один земельный участок, то суд не будет устанавливать сервитут через несколько земельных участков). Также суд учитывает сложившийся порядок пользования землей (если на протяжении длительного времени собственник господствующего участка пользовался служащим земельным участком определенным образом, а собственник служащего земельного участка ему не препятствовал, то суд, вероятнее всего, установит сервитут именно с учетом такого пользования). Если порядок пользования сложился при предыдущем собственнике служащего земельного участка, то суды выясняют, было ли новому собственнику на момент приобретения земельного участка очевидно и понятно, что в отношении приобретаемого участка имеется сложившийся порядок пользования со стороны собственника господствующего земельного участка. Если это было очевидно, то подлежит защите интерес собственника господствующего участка, так как иное было бы злоупотреблением правом и нарушением принципа непротиворечивого поведения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов"5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов"5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)3) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства, при условии, что такие земельные участки, объекты капитального строительства не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитутов, публичных сервитутов (далее - комплексное развитие незастроенной территории);
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)3) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства, при условии, что такие земельные участки, объекты капитального строительства не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитутов, публичных сервитутов (далее - комплексное развитие незастроенной территории);