Нестационарный торговый объект на частной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Нестационарный торговый объект на частной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Права собственника: распоряжение, владение и пользование имуществом
(КонсультантПлюс, 2024)"...Соответствующие полномочия собственника земельного участка по размещению и использованию нестационарных торговых объектов предусмотрены, в частности, положениями части 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которым порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником этого земельного участка. Принятие собственником решений по данному вопросу является одним из способов распоряжения земельным участком..."
(КонсультантПлюс, 2024)"...Соответствующие полномочия собственника земельного участка по размещению и использованию нестационарных торговых объектов предусмотрены, в частности, положениями части 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которым порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником этого земельного участка. Принятие собственником решений по данному вопросу является одним из способов распоряжения земельным участком..."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 10 "Особенности размещения нестационарных торговых объектов" Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации""Соответствующие полномочия собственника земельного участка по размещению и использованию нестационарных торговых объектов предусмотрены, в частности, положениями ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", согласно которым, порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником этого земельного участка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Дзедзинский А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 1)Позиция заявителей. Оспариваемые положения противоречат статьям 8 (части 1 и 2), 12, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 34, 35 (части 1 и 2), 36 (части 1 и 2), 45, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 132 (часть 1) Конституции РФ, поскольку позволяют органам местного самоуправления устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования дополнительный, по сравнению с федеральным законодательством, запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности. Тем самым данные нормы препятствуют собственникам помещений в многоквартирном доме извлекать доход при предоставлении части земельного участка в аренду и одновременно лишают хозяйствующих субъектов возможности осуществлять на таких участках торговую деятельность, а также ведут к неправомерному ограничению конкуренции.
(Дзедзинский А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 1)Позиция заявителей. Оспариваемые положения противоречат статьям 8 (части 1 и 2), 12, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 34, 35 (части 1 и 2), 36 (части 1 и 2), 45, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 132 (часть 1) Конституции РФ, поскольку позволяют органам местного самоуправления устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования дополнительный, по сравнению с федеральным законодательством, запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности. Тем самым данные нормы препятствуют собственникам помещений в многоквартирном доме извлекать доход при предоставлении части земельного участка в аренду и одновременно лишают хозяйствующих субъектов возможности осуществлять на таких участках торговую деятельность, а также ведут к неправомерному ограничению конкуренции.
Статья: Проблемы размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории
(Вербицкая Ю.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)Правила размещения и использования нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, определяются собственником той территории, на которой планируется разместить НТО (ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; далее - Закон N 381-ФЗ). Частенько это положение воспринимается как безграничное право собственника той или иной локации распоряжаться принадлежащими площадями как угодно и размещать какие угодно объекты, ведь Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) в ст. 209 наделил собственника правом по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Однако указанный Закон о регулировании торговли устанавливает, что гражданское законодательство при раскрытии правомочий собственника сделало оговорку об обязательном учете требований законодательства при реализации правомочий собственника по предоставлению площади для использования НТО или для ее использования под НТО самостоятельно (если собственник ставит свой объект). Что касается земельных участков, то для них установлены дополнительные ограничения в п. 3 ст. 209 ГК РФ: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Это положение находит отклик и в правовой доктрине: как отмечает А.А. Маркелова, правовая природа и ценность земли как ограниченного природного ресурса предполагает совмещение гражданско-правового и публичного режимов использования земельных участков <1>. Таким образом, земельным участком распоряжаться можно не так свободно, как другими объектами собственности, - нужно учитывать интересы других лиц, охрану окружающей среды, то есть публичные нормы и запреты, санитарные, градостроительные правила, направленные на защиту таких интересов.
(Вербицкая Ю.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)Правила размещения и использования нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, определяются собственником той территории, на которой планируется разместить НТО (ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; далее - Закон N 381-ФЗ). Частенько это положение воспринимается как безграничное право собственника той или иной локации распоряжаться принадлежащими площадями как угодно и размещать какие угодно объекты, ведь Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) в ст. 209 наделил собственника правом по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Однако указанный Закон о регулировании торговли устанавливает, что гражданское законодательство при раскрытии правомочий собственника сделало оговорку об обязательном учете требований законодательства при реализации правомочий собственника по предоставлению площади для использования НТО или для ее использования под НТО самостоятельно (если собственник ставит свой объект). Что касается земельных участков, то для них установлены дополнительные ограничения в п. 3 ст. 209 ГК РФ: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Это положение находит отклик и в правовой доктрине: как отмечает А.А. Маркелова, правовая природа и ценность земли как ограниченного природного ресурса предполагает совмещение гражданско-правового и публичного режимов использования земельных участков <1>. Таким образом, земельным участком распоряжаться можно не так свободно, как другими объектами собственности, - нужно учитывать интересы других лиц, охрану окружающей среды, то есть публичные нормы и запреты, санитарные, градостроительные правила, направленные на защиту таких интересов.
Нормативные акты
Решение Забайкальского УФАС России от 01.03.2024 N 075/10/18.1-60/2024
Нарушение: п. 3 ч. 1 ст. 39.33 Земельного Кодекса РФ.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.На основании вышеизложенного, по итогам всестороннего, полного, объективного рассмотрения жалобы, Комиссия Забайкальского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях Администрации городского поселения "Г" содержится факт нарушения п. 3 ч.1 ст. 39.33 ЗК РФ, поскольку, несмотря на неопределенность понятий в виде разрешенного использования земельного участка "размещение" и "объекты торговли", предполагающие, как "строительство капитальных объектов", так и "размещение нестационарных торговых объектов", предоставление земельных участков, находящихся в публичной собственности, в частную собственность в обоих случаях, с точки зрения земельного законодательства, не допускается.
Нарушение: п. 3 ч. 1 ст. 39.33 Земельного Кодекса РФ.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.На основании вышеизложенного, по итогам всестороннего, полного, объективного рассмотрения жалобы, Комиссия Забайкальского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях Администрации городского поселения "Г" содержится факт нарушения п. 3 ч.1 ст. 39.33 ЗК РФ, поскольку, несмотря на неопределенность понятий в виде разрешенного использования земельного участка "размещение" и "объекты торговли", предполагающие, как "строительство капитальных объектов", так и "размещение нестационарных торговых объектов", предоставление земельных участков, находящихся в публичной собственности, в частную собственность в обоих случаях, с точки зрения земельного законодательства, не допускается.