Незаконная добыча драгоценных металлов

Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконная добыча драгоценных металлов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Общество занимается добычей полезных ископаемых, одним из которых является золото, а другим - концентрат платиновых металлов (далее - КПМ). Налоговый орган доначислил обществу НДПИ, поскольку, по его мнению, указанные полезные ископаемые для целей НДПИ следует рассматривать отдельно, соответственно, в отношении КПМ подлежит применению рентный коэффициент (далее - Крента), равный 3,5. Налоговый орган указал, что платиновый концентрат в качестве основного драгоценного металла содержит в себе именно платину, а не золото, доля золота незначительна. Суд признал доначисление НДПИ неправомерным, отметил, что ври получении полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина и др.), юридическое значение имеет как факт извлечения налогоплательщиком из недр минерального сырья, содержащего в себе названные драгоценные металлы, так и стоимостная оценка соответствующих драгоценных металлов, что непосредственным образом влияет на доходность добычи полезных ископаемых. В данном случае законодатель определил условия налогообложения лиц, осуществляющих добычу концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, предусмотрев для этой категории плательщиков НДПИ применение налоговой ставки 6 процентов (п. 2 ст. 342 НК РФ), а также исключив для них применение Крента в размере 3,5 (п. 6 ст. 342 НК РФ). Суд отдельно отметил, что ограничений по применению налоговых ставок и Крента в размере 1 в зависимости от доли содержания золота, серебра и (или) иных драгоценных металлов в добытом полезном ископаемом НК РФ не предусмотрено, а применение налоговыми органами различных ставок и значений Крента в зависимости от степени содержания золота в концентратах является незаконным.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2024 N 88-9887/2024 (УИД 75RS0016-01-2023-000959-43)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.
Обстоятельства: В ходе обыска, проведенного в рамках расследования уголовного дела, в жилище учредителя и директора истца были обнаружены и изъяты драгоценные металлы, которые, по мнению следствия, хранились там незаконно. Иск мотивирован тем, что уголовное преследование было прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, при этом судьба вещественных доказательств судом разрешена не была, драгоценные металлы, принадлежавшие истцу, обращены в доход государства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Вопреки указанным положениям статьи 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", суд первой инстанции, признавая за ООО "Боровое" право на возмещение ущерба в связи с незаконным привлечением учредителя и директора ООО "Боровое" К.К. к уголовной ответственности в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации и обращением вещественных доказательств - драгоценных металлов золота и серебра, общей массой химического чистого золота <данные изъяты> гр., общей массой химически чистого серебра <данные изъяты> гр., изъятых у К.К., в доход государства, не установил принадлежность указанных драгоценных металлов ООО "Боровое", ограничившись указанием на то, что данное общество является субъектом добычи драгоценных металлов.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых - не хищение
(Яни П.С.)
("Законность", 2020, N 9)
Режим гражданско-правовой, так сказать, собственности установлен, в частности, для таких добытых законно либо незаконно полезных ископаемых, как драгоценные металлы и камни, - согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" "добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация". В последнем предложении определен не прежний, предусмотренный для недр, правовой режим нахождения их в собственности государства, а режим новый, предназначенный для природного ресурса, из недр уже извлеченного, пусть и незаконно. Такой ресурс получил своего собственника именно в гражданско-правовом смысле, а потому может рассматриваться в качестве предмета хищения. Хотя вложение труда в его позитивном смысле, т.е. если не называть трудом незаконные действия по добыче, места, конечно, не имело.
Статья: Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга: проблемы, детерминируемые новой редакцией ст. 191 УК РФ
(Чернов А.В., Габеев С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)
Ключевые слова: незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценные камни, полудрагоценные камни, янтарь, нефрит, уникальные янтарные образования, ювелирные изделия, незаконная добыча, административная преюдиция, правовые коллизии, реформа административного законодательства.

Нормативные акты

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
2. Полученные в результате осуществления незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Информационное письмо ВАС РФ от 31.05.2000 N 52
"Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"
Последствия незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе отнесенных к валютным ценностям (п. 4 ст. 1 Закона о валютном регулировании) предусмотрены пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".