Незаконная добыча драгоценных металлов
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконная добыча драгоценных металлов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество занимается добычей полезных ископаемых, одним из которых является золото, а другим - концентрат платиновых металлов (далее - КПМ). Налоговый орган доначислил обществу НДПИ, поскольку, по его мнению, указанные полезные ископаемые для целей НДПИ следует рассматривать отдельно, соответственно, в отношении КПМ подлежит применению рентный коэффициент (далее - Крента), равный 3,5. Налоговый орган указал, что платиновый концентрат в качестве основного драгоценного металла содержит в себе именно платину, а не золото, доля золота незначительна. Суд признал доначисление НДПИ неправомерным, отметил, что ври получении полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина и др.), юридическое значение имеет как факт извлечения налогоплательщиком из недр минерального сырья, содержащего в себе названные драгоценные металлы, так и стоимостная оценка соответствующих драгоценных металлов, что непосредственным образом влияет на доходность добычи полезных ископаемых. В данном случае законодатель определил условия налогообложения лиц, осуществляющих добычу концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, предусмотрев для этой категории плательщиков НДПИ применение налоговой ставки 6 процентов (п. 2 ст. 342 НК РФ), а также исключив для них применение Крента в размере 3,5 (п. 6 ст. 342 НК РФ). Суд отдельно отметил, что ограничений по применению налоговых ставок и Крента в размере 1 в зависимости от доли содержания золота, серебра и (или) иных драгоценных металлов в добытом полезном ископаемом НК РФ не предусмотрено, а применение налоговыми органами различных ставок и значений Крента в зависимости от степени содержания золота в концентратах является незаконным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество занимается добычей полезных ископаемых, одним из которых является золото, а другим - концентрат платиновых металлов (далее - КПМ). Налоговый орган доначислил обществу НДПИ, поскольку, по его мнению, указанные полезные ископаемые для целей НДПИ следует рассматривать отдельно, соответственно, в отношении КПМ подлежит применению рентный коэффициент (далее - Крента), равный 3,5. Налоговый орган указал, что платиновый концентрат в качестве основного драгоценного металла содержит в себе именно платину, а не золото, доля золота незначительна. Суд признал доначисление НДПИ неправомерным, отметил, что ври получении полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина и др.), юридическое значение имеет как факт извлечения налогоплательщиком из недр минерального сырья, содержащего в себе названные драгоценные металлы, так и стоимостная оценка соответствующих драгоценных металлов, что непосредственным образом влияет на доходность добычи полезных ископаемых. В данном случае законодатель определил условия налогообложения лиц, осуществляющих добычу концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, предусмотрев для этой категории плательщиков НДПИ применение налоговой ставки 6 процентов (п. 2 ст. 342 НК РФ), а также исключив для них применение Крента в размере 3,5 (п. 6 ст. 342 НК РФ). Суд отдельно отметил, что ограничений по применению налоговых ставок и Крента в размере 1 в зависимости от доли содержания золота, серебра и (или) иных драгоценных металлов в добытом полезном ископаемом НК РФ не предусмотрено, а применение налоговыми органами различных ставок и значений Крента в зависимости от степени содержания золота в концентратах является незаконным.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2024 N 88-9887/2024 (УИД 75RS0016-01-2023-000959-43)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.
Обстоятельства: В ходе обыска, проведенного в рамках расследования уголовного дела, в жилище учредителя и директора истца были обнаружены и изъяты драгоценные металлы, которые, по мнению следствия, хранились там незаконно. Иск мотивирован тем, что уголовное преследование было прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, при этом судьба вещественных доказательств судом разрешена не была, драгоценные металлы, принадлежавшие истцу, обращены в доход государства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Вопреки указанным положениям статьи 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", суд первой инстанции, признавая за ООО "Боровое" право на возмещение ущерба в связи с незаконным привлечением учредителя и директора ООО "Боровое" К.К. к уголовной ответственности в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации и обращением вещественных доказательств - драгоценных металлов золота и серебра, общей массой химического чистого золота <данные изъяты> гр., общей массой химически чистого серебра <данные изъяты> гр., изъятых у К.К., в доход государства, не установил принадлежность указанных драгоценных металлов ООО "Боровое", ограничившись указанием на то, что данное общество является субъектом добычи драгоценных металлов.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.
Обстоятельства: В ходе обыска, проведенного в рамках расследования уголовного дела, в жилище учредителя и директора истца были обнаружены и изъяты драгоценные металлы, которые, по мнению следствия, хранились там незаконно. Иск мотивирован тем, что уголовное преследование было прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, при этом судьба вещественных доказательств судом разрешена не была, драгоценные металлы, принадлежавшие истцу, обращены в доход государства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Вопреки указанным положениям статьи 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", суд первой инстанции, признавая за ООО "Боровое" право на возмещение ущерба в связи с незаконным привлечением учредителя и директора ООО "Боровое" К.К. к уголовной ответственности в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации и обращением вещественных доказательств - драгоценных металлов золота и серебра, общей массой химического чистого золота <данные изъяты> гр., общей массой химически чистого серебра <данные изъяты> гр., изъятых у К.К., в доход государства, не установил принадлежность указанных драгоценных металлов ООО "Боровое", ограничившись указанием на то, что данное общество является субъектом добычи драгоценных металлов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых - не хищение
(Яни П.С.)
("Законность", 2020, N 9)Режим гражданско-правовой, так сказать, собственности установлен, в частности, для таких добытых законно либо незаконно полезных ископаемых, как драгоценные металлы и камни, - согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" "добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация". В последнем предложении определен не прежний, предусмотренный для недр, правовой режим нахождения их в собственности государства, а режим новый, предназначенный для природного ресурса, из недр уже извлеченного, пусть и незаконно. Такой ресурс получил своего собственника именно в гражданско-правовом смысле, а потому может рассматриваться в качестве предмета хищения. Хотя вложение труда в его позитивном смысле, т.е. если не называть трудом незаконные действия по добыче, места, конечно, не имело.
(Яни П.С.)
("Законность", 2020, N 9)Режим гражданско-правовой, так сказать, собственности установлен, в частности, для таких добытых законно либо незаконно полезных ископаемых, как драгоценные металлы и камни, - согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" "добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация". В последнем предложении определен не прежний, предусмотренный для недр, правовой режим нахождения их в собственности государства, а режим новый, предназначенный для природного ресурса, из недр уже извлеченного, пусть и незаконно. Такой ресурс получил своего собственника именно в гражданско-правовом смысле, а потому может рассматриваться в качестве предмета хищения. Хотя вложение труда в его позитивном смысле, т.е. если не называть трудом незаконные действия по добыче, места, конечно, не имело.
Статья: Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга: проблемы, детерминируемые новой редакцией ст. 191 УК РФ
(Чернов А.В., Габеев С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Ключевые слова: незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценные камни, полудрагоценные камни, янтарь, нефрит, уникальные янтарные образования, ювелирные изделия, незаконная добыча, административная преюдиция, правовые коллизии, реформа административного законодательства.
(Чернов А.В., Габеев С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Ключевые слова: незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценные камни, полудрагоценные камни, янтарь, нефрит, уникальные янтарные образования, ювелирные изделия, незаконная добыча, административная преюдиция, правовые коллизии, реформа административного законодательства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. Полученные в результате осуществления незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
(ред. от 29.12.2022)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. Полученные в результате осуществления незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Информационное письмо ВАС РФ от 31.05.2000 N 52
"Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"Последствия незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе отнесенных к валютным ценностям (п. 4 ст. 1 Закона о валютном регулировании) предусмотрены пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
"Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"Последствия незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе отнесенных к валютным ценностям (п. 4 ст. 1 Закона о валютном регулировании) предусмотрены пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".