Незаконная добыча песка в водоохранной зоне водного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконная добыча песка в водоохранной зоне водного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2008 год: Статья 61 "Охрана водных объектов при проведении работ" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(Р.Б. Касенов)Суд признал правомерным привлечение общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку в ходе проведения мелиоративных работ общество осуществляло добычу песка, что выходит за рамки, определенные рабочим проектом и экспертизой. При этом суд указал, что в силу ст. 61 Водного кодекса РФ, п. 6 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 N 1404 и действовавшего в период спорных правоотношений, работы, проводимые без согласования с уполномоченными органами, являются незаконными. Таким образом, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
(Р.Б. Касенов)Суд признал правомерным привлечение общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку в ходе проведения мелиоративных работ общество осуществляло добычу песка, что выходит за рамки, определенные рабочим проектом и экспертизой. При этом суд указал, что в силу ст. 61 Водного кодекса РФ, п. 6 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 N 1404 и действовавшего в период спорных правоотношений, работы, проводимые без согласования с уполномоченными органами, являются незаконными. Таким образом, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Экологические преступления, посягающие на безопасность водных объектов: характеристика и разграничение со смежными деликтами: монография"
(Зверева А.И.)
(под ред. Ю.В. Грачевой)
("Проспект", 2019)Обращает на себя внимание некоторая избыточность административно-правовых запретов. Наиболее ярко это проявляется при сравнительном анализе ст. ст. 8.13, 8.33 и 8.45 КоАП РФ. Так, состав нарушения правил охраны водных объектов охватывает пять самостоятельных деяний: нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (ч. 1 ст. 8.13); невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2 ст. 8.13); незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов (ч. 3 ст. 8.13); нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ (ч. 4 ст. 8.13); загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах (ч. 5 ст. 8.13). В то же самое время ст. 8.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Ранее, обосновывая включение данной статьи в предмет нашего исследования, мы исходили из того, что средой обитания водных биологических ресурсов является не что иное, как именно водные объекты. Следовательно, ст. 8.33 фактически устанавливает ответственность в том числе за нарушение правил охраны водных объектов. Нетрудно заметить, что в таком случае она дублирует положения ст. 8.13 КоАП РФ, что вряд ли идет на пользу правоприменительной практике, запутывая законодательство.
(Зверева А.И.)
(под ред. Ю.В. Грачевой)
("Проспект", 2019)Обращает на себя внимание некоторая избыточность административно-правовых запретов. Наиболее ярко это проявляется при сравнительном анализе ст. ст. 8.13, 8.33 и 8.45 КоАП РФ. Так, состав нарушения правил охраны водных объектов охватывает пять самостоятельных деяний: нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (ч. 1 ст. 8.13); невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2 ст. 8.13); незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов (ч. 3 ст. 8.13); нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ (ч. 4 ст. 8.13); загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах (ч. 5 ст. 8.13). В то же самое время ст. 8.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Ранее, обосновывая включение данной статьи в предмет нашего исследования, мы исходили из того, что средой обитания водных биологических ресурсов является не что иное, как именно водные объекты. Следовательно, ст. 8.33 фактически устанавливает ответственность в том числе за нарушение правил охраны водных объектов. Нетрудно заметить, что в таком случае она дублирует положения ст. 8.13 КоАП РФ, что вряд ли идет на пользу правоприменительной практике, запутывая законодательство.
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(постатейный)
(отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков)
("Юстицинформ", 2009)Статья 8.13 устанавливает штраф за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, а также за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования; за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов; за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение; за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах.
(постатейный)
(отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков)
("Юстицинформ", 2009)Статья 8.13 устанавливает штраф за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, а также за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования; за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов; за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение; за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах.
Нормативные акты
Распоряжение Минэкологии МО от 29.04.2020 N 571-РМ
"Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природопользования Московской области по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Московской области в отношении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области"Принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 КоАП Российской Федерации за несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования
"Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природопользования Московской области по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Московской области в отношении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области"Принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 КоАП Российской Федерации за несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования