Незаконные валютные операции КОАП
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконные валютные операции КОАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Оконченное административное правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)Оконченный состав правонарушения, совершенного должностным лицом, по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ образует каждая незаконная валютная операция (выплата иностранному гражданину заработной платы наличными деньгами по отдельной платежной ведомости и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)Оконченный состав правонарушения, совершенного должностным лицом, по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ образует каждая незаконная валютная операция (выплата иностранному гражданину заработной платы наличными деньгами по отдельной платежной ведомости и др.)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 286 "Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции" АПК РФ"Возражения налогового органа относительно неправомерности снижения судом размера назначенного обществу административного штрафа, подлежат отклонению, поскольку как верно отмечено судами, с учетом санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, предусматривающей для юридических лиц наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 20 процентов до 40 процентов суммы незаконной валютной операции, а также в отсутствие установленных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, у налогового органа отсутствовали основания, позволяющих выбрать санкцию выше минимального размера. Более того, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке указанных обстоятельств в соответствии со статьей 286 АПК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 15.25 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)3. За какие незаконные валютные операции могут привлечь по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ?
(КонсультантПлюс, 2025)3. За какие незаконные валютные операции могут привлечь по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ?
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 09.08.2023 N КВ-4-17/10219@ <О выплате зарплаты работникам зарубежного представительства>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 2)Административная ответственность за незаконные валютные операции установлена ст. 15.25 КоАП РФ. Штраф может составить от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 2)Административная ответственность за незаконные валютные операции установлена ст. 15.25 КоАП РФ. Штраф может составить от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, либо сумме средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники;
(ред. от 04.11.2025)2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, либо сумме средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники;
Обзор: "Как юристу работать с учетом антикризисных мер"
(КонсультантПлюс, 2025)Смягчена ответственность за нарушение валютного законодательства. В частности, для ИП и юрлиц снижен размер штрафа за осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Смягчена ответственность за нарушение валютного законодательства. В частности, для ИП и юрлиц снижен размер штрафа за осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Статья: Судебно-арбитражная практика в области транзитных правоотношений: создание оборотного цифрового документа
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Рассмотренные проблемы в своем Постановлении отразил АС Уральского округа по делу N А60-31994/2015 <30>. Согласно материалам дела общество с ограниченной ответственность "МаниБург" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд субъекта Российской Федерации с требованием о признании незаконными ряда актов Росфиннадзора. Судом установлено, что общество заключило внешнеторговые сделки, а именно договоры купли-продажи бездокументарных ценных бумаг, с китайской компанией. Во исполнение обязанностей, закрепленных в договорах, обществом перечислены денежные средства в общей сумме свыше 100 млн долл. США. В качестве обоснования осуществления платежей резидентом указана предварительная оплата товаров (оплата ценных бумаг, содержащих обязательственные права на груз). Как было описано в дальнейшем, товарораспорядительные документы не удостоверяли каких-либо прав в отношении грузов и использовались с целью перевода денежных средств клиентов-резидентов общества. Таким образом, действия организации были квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в качестве незаконных валютных операций <31>. Вместе с тем правонарушителем предприняты попытки обоснования противоправных действий с использованием концепции мультимодальных оборотных документов. Представителем общества была озвучена позиция о соответствии рассматриваемых документов транспортному коносаменту Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), оформленному в бездокументарной форме. Однако судом такая позиция признана несостоятельной, поскольку обществом не представлено доказательств действительности требований, удостоверенных такими товарораспорядительными документами. Судом сделано важное замечание, согласно которому "необходимым условием для квалификации документа в качестве ценной бумаги является определение в законе или в установленном им порядке реквизитов ценной бумаги и требований к ее форме, несоблюдение которых влечет ее ничтожность".
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Рассмотренные проблемы в своем Постановлении отразил АС Уральского округа по делу N А60-31994/2015 <30>. Согласно материалам дела общество с ограниченной ответственность "МаниБург" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд субъекта Российской Федерации с требованием о признании незаконными ряда актов Росфиннадзора. Судом установлено, что общество заключило внешнеторговые сделки, а именно договоры купли-продажи бездокументарных ценных бумаг, с китайской компанией. Во исполнение обязанностей, закрепленных в договорах, обществом перечислены денежные средства в общей сумме свыше 100 млн долл. США. В качестве обоснования осуществления платежей резидентом указана предварительная оплата товаров (оплата ценных бумаг, содержащих обязательственные права на груз). Как было описано в дальнейшем, товарораспорядительные документы не удостоверяли каких-либо прав в отношении грузов и использовались с целью перевода денежных средств клиентов-резидентов общества. Таким образом, действия организации были квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в качестве незаконных валютных операций <31>. Вместе с тем правонарушителем предприняты попытки обоснования противоправных действий с использованием концепции мультимодальных оборотных документов. Представителем общества была озвучена позиция о соответствии рассматриваемых документов транспортному коносаменту Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), оформленному в бездокументарной форме. Однако судом такая позиция признана несостоятельной, поскольку обществом не представлено доказательств действительности требований, удостоверенных такими товарораспорядительными документами. Судом сделано важное замечание, согласно которому "необходимым условием для квалификации документа в качестве ценной бумаги является определение в законе или в установленном им порядке реквизитов ценной бумаги и требований к ее форме, несоблюдение которых влечет ее ничтожность".
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 09.08.2023 N КВ-4-17/10219 <Об административной ответственности резидентов за незаконные валютные операции>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)Добавим, что проведение незаконных валютных операций грозит штрафом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ:
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)Добавим, что проведение незаконных валютных операций грозит штрафом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ:
Ситуация: Какие валютные операции вправе осуществлять физические лица?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! За осуществление незаконных валютных операций предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! За осуществление незаконных валютных операций предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)В данном случае возможным видятся два варианта: в КоАП РФ будут вноситься срочные поправки, устанавливающие ответственность за подобное административное правонарушение, что было бы правильным и позволяло бы резидентам хотя бы оценивать размер рисков, либо органы валютного контроля попробуют использовать в данном случае ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за осуществление незаконных валютных операций. Поскольку формулировка данной части очень обтекаема и к незаконным валютным операциям относит операции, запрещенные валютным законодательством или осуществленные с нарушением валютного законодательства, потенциально нарушение любого положения из многочисленных нормативно-правовых актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля, связанное с использованием валюты и валютных ценностей, может трактоваться именно как незаконная валютная операция. Мало того, ФНС России уже несколько раз поднимала вопрос о возможности применения данной статьи даже наряду с ответственностью, предусмотренной другими частями ст. 15.25 КоАП РФ. Подобное развитие событий является нежелательным для резидентов, тем более если учесть существенные штрафы, предусмотренные этой нормой КоАП РФ: осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на граждан: лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. <18>.
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)В данном случае возможным видятся два варианта: в КоАП РФ будут вноситься срочные поправки, устанавливающие ответственность за подобное административное правонарушение, что было бы правильным и позволяло бы резидентам хотя бы оценивать размер рисков, либо органы валютного контроля попробуют использовать в данном случае ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за осуществление незаконных валютных операций. Поскольку формулировка данной части очень обтекаема и к незаконным валютным операциям относит операции, запрещенные валютным законодательством или осуществленные с нарушением валютного законодательства, потенциально нарушение любого положения из многочисленных нормативно-правовых актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля, связанное с использованием валюты и валютных ценностей, может трактоваться именно как незаконная валютная операция. Мало того, ФНС России уже несколько раз поднимала вопрос о возможности применения данной статьи даже наряду с ответственностью, предусмотренной другими частями ст. 15.25 КоАП РФ. Подобное развитие событий является нежелательным для резидентов, тем более если учесть существенные штрафы, предусмотренные этой нормой КоАП РФ: осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на граждан: лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. <18>.