Незаконный оБорот лекарственных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконный оБорот лекарственных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уточнение правил маркировки лекарственных средств
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В целях противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе лекарственных средств, в стране все шире применяется маркировка товаров. Причем действенным способом контроля за оборотом продукции является ее учет с использованием контрольно-кассовой техники.
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В целях противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе лекарственных средств, в стране все шире применяется маркировка товаров. Причем действенным способом контроля за оборотом продукции является ее учет с использованием контрольно-кассовой техники.
Готовое решение: Как рассчитать НМЦК (начальную цену единицы товара) при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)о цене (начальной цене) единицы лекарственного препарата, отсутствующего в гражданском обороте в РФ, а также препарата с истекшим сроком годности, исходя из даты его последнего ввода в гражданский оборот. Кроме того, рекомендуется проверять наличие вступивших в силу решений ФАС России или арбитражных судов РФ о незаконном введении воспроизведенного лекарственного препарата в гражданский оборот, если есть действующий патент оригинального препарата. Проверить это можно на сайте ФАС России в разделе "База решений и правовых актов" или в картотеке арбитражных дел соответственно (Письма ФАС России N ТН/61566/25, Минздрава России N 25-7/и/2-13136 от 02.07.2025, ФАС России N ТН/95899/24, Минздрава России N 25-7/И/2-21105 от 23.10.2024). Полагаем, что при наличии таких решений незаконно введенные в гражданский оборот лекарственные препараты не следует использовать при расчете цены (начальной цены) единицы;
(КонсультантПлюс, 2025)о цене (начальной цене) единицы лекарственного препарата, отсутствующего в гражданском обороте в РФ, а также препарата с истекшим сроком годности, исходя из даты его последнего ввода в гражданский оборот. Кроме того, рекомендуется проверять наличие вступивших в силу решений ФАС России или арбитражных судов РФ о незаконном введении воспроизведенного лекарственного препарата в гражданский оборот, если есть действующий патент оригинального препарата. Проверить это можно на сайте ФАС России в разделе "База решений и правовых актов" или в картотеке арбитражных дел соответственно (Письма ФАС России N ТН/61566/25, Минздрава России N 25-7/и/2-13136 от 02.07.2025, ФАС России N ТН/95899/24, Минздрава России N 25-7/И/2-21105 от 23.10.2024). Полагаем, что при наличии таких решений незаконно введенные в гражданский оборот лекарственные препараты не следует использовать при расчете цены (начальной цены) единицы;
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Несмотря на наличие в Федеральном законе "Об обращении лекарственных средств" определения понятия "фальсифицированное лекарственное средство", специальные положения в российском законодательстве в отношении возможных санкций за подобный вид преступной деятельности появились лишь с 2015 г. Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ внесен ряд изменений в законодательство об уголовных и административных правонарушениях. В частности, УК РФ был дополнен тремя новыми нормами - ст. 235.1 "Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий", ст. 238.1 "Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий" и ст. 327.2 "Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий". С учетом негативного влияния увеличения масштабов интернет-торговли на распространение фальсифицированных лекарственных средств ст. 238.1 была дополнена положениями в отношении использования средств массовой информации или информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Несмотря на наличие в Федеральном законе "Об обращении лекарственных средств" определения понятия "фальсифицированное лекарственное средство", специальные положения в российском законодательстве в отношении возможных санкций за подобный вид преступной деятельности появились лишь с 2015 г. Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ внесен ряд изменений в законодательство об уголовных и административных правонарушениях. В частности, УК РФ был дополнен тремя новыми нормами - ст. 235.1 "Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий", ст. 238.1 "Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий" и ст. 327.2 "Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий". С учетом негативного влияния увеличения масштабов интернет-торговли на распространение фальсифицированных лекарственных средств ст. 238.1 была дополнена положениями в отношении использования средств массовой информации или информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статья: Фармацевтическая безопасность как экономико-социальная проблема
(Лопатина Т.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)В статье анализируется проблема формирования системы фармацевтической безопасности в Российской Федерации. Отмечается, что концепция фармацевтической безопасности в последнее время претерпела изменения. Автор преследует цель выявить основные тенденции в этой области в контексте обеспечения медицинской независимости страны с учетом существующих криминальных рисков продаж лекарств, в том числе через сеть Интернет. Статья представляет собой изложение компаративистского исследования, основой которого выступает анализ имеющихся точек зрения к определению содержания фармакологической безопасности. В исследовании осуществлен анализ основных законодательных актов по обозначенной теме, а также отчеты Росздравнадзора о практике обеспечения лекарственного контроля в государстве. Отмечены противоречия в противодействии незаконному обороту фальсифицированных лекарственных средств как явления российской действительности, что обусловливает актуальность темы исследования. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что, с одной стороны, противодействие угрозам фармакологической безопасности является социальной задачей, поскольку здоровье граждан является одним из приоритетных направлений государственной политики. С другой - экономической задачей, так как на качество лекарственного обеспечения существенно влияет не только недостаточный уровень социальной ответственности, но и желание получения сверхприбыли субъектами фармацевтического бизнеса, владеющего основными объемами отечественного промышленного производства лекарственных препаратов.
(Лопатина Т.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)В статье анализируется проблема формирования системы фармацевтической безопасности в Российской Федерации. Отмечается, что концепция фармацевтической безопасности в последнее время претерпела изменения. Автор преследует цель выявить основные тенденции в этой области в контексте обеспечения медицинской независимости страны с учетом существующих криминальных рисков продаж лекарств, в том числе через сеть Интернет. Статья представляет собой изложение компаративистского исследования, основой которого выступает анализ имеющихся точек зрения к определению содержания фармакологической безопасности. В исследовании осуществлен анализ основных законодательных актов по обозначенной теме, а также отчеты Росздравнадзора о практике обеспечения лекарственного контроля в государстве. Отмечены противоречия в противодействии незаконному обороту фальсифицированных лекарственных средств как явления российской действительности, что обусловливает актуальность темы исследования. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что, с одной стороны, противодействие угрозам фармакологической безопасности является социальной задачей, поскольку здоровье граждан является одним из приоритетных направлений государственной политики. С другой - экономической задачей, так как на качество лекарственного обеспечения существенно влияет не только недостаточный уровень социальной ответственности, но и желание получения сверхприбыли субъектами фармацевтического бизнеса, владеющего основными объемами отечественного промышленного производства лекарственных препаратов.
Статья: Проблемы отнесения фальсифицированных биологически активных добавок к предмету преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ
(Дзьоник Е.В.)
("Современное право", 2025, N 1)В соответствии с Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" фармацевтические субстанции и лекарственные препараты относятся к лекарственным средствам (п. 1 ст. 4), следовательно, их фальсификация и иные незаконные действия в области их оборота подпадают под признаки незаконного обращения лекарственных средств. Указанная позиция законодателя и ученых, по нашему мнению, требует исключения фальсифицированных добавок из предмета преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ. При этом наличие в составе сфальсифицированной биологически активной добавки сильнодействующих и ядовитых веществ должно квалифицироваться исключительно по ст. 234 УК РФ.
(Дзьоник Е.В.)
("Современное право", 2025, N 1)В соответствии с Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" фармацевтические субстанции и лекарственные препараты относятся к лекарственным средствам (п. 1 ст. 4), следовательно, их фальсификация и иные незаконные действия в области их оборота подпадают под признаки незаконного обращения лекарственных средств. Указанная позиция законодателя и ученых, по нашему мнению, требует исключения фальсифицированных добавок из предмета преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ. При этом наличие в составе сфальсифицированной биологически активной добавки сильнодействующих и ядовитых веществ должно квалифицироваться исключительно по ст. 234 УК РФ.
Статья: Цифровые технологии: система распределенного реестра
(Шевцова Г.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)- сократить оборот контрафактных лекарств и улучшить здоровье населения за счет сокращения незаконного оборота рецептурных лекарств и рецептов. Прогнозируемое сокращение случаев заболеваний в результате приема контрафактных лекарств - 30% к 2024 году <11>.
(Шевцова Г.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)- сократить оборот контрафактных лекарств и улучшить здоровье населения за счет сокращения незаконного оборота рецептурных лекарств и рецептов. Прогнозируемое сокращение случаев заболеваний в результате приема контрафактных лекарств - 30% к 2024 году <11>.