Номенклатура дел на судебном участке
Подборка наиболее важных документов по запросу Номенклатура дел на судебном участке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 12.09.2023 N ДК23-84
Категория: Споры с Квалификационной коллегией судей или Судебным департаментом при ВС РФ.
Требования: О признании незаконным решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи за совершение дисциплинарного проступка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как примененная к судье мера дисциплинарной ответственности соразмерна тяжести допущенных нарушений и их последствиям. При этом материалы проверок не свидетельствуют о высокой судебной нагрузке, а кроме того, сами по себе такие обстоятельства не могут служить оправданием грубого и систематического на протяжении длительного времени нарушения требований процессуального законодательства, приведшего в том числе к многочисленным жалобам участников процессов.На 2023 г. мировым судьей Чуевой А.В. не утверждена номенклатура дел и нарядов судебного участка N 176 г. Санкт-Петербурга. На участке ведется единый журнал входящей корреспонденции в электронном виде, наряды за 2023 г. отсутствуют.
Категория: Споры с Квалификационной коллегией судей или Судебным департаментом при ВС РФ.
Требования: О признании незаконным решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи за совершение дисциплинарного проступка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как примененная к судье мера дисциплинарной ответственности соразмерна тяжести допущенных нарушений и их последствиям. При этом материалы проверок не свидетельствуют о высокой судебной нагрузке, а кроме того, сами по себе такие обстоятельства не могут служить оправданием грубого и систематического на протяжении длительного времени нарушения требований процессуального законодательства, приведшего в том числе к многочисленным жалобам участников процессов.На 2023 г. мировым судьей Чуевой А.В. не утверждена номенклатура дел и нарядов судебного участка N 176 г. Санкт-Петербурга. На участке ведется единый журнал входящей корреспонденции в электронном виде, наряды за 2023 г. отсутствуют.
Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 10.05.2016 N ДК16-23
Требование: Об отмене решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку допущенные мировым судьей нарушения при осуществлении правосудия являются грубыми, систематическими и по своему характеру несовместимыми с высоким званием судьи, порочат честь и достоинство судьи, умаляют авторитет судебной власти.В нарушение требований п. 13.1 Инструкции, устанавливающего обязанность на судебном участке к началу года заводить все наряды и журналы в соответствии с номенклатурой дел и документов, образующихся в деятельности мирового судьи (далее - Номенклатура дел), наряды и журналы секретарями судебного участка не заведены.
Требование: Об отмене решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку допущенные мировым судьей нарушения при осуществлении правосудия являются грубыми, систематическими и по своему характеру несовместимыми с высоким званием судьи, порочат честь и достоинство судьи, умаляют авторитет судебной власти.В нарушение требований п. 13.1 Инструкции, устанавливающего обязанность на судебном участке к началу года заводить все наряды и журналы в соответствии с номенклатурой дел и документов, образующихся в деятельности мирового судьи (далее - Номенклатура дел), наряды и журналы секретарями судебного участка не заведены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Делопроизводство в советах судей субъектов Российской Федерации (в контексте обеспечения сохранности документов об их деятельности в составе Архивного фонда РФ)
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2023, N 2)Исходя из вышеизложенного подхода и руководствуясь нормами ПТУД, в сводной номенклатуре дел УСД возможно сформировать раздел "Организационно-распорядительная деятельность совета судей". К перечню дел постоянного срока хранения могут быть отнесены: 1) документы (правила, порядки, регламенты, положения, регламенты), утверждаемые советом судей (ст. 8а ПТУД); 2) постановления, протоколы (заседаний совета судей, комиссий и рабочих групп совета судей, совета ветеранов, методического совета и т.д.) совета судей (ст. 18 ПТУД); 3) постановления конференций судей субъектов РФ и иные документы (круглых столов, межведомственных совещаний и т.п.) (ст. 22а ПТУД); 4) документы (отчеты, доклады, обзоры, переписка) о реализации решений совета судей РФ и его Президиума, Всероссийского съезда судей (ст. 23 ПТУД); 5) списки членов совета судей субъектов РФ и его комиссий (ст. 32 ПТУД); 6) документы (аналитические обзоры и обобщения, доклады и т.п.), сформированные в совете судей субъекта РФ, направленные в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и иные органы государственной власти (кроме оперативных вопросов) (ст. 46 ПТУД); 7) документы (положения, программы, отчеты, решения о награждении дипломами, грамотами) о проведении и подведении итогов конкурсов профессионального мастерства работников аппарата судов, судебных участков мировых судей (ст. 50 ПТУД); 8) номенклатура дел совета судей субъекта РФ (ст. 157 ПТУД); 9) планы, отчеты (перспективные, годовые) работы (ст. 198, 210 ПТУД). Все остальные документы, образующиеся в деятельности советов судей, в том числе достаточно обширная переписка по различным направлениям, относится к временным (как правило, кратковременным) срокам хранения, что также должно найти свое отражение в соответствующем разделе сводной номенклатуры дел УСД.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2023, N 2)Исходя из вышеизложенного подхода и руководствуясь нормами ПТУД, в сводной номенклатуре дел УСД возможно сформировать раздел "Организационно-распорядительная деятельность совета судей". К перечню дел постоянного срока хранения могут быть отнесены: 1) документы (правила, порядки, регламенты, положения, регламенты), утверждаемые советом судей (ст. 8а ПТУД); 2) постановления, протоколы (заседаний совета судей, комиссий и рабочих групп совета судей, совета ветеранов, методического совета и т.д.) совета судей (ст. 18 ПТУД); 3) постановления конференций судей субъектов РФ и иные документы (круглых столов, межведомственных совещаний и т.п.) (ст. 22а ПТУД); 4) документы (отчеты, доклады, обзоры, переписка) о реализации решений совета судей РФ и его Президиума, Всероссийского съезда судей (ст. 23 ПТУД); 5) списки членов совета судей субъектов РФ и его комиссий (ст. 32 ПТУД); 6) документы (аналитические обзоры и обобщения, доклады и т.п.), сформированные в совете судей субъекта РФ, направленные в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и иные органы государственной власти (кроме оперативных вопросов) (ст. 46 ПТУД); 7) документы (положения, программы, отчеты, решения о награждении дипломами, грамотами) о проведении и подведении итогов конкурсов профессионального мастерства работников аппарата судов, судебных участков мировых судей (ст. 50 ПТУД); 8) номенклатура дел совета судей субъекта РФ (ст. 157 ПТУД); 9) планы, отчеты (перспективные, годовые) работы (ст. 198, 210 ПТУД). Все остальные документы, образующиеся в деятельности советов судей, в том числе достаточно обширная переписка по различным направлениям, относится к временным (как правило, кратковременным) срокам хранения, что также должно найти свое отражение в соответствующем разделе сводной номенклатуры дел УСД.
Статья: Архивы судов в условиях цифровой трансформации
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)Однако при анализе технологических новаций Росархива в первую очередь необходимо учитывать потребность в нивелировании пробелов в ведомственном нормативно-правовом регулировании об обеспечении судопроизводства. До настоящего времени сохраняется острейшая ситуация отсутствия правовой определенности (формальной определенности) <7> в организации архивного дела в процессе функционирования судебной системы Российской Федерации (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <8>). Не регламентированы: принципы ведения архивного дела в судах Российской Федерации <9>; понятийный аппарат <10>; особенности реализации полномочий Росархива (уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивного дела; формы взаимодействия государственных (муниципальных) архивов с федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающими деятельность мировых судей в соответствующих субъектах, включая организацию передачи документов постоянного срока хранения по истечении временного, 15-летнего срока хранения в судах <11>; содержание договоров о сотрудничестве и партнерских отношениях судов (мировых судей) с государственными (муниципальными) архивами; использование документов, относящихся к фондам судов, в государственных (муниципальных) архивах, в том числе с применением онлайновых технологий; организация деятельности объединенных архивов судов <12> и т.д. При разработке проекта предлагаемого к разработке закона необходимо учитывать результаты состоявшихся дискуссий и новых концепций в архивоведении. В частности, в судебной деятельности представляется актуальным установление периода жизненного цикла документа в условиях электронного документооборота (СЭД) в архивах, применения усиленной квалифицированной электронной подписи <13> (УКЭП) и системах хранения электронных документов (СХЭД) на базе ГАС "Правосудие". Ведомственное обсуждение необходимо также для введения новых терминов (таких, как "документообразование" <14>, включающее в себя известное "документирование" <15>), фиксации перехода от "дела" как основной единицы учета, хранения, классификации, систематизации к "документу" и т.д. <16>. Разработка данного акта на уровне закона позволит кардинально улучшить состояние архивного дела, снять многочисленные противоречия, имеющиеся в судах в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти и государственными архивами в ходе текущего консультирования и передачи установленных документов судов на постоянное хранение. При этом закрепление механизмов передачи документов на постоянное государственное хранение будет иметь вполне очевидные особенности исходя из компетенции судов. Например, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, как следует из содержания Инструкций по делопроизводству в данных судах <17>, являются источниками комплектования для Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Или организация деятельности мировых судей в сфере хранения документов прошлых периодов, в силу требований ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" <18>, находится в сфере ведения органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом порядок взаимоотношений государственных архивов субъектов РФ с судебными участками мировых судей (консультирование, организация периодических проверок, согласование текстов номенклатуры дел один раз в пять лет, ежегодное предоставление паспорта архива и т.п.) не унифицирован.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)Однако при анализе технологических новаций Росархива в первую очередь необходимо учитывать потребность в нивелировании пробелов в ведомственном нормативно-правовом регулировании об обеспечении судопроизводства. До настоящего времени сохраняется острейшая ситуация отсутствия правовой определенности (формальной определенности) <7> в организации архивного дела в процессе функционирования судебной системы Российской Федерации (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <8>). Не регламентированы: принципы ведения архивного дела в судах Российской Федерации <9>; понятийный аппарат <10>; особенности реализации полномочий Росархива (уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивного дела; формы взаимодействия государственных (муниципальных) архивов с федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающими деятельность мировых судей в соответствующих субъектах, включая организацию передачи документов постоянного срока хранения по истечении временного, 15-летнего срока хранения в судах <11>; содержание договоров о сотрудничестве и партнерских отношениях судов (мировых судей) с государственными (муниципальными) архивами; использование документов, относящихся к фондам судов, в государственных (муниципальных) архивах, в том числе с применением онлайновых технологий; организация деятельности объединенных архивов судов <12> и т.д. При разработке проекта предлагаемого к разработке закона необходимо учитывать результаты состоявшихся дискуссий и новых концепций в архивоведении. В частности, в судебной деятельности представляется актуальным установление периода жизненного цикла документа в условиях электронного документооборота (СЭД) в архивах, применения усиленной квалифицированной электронной подписи <13> (УКЭП) и системах хранения электронных документов (СХЭД) на базе ГАС "Правосудие". Ведомственное обсуждение необходимо также для введения новых терминов (таких, как "документообразование" <14>, включающее в себя известное "документирование" <15>), фиксации перехода от "дела" как основной единицы учета, хранения, классификации, систематизации к "документу" и т.д. <16>. Разработка данного акта на уровне закона позволит кардинально улучшить состояние архивного дела, снять многочисленные противоречия, имеющиеся в судах в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти и государственными архивами в ходе текущего консультирования и передачи установленных документов судов на постоянное хранение. При этом закрепление механизмов передачи документов на постоянное государственное хранение будет иметь вполне очевидные особенности исходя из компетенции судов. Например, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, как следует из содержания Инструкций по делопроизводству в данных судах <17>, являются источниками комплектования для Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Или организация деятельности мировых судей в сфере хранения документов прошлых периодов, в силу требований ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" <18>, находится в сфере ведения органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом порядок взаимоотношений государственных архивов субъектов РФ с судебными участками мировых судей (консультирование, организация периодических проверок, согласование текстов номенклатуры дел один раз в пять лет, ежегодное предоставление паспорта архива и т.п.) не унифицирован.
Нормативные акты
Приказ Санкт-Петербургского городского суда от 31.01.2019 N 48
"О согласовании Инструкции по организации судебного делопроизводства в аппарате мирового судьи Санкт-Петербурга и отмене ранее действовавшей Инструкции"3. Номенклатура дел судебного участка. Ведение и хранение
"О согласовании Инструкции по организации судебного делопроизводства в аппарате мирового судьи Санкт-Петербурга и отмене ранее действовавшей Инструкции"3. Номенклатура дел судебного участка. Ведение и хранение