Норма предоставления жилого помещения военнослужащим

Подборка наиболее важных документов по запросу Норма предоставления жилого помещения военнослужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 "Право на жилище" Федерального закона "О статусе военнослужащих"Таким образом, специальная правовая норма, регулирующая порядок предоставления жилых помещений военнослужащим в собственность, а именно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", такого ограничения не содержит, в связи с чем упомянутые судами положения норм права, регулирующих условия вселения граждан в жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, с учетом различия правовой формы реализации жилищного права военнослужащих, не могут быть применены при разрешении вопроса о соответствии жилого помещения, предоставляемого в собственность, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 "Основные начала семейного законодательства" СК РФТаким образом, из находящихся в системной взаимосвязи положений военно-административного, жилищного и семейного законодательства следует, что военнослужащему гарантировано предоставление жилого помещения, общая площадь которого должна отвечать установленным нормам предоставления исходя из численного состава членов его семьи, для обеспечения права совместного проживания всех членов семьи. При этом возможность обеспечения военнослужащего несколькими жилыми помещениями без согласия военнослужащего и членов его семьи не предусмотрена даже в случае соответствия суммы общей площади жилых помещений нормам предоставления."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Предоставление военнослужащему войск национальной гвардии Российской Федерации служебного жилого помещения: отдельные вопросы
(Рахвалова М.Н., Рахвалова Д.О.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 3)
Действующее законодательство предоставляет военнослужащему право выбора: обеспечение служебным жилым помещением (при необеспеченности в течение трех месяцев по прибытии на новое место службы - право на компенсацию за наем жилого помещения) или получение субсидии на приобретение жилого помещения. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о распространенности споров при применении этой достаточно однозначно толкуемой нормы. Предоставление военнослужащему служебного жилого помещения является основанием для прекращения выплаты компенсации за наем жилого помещения, в этой части споров обычно не возникает. Другая же ситуация почему-то на практике вызывает гораздо больше споров. Вместе с тем позиция судов, в том числе и Верховного Суда РФ, с которой сложно не согласиться, однозначна: если военнослужащий в порядке реализации субсидии приобрел жилое помещение, он утрачивает право и на служебное жилое помещение, и на получение компенсации за наем жилого помещения. При этом не имеет значения, приобретено жилое помещение по месту службы военнослужащего или в другом населенном пункте <11>. Согласно стабильной судебной практике одновременное обеспечение служебным жилым помещением и получение субсидии привело бы к тому, что военнослужащий воспользовался бы одной и той же социальной гарантией по двум основаниям.
Статья: О практике применения судами норм, регулирующих право на получение компенсации за наем жилых помещений граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
(Миняйленко Н.Н., Кеклис А.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)
Использование же при регулировании данных правоотношений норм права, определяющих порядок предоставления военнослужащим жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, как это сделал кассационный суд, ведет как раз к нарушению принципа правовой определенности и "открывает перед правоприменителем возможности неограниченного усмотрения, ослабляющего гарантии конституционных прав и свобод" <11>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О статусе военнослужащих"
13. Сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту 10 лет и более, офицеры, прапорщики и мичманы, проходящие военную службу по контракту, и проживающие совместно с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в населенных пунктах, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными пунктами 1, 2 и 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия служебных жилых помещений, соответствующих нормам, предусмотренным пунктами 1, 2 и 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, указанным военнослужащим-гражданам и проживающим совместно с ними членам их семей без исключения их из списка нуждающихся в специализированных жилых помещениях предоставляются жилые помещения в общежитиях или с письменного согласия военнослужащих-граждан служебные жилые помещения общей площадью менее норм предоставления площади жилого помещения. Указанным военнослужащим-гражданам и членам их семей, которые проживают в жилых помещениях в общежитиях, в служебных жилых помещениях общей площадью менее норм предоставления площади жилого помещения или арендованных жилых помещениях, предоставленных в связи с невозможностью обеспечения их служебными жилыми помещениями, или которым выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений, в последующем предоставляются служебные жилые помещения по нормам, указанным в настоящем пункте.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.