Норма списания гсм на трассе
Подборка наиболее важных документов по запросу Норма списания гсм на трассе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 29.07.2016 N 302-КГ16-9444 по делу N А33-12338/2015
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным представления уполномоченного органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку начисление выходного пособия уволенным государственным гражданским служащим заявителем производилось в соответствии с действующим законодательством, административным органом не приведено обоснования своей позиции о невозможности применения установленных заявителем норм, при утверждении которых были учтены базовые значения расхода топлива.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оспариваемое предписание вынесено Росфиннадзором по результатам плановой проверки правомерности и эффективности использования заявителем средств федерального бюджета за 2013-2014 годы. Уполномоченным органом выявлены нарушения норм бюджетного законодательства, в том числе: выплата компенсации стоимости проезда к месту использования отпуска произведена на основании справок, выданных туристическими агентствами, не являющимися транспортными организациями, осуществляющими перевозку, или их уполномоченными агентами (за 2013 год - пункт 2, за 2014 год - пункт 3); произведена оплата стоимости проезда, не подтвержденная посадочными талонами (пункт 4); оплачено за услуги охраны частным охранным организациям (за 2013 год - пункт 6, за 2014 года - пункт 7); в результате применения 15% надбавки (за работу в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. чел.) к базовой норме при движении автомобилей по загородным трассам произведено излишнее списание ГСМ (бензина) (за 2014 год - пункт 9).
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным представления уполномоченного органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку начисление выходного пособия уволенным государственным гражданским служащим заявителем производилось в соответствии с действующим законодательством, административным органом не приведено обоснования своей позиции о невозможности применения установленных заявителем норм, при утверждении которых были учтены базовые значения расхода топлива.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оспариваемое предписание вынесено Росфиннадзором по результатам плановой проверки правомерности и эффективности использования заявителем средств федерального бюджета за 2013-2014 годы. Уполномоченным органом выявлены нарушения норм бюджетного законодательства, в том числе: выплата компенсации стоимости проезда к месту использования отпуска произведена на основании справок, выданных туристическими агентствами, не являющимися транспортными организациями, осуществляющими перевозку, или их уполномоченными агентами (за 2013 год - пункт 2, за 2014 год - пункт 3); произведена оплата стоимости проезда, не подтвержденная посадочными талонами (пункт 4); оплачено за услуги охраны частным охранным организациям (за 2013 год - пункт 6, за 2014 года - пункт 7); в результате применения 15% надбавки (за работу в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. чел.) к базовой норме при движении автомобилей по загородным трассам произведено излишнее списание ГСМ (бензина) (за 2014 год - пункт 9).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, можно учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, можно учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Для того чтобы соблюсти требования ст. 252 НК РФ, организации достаточно самостоятельно установить нормативы расхода ГСМ по каждому конкретному автомобилю, используя в первую очередь данные завода-изготовителя. При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, организация может учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Для того чтобы соблюсти требования ст. 252 НК РФ, организации достаточно самостоятельно установить нормативы расхода ГСМ по каждому конкретному автомобилю, используя в первую очередь данные завода-изготовителя. При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, организация может учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 07.05.2015 N 277н
"Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: "Общие профессии горных и горнокапитальных работ"; "Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию"; "Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов"; "Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения"; "Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых"; "Агломерация руд"; "Добыча и обогащение горнохимического сырья"; "Добыча и обогащение строительных материалов"; "Добыча и переработка торфа"; "Переработка бурых углей и озокеритовых руд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2015 N 37446)Характеристика работ. Управление самоходным кабелепередвижчиком с двигателем мощностью до 44,2 кВт (60 л.с.) при производстве механической укладки и подбора гибкого высоковольтного кабеля, подающего энергопитание к экскаватору, отвалообразователю. Наблюдение за правильной намоткой кабеля. Проверка целостности кабеля на главном и вспомогательном барабанах. Наблюдение за показаниями средств измерений, креплением двигателей и тормозных устройств. Опробование хода самоходного кабелепередвижчика. Проверка заземления и включения в сеть силового кабеля. Наблюдение за работой механизмов, генератора, электрооборудования кабельной тележки. Определение трассы передвижения. Осмотр и заправка дизель-электрической установки горюче-смазочными материалами. Пуск дизеля и управление его работой. Обеспечение согласованности действий с машинистами экскаватора, отвалообразователя. Содержание самоходного кабелепередвижчика в исправном состоянии, выявление и устранение неисправностей в его работе. Текущий ремонт, участие в других видах ремонта и составление ведомостей на ремонт обслуживаемого оборудования. Ведение установленной документации.
"Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: "Общие профессии горных и горнокапитальных работ"; "Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию"; "Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов"; "Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения"; "Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых"; "Агломерация руд"; "Добыча и обогащение горнохимического сырья"; "Добыча и обогащение строительных материалов"; "Добыча и переработка торфа"; "Переработка бурых углей и озокеритовых руд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2015 N 37446)Характеристика работ. Управление самоходным кабелепередвижчиком с двигателем мощностью до 44,2 кВт (60 л.с.) при производстве механической укладки и подбора гибкого высоковольтного кабеля, подающего энергопитание к экскаватору, отвалообразователю. Наблюдение за правильной намоткой кабеля. Проверка целостности кабеля на главном и вспомогательном барабанах. Наблюдение за показаниями средств измерений, креплением двигателей и тормозных устройств. Опробование хода самоходного кабелепередвижчика. Проверка заземления и включения в сеть силового кабеля. Наблюдение за работой механизмов, генератора, электрооборудования кабельной тележки. Определение трассы передвижения. Осмотр и заправка дизель-электрической установки горюче-смазочными материалами. Пуск дизеля и управление его работой. Обеспечение согласованности действий с машинистами экскаватора, отвалообразователя. Содержание самоходного кабелепередвижчика в исправном состоянии, выявление и устранение неисправностей в его работе. Текущий ремонт, участие в других видах ремонта и составление ведомостей на ремонт обслуживаемого оборудования. Ведение установленной документации.
"Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве"
(утв. Приказом Рослесхоза от 13.09.1999 N 180)В состав сборника "Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве" вошли индивидуальные нормы расхода ГСМ на основные виды работ: лесокультурные (работа в питомниках, корчевка пней на вырубках тракторными агрегатами, сплошная обработка почвы под лесные культуры, питомники и сельскохозяйственные культуры, посев и посадка леса, агротехнический и лесоводственный уход); лесозащитные работы (опрыскивание, опыление и аэрозольная обработка лесных культур); лесохозяйственные работы (рубки ухода в молодняках, при прореживании, проходных и санитарных рубках, трелевка древесины); гидромелиоративные и лесоосушительные работы, строительство дорог (работы по подготовке трасс под лесоосушительную сеть, работы по устройству лесоосушительной сети на подготовленной трассе); противопожарные мероприятия; транспортные работы.
(утв. Приказом Рослесхоза от 13.09.1999 N 180)В состав сборника "Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве" вошли индивидуальные нормы расхода ГСМ на основные виды работ: лесокультурные (работа в питомниках, корчевка пней на вырубках тракторными агрегатами, сплошная обработка почвы под лесные культуры, питомники и сельскохозяйственные культуры, посев и посадка леса, агротехнический и лесоводственный уход); лесозащитные работы (опрыскивание, опыление и аэрозольная обработка лесных культур); лесохозяйственные работы (рубки ухода в молодняках, при прореживании, проходных и санитарных рубках, трелевка древесины); гидромелиоративные и лесоосушительные работы, строительство дорог (работы по подготовке трасс под лесоосушительную сеть, работы по устройству лесоосушительной сети на подготовленной трассе); противопожарные мероприятия; транспортные работы.
Статья: Учет автотранспортных средств
(Эстеркина Н.)
("Клуб главных бухгалтеров", 2010, N 11)Во всех случаях нормы расхода топлива корректируются в зависимости от условий эксплуатации автомобилей посредством применения повышающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих работу в зимнее и летнее время, в местностях над уровнем моря, в карьерах, при учебной езде, в городах с населением свыше 0,5 млн человек и т.д., или понижающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих характер автомобильных трасс. Применение коэффициентов (в том числе и дополнительно вводимых) и перевод с "зимних" норм расхода на "летние" осуществляются по приказу руководителя предприятия. Израсходованные ГСМ включаются в расходы при исчислении налога на прибыль в соответствии с правилами гл. 25 НК РФ. Расходы на приобретение ГСМ для автомобилей, использующихся в основной деятельности организации, относятся к материальным расходам организации (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), а для служебных автомобилей, использующихся в управлении организацией, - к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса).
(Эстеркина Н.)
("Клуб главных бухгалтеров", 2010, N 11)Во всех случаях нормы расхода топлива корректируются в зависимости от условий эксплуатации автомобилей посредством применения повышающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих работу в зимнее и летнее время, в местностях над уровнем моря, в карьерах, при учебной езде, в городах с населением свыше 0,5 млн человек и т.д., или понижающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих характер автомобильных трасс. Применение коэффициентов (в том числе и дополнительно вводимых) и перевод с "зимних" норм расхода на "летние" осуществляются по приказу руководителя предприятия. Израсходованные ГСМ включаются в расходы при исчислении налога на прибыль в соответствии с правилами гл. 25 НК РФ. Расходы на приобретение ГСМ для автомобилей, использующихся в основной деятельности организации, относятся к материальным расходам организации (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), а для служебных автомобилей, использующихся в управлении организацией, - к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса).
Вопрос: Бюджетное учреждение г. Москвы в октябре приобрело новый автомобиль марки Chevrolet Cruze LT с объемом двигателя 1,8 куб. см. С 1 ноября учреждение переходит на зимние нормы расхода. Как рассчитать нормы расхода ГСМ для летнего и для зимнего периодов времени, принимая во внимание, что на автомобиле часто совершаются командировки в область?
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 11)Таким образом, на время, пока ответ от научной организации не получен, нормы расхода ГСМ на этот автомобиль устанавливаются приказом руководителя. Для определения таких норм можно воспользоваться официальным сайтом производителя, где установлены следующие нормы расхода: по городу - 10,1 л, по трассе - 5,4 л.
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 11)Таким образом, на время, пока ответ от научной организации не получен, нормы расхода ГСМ на этот автомобиль устанавливаются приказом руководителя. Для определения таких норм можно воспользоваться официальным сайтом производителя, где установлены следующие нормы расхода: по городу - 10,1 л, по трассе - 5,4 л.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, можно учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, можно учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
"Упрощенка: учет расходов"
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2012)Чтобы соблюсти требования ст. 252 НК РФ, организации достаточно самостоятельно установить нормативы расхода ГСМ по каждому конкретному автомобилю, используя в первую очередь данные завода-изготовителя. При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, организация может учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2012)Чтобы соблюсти требования ст. 252 НК РФ, организации достаточно самостоятельно установить нормативы расхода ГСМ по каждому конкретному автомобилю, используя в первую очередь данные завода-изготовителя. При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, организация может учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
Статья: Учет автотранспортных средств
(Матвеев С.Ю.)
("Налоговый вестник", 2004, N 9)Во всех случаях нормы расхода топлива корректируются в зависимости от условий эксплуатации автомобилей посредством применения повышающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих работу в зимнее и летнее время, в местностях над уровнем моря, в карьерах, при учебной езде, в городах с населением свыше 0,5 млн человек и т.д., или понижающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих характер автомобильных трасс.
(Матвеев С.Ю.)
("Налоговый вестник", 2004, N 9)Во всех случаях нормы расхода топлива корректируются в зависимости от условий эксплуатации автомобилей посредством применения повышающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих работу в зимнее и летнее время, в местностях над уровнем моря, в карьерах, при учебной езде, в городах с населением свыше 0,5 млн человек и т.д., или понижающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих характер автомобильных трасс.
"Аренда: Практические рекомендации для арендатора"
(Крутякова Т.Л., Мешалкин В.К.)
("АйСи Групп", 2009)Чтобы соблюсти требования ст. 252 НК РФ, организации достаточно самостоятельно установить нормативы расхода ГСМ по каждому конкретному автомобилю, используя, в первую очередь, данные завода-изготовителя. В зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля, эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, организация может учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
(Крутякова Т.Л., Мешалкин В.К.)
("АйСи Групп", 2009)Чтобы соблюсти требования ст. 252 НК РФ, организации достаточно самостоятельно установить нормативы расхода ГСМ по каждому конкретному автомобилю, используя, в первую очередь, данные завода-изготовителя. В зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля, эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, организация может учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
Статья: Не подмажешь - не поедешь
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2018, N 9)На заметку. Зимой вы вправе списать больше расходов на ГСМ. Расход топлива в холодное время года увеличивается из-за погодных условий, использования обогревателя и т.д. Вы вправе увеличить нормы, которые используете летом. Но алгоритм действий также зависит от того, какие нормы вы применяете - установленные Минтрансом или свои.
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2018, N 9)На заметку. Зимой вы вправе списать больше расходов на ГСМ. Расход топлива в холодное время года увеличивается из-за погодных условий, использования обогревателя и т.д. Вы вправе увеличить нормы, которые используете летом. Но алгоритм действий также зависит от того, какие нормы вы применяете - установленные Минтрансом или свои.
Статья: Учет ГСМ по данным системы спутникового слежения
(Лукинова Л.Г.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 2)Как следует из минтрансовского документа (который носит рекомендательный характер), норма списания ГСМ - это усредненная производная от фактического расхода, который меняется в зависимости от условий поездки (город, пробки, трасса, горная местность, карьер, зима, лето) и иных факторов. По рекомендуемым Нормам в точности не установить, сколько ГСМ израсходовано на самом деле (даже в течение одной поездки условия могут меняться), поэтому во многих случаях в путевых листах отражают расход по норме, выведенной расчетно-опытным путем. В основе расчета - базовые нормы для конкретных автомобилей и типов двигателей, включая вид топлива. С помощью различных надбавок и поправочных коэффициентов базовая норма доводится до эксплуатационного лимита, но даже эта максимально приближенная цифра не является точной. Все нюансы работы автомобиля учесть в расчетах невозможно, поэтому расход топлива исходя из пробега автомобиля с учетом возможных поправок считается условно фактическим.
(Лукинова Л.Г.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 2)Как следует из минтрансовского документа (который носит рекомендательный характер), норма списания ГСМ - это усредненная производная от фактического расхода, который меняется в зависимости от условий поездки (город, пробки, трасса, горная местность, карьер, зима, лето) и иных факторов. По рекомендуемым Нормам в точности не установить, сколько ГСМ израсходовано на самом деле (даже в течение одной поездки условия могут меняться), поэтому во многих случаях в путевых листах отражают расход по норме, выведенной расчетно-опытным путем. В основе расчета - базовые нормы для конкретных автомобилей и типов двигателей, включая вид топлива. С помощью различных надбавок и поправочных коэффициентов базовая норма доводится до эксплуатационного лимита, но даже эта максимально приближенная цифра не является точной. Все нюансы работы автомобиля учесть в расчетах невозможно, поэтому расход топлива исходя из пробега автомобиля с учетом возможных поправок считается условно фактическим.