Нормы отпуска лекарственных препаратов
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормы отпуска лекарственных препаратов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 07.04.2022 N 33-573/2022
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на допущенное больницей бездействие в обеспечении жизненно необходимым ему лекарственным препаратом.
Решение: Удовлетворено в части.В принесенном Елизовской городской прокуратурой апелляционном представлении ставится вопрос об отмене судебного акта, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Указано, что ответчиком в нарушение п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 403н, не представлен истцу жизненно важный препарат в установленный законом срок - 10 дней. Кроме того, по результатам проведенной Министерством здравоохранения проверки выявлены нарушения оказания истцу медицинской помощи. Приказом ГБУЗ КК ЕРБ сотрудникам больницы объявлены выговоры, что подтверждает факт ненадлежащей работы по обеспечению заявителя лекарственным препаратом.
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на допущенное больницей бездействие в обеспечении жизненно необходимым ему лекарственным препаратом.
Решение: Удовлетворено в части.В принесенном Елизовской городской прокуратурой апелляционном представлении ставится вопрос об отмене судебного акта, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Указано, что ответчиком в нарушение п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 403н, не представлен истцу жизненно важный препарат в установленный законом срок - 10 дней. Кроме того, по результатам проведенной Министерством здравоохранения проверки выявлены нарушения оказания истцу медицинской помощи. Приказом ГБУЗ КК ЕРБ сотрудникам больницы объявлены выговоры, что подтверждает факт ненадлежащей работы по обеспечению заявителя лекарственным препаратом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы административной ответственности медицинских организаций, связанной с обращением лекарственных средств
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 47 <18> к доступности медицинского обслуживания отнесена в том числе обеспеченность лекарственными препаратами. В свою очередь доступность медицинской помощи строится с учетом принципа приближенности к месту жительства. Как следствие, говоря о доступности, необходимо учитывать соблюдение принципа приближенности (к месту жительства или лечения) при размещении организаций, непосредственно отпускающих лекарственные средства населению, особенно льготным категориям граждан, зачастую относящимся к маломобильным группам населения. Однако в настоящее время подавляющее большинство аптечных организаций относятся к частной системе здравоохранения и размещают свои подразделения исходя из основной цели предпринимательской деятельности - систематического получения прибыли. В качестве решения задачи лекарственного обеспечения граждан в отсутствие аптечных организаций ст. 55 Федерального закона N 61-ФЗ предусмотрена возможность розничной торговли лекарственными препаратами обособленными подразделениями медицинских организаций. Данную норму, наделяющую медицинские организации нехарактерными им функциями рецептурного отпуска лекарственных препаратов, можно рассматривать как элемент соответствующей социальной политики государства. При этом для медицинских организаций, "вынужденно" получивших лицензию на фармацевтическую деятельность, не предусмотрено никаких поблажек в части наличия обязательного минимального ассортимента лекарственных препаратов <19>. В то же время данные организации, как правило, относятся к государственной или муниципальной системе здравоохранения и имеют свою целевую аудиторию в виде онкологических больных, пришедших за противоопухолевыми препаратами, или иных льготных категорий граждан, обратившихся за строго определенным перечнем лекарств по уже выписанным льготным рецептам. Как следствие, в рассматриваемом случае медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения не будут заинтересованы закупать в полном объеме минимальный ассортимент лекарственных препаратов, так как для них это заранее сопряжено с убытками - часть лекарств не будет реализована. Вместе с тем отсутствие данного минимального ассортимента квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное либо ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ <20>, либо ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ <21>. В свою очередь в рассматриваемом случае факт привлечения к административной ответственности будет расцениваться медицинскими организациями не в качестве меры, направленной на предупреждение административных правонарушений, а как избыточное административное давление, несовместимое с конституционной природой правового государства.
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 47 <18> к доступности медицинского обслуживания отнесена в том числе обеспеченность лекарственными препаратами. В свою очередь доступность медицинской помощи строится с учетом принципа приближенности к месту жительства. Как следствие, говоря о доступности, необходимо учитывать соблюдение принципа приближенности (к месту жительства или лечения) при размещении организаций, непосредственно отпускающих лекарственные средства населению, особенно льготным категориям граждан, зачастую относящимся к маломобильным группам населения. Однако в настоящее время подавляющее большинство аптечных организаций относятся к частной системе здравоохранения и размещают свои подразделения исходя из основной цели предпринимательской деятельности - систематического получения прибыли. В качестве решения задачи лекарственного обеспечения граждан в отсутствие аптечных организаций ст. 55 Федерального закона N 61-ФЗ предусмотрена возможность розничной торговли лекарственными препаратами обособленными подразделениями медицинских организаций. Данную норму, наделяющую медицинские организации нехарактерными им функциями рецептурного отпуска лекарственных препаратов, можно рассматривать как элемент соответствующей социальной политики государства. При этом для медицинских организаций, "вынужденно" получивших лицензию на фармацевтическую деятельность, не предусмотрено никаких поблажек в части наличия обязательного минимального ассортимента лекарственных препаратов <19>. В то же время данные организации, как правило, относятся к государственной или муниципальной системе здравоохранения и имеют свою целевую аудиторию в виде онкологических больных, пришедших за противоопухолевыми препаратами, или иных льготных категорий граждан, обратившихся за строго определенным перечнем лекарств по уже выписанным льготным рецептам. Как следствие, в рассматриваемом случае медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения не будут заинтересованы закупать в полном объеме минимальный ассортимент лекарственных препаратов, так как для них это заранее сопряжено с убытками - часть лекарств не будет реализована. Вместе с тем отсутствие данного минимального ассортимента квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное либо ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ <20>, либо ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ <21>. В свою очередь в рассматриваемом случае факт привлечения к административной ответственности будет расцениваться медицинскими организациями не в качестве меры, направленной на предупреждение административных правонарушений, а как избыточное административное давление, несовместимое с конституционной природой правового государства.
Статья: Психоактивные вещества: о необходимости изменения подхода законодательной регламентации борьбы с наркотизмом
(Соктоев З.Б., Темботова М.А.)
("Журнал российского права", 2020, N 7)<15> Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержало ряд норм, посвященных нарушению порядка хранения, отпуска и изготовления лекарственных средств и препаратов, содержавших сильнодействующие вещества (см.: Чистяков О.И. Российское законодательство X - XX веков: в 9 т. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 54).
(Соктоев З.Б., Темботова М.А.)
("Журнал российского права", 2020, N 7)<15> Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержало ряд норм, посвященных нарушению порядка хранения, отпуска и изготовления лекарственных средств и препаратов, содержавших сильнодействующие вещества (см.: Чистяков О.И. Российское законодательство X - XX веков: в 9 т. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 54).
Нормативные акты
Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110
(ред. от 24.11.2021)
"О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания"
(вместе с "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-88 "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 107-1/у "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-04 (л) "Рецепт" и формы N 148-1/у-06 (л) "Рецепт", "Инструкцией о порядке назначения лекарственных препаратов", "Инструкцией о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных", "Инструкцией о порядке назначения и выписывания изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов" и "Инструкцией о порядке хранения рецептурных бланков")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2007 N 9364)1.11. Нормы выписывания и отпуска наркотических средств Списка II, производных барбитуровой кислоты, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, для инкурабельных онкологических и гематологических больных могут быть увеличены в 2 раза по сравнению с количеством, указанным в приложении N 1 к настоящей Инструкции.
(ред. от 24.11.2021)
"О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания"
(вместе с "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-88 "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 107-1/у "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-04 (л) "Рецепт" и формы N 148-1/у-06 (л) "Рецепт", "Инструкцией о порядке назначения лекарственных препаратов", "Инструкцией о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных", "Инструкцией о порядке назначения и выписывания изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов" и "Инструкцией о порядке хранения рецептурных бланков")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2007 N 9364)1.11. Нормы выписывания и отпуска наркотических средств Списка II, производных барбитуровой кислоты, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, для инкурабельных онкологических и гематологических больных могут быть увеличены в 2 раза по сравнению с количеством, указанным в приложении N 1 к настоящей Инструкции.
Федеральный закон от 05.06.2012 N 50-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике"12. Лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции, включая членов экипажей морских судов и воздушных судов, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью сорок четыре календарных дня.
(ред. от 02.07.2021)
"О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике"12. Лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции, включая членов экипажей морских судов и воздушных судов, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью сорок четыре календарных дня.