Нормы отпуска лекарственных препаратов



Подборка наиболее важных документов по запросу Нормы отпуска лекарственных препаратов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Актуальные вопросы административной ответственности медицинских организаций, связанной с обращением лекарственных средств
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 47 <18> к доступности медицинского обслуживания отнесена в том числе обеспеченность лекарственными препаратами. В свою очередь доступность медицинской помощи строится с учетом принципа приближенности к месту жительства. Как следствие, говоря о доступности, необходимо учитывать соблюдение принципа приближенности (к месту жительства или лечения) при размещении организаций, непосредственно отпускающих лекарственные средства населению, особенно льготным категориям граждан, зачастую относящимся к маломобильным группам населения. Однако в настоящее время подавляющее большинство аптечных организаций относятся к частной системе здравоохранения и размещают свои подразделения исходя из основной цели предпринимательской деятельности - систематического получения прибыли. В качестве решения задачи лекарственного обеспечения граждан в отсутствие аптечных организаций ст. 55 Федерального закона N 61-ФЗ предусмотрена возможность розничной торговли лекарственными препаратами обособленными подразделениями медицинских организаций. Данную норму, наделяющую медицинские организации нехарактерными им функциями рецептурного отпуска лекарственных препаратов, можно рассматривать как элемент соответствующей социальной политики государства. При этом для медицинских организаций, "вынужденно" получивших лицензию на фармацевтическую деятельность, не предусмотрено никаких поблажек в части наличия обязательного минимального ассортимента лекарственных препаратов <19>. В то же время данные организации, как правило, относятся к государственной или муниципальной системе здравоохранения и имеют свою целевую аудиторию в виде онкологических больных, пришедших за противоопухолевыми препаратами, или иных льготных категорий граждан, обратившихся за строго определенным перечнем лекарств по уже выписанным льготным рецептам. Как следствие, в рассматриваемом случае медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения не будут заинтересованы закупать в полном объеме минимальный ассортимент лекарственных препаратов, так как для них это заранее сопряжено с убытками - часть лекарств не будет реализована. Вместе с тем отсутствие данного минимального ассортимента квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное либо ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ <20>, либо ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ <21>. В свою очередь в рассматриваемом случае факт привлечения к административной ответственности будет расцениваться медицинскими организациями не в качестве меры, направленной на предупреждение административных правонарушений, а как избыточное административное давление, несовместимое с конституционной природой правового государства.
Статья: Административно-правовые инструменты повышения доступности и качества медицинской помощи на малых и удаленных территориях
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)
Не менее острой остается проблема фармацевтического обеспечения, прежде всего через сеть ФАП и передвижных комплексов. В законодательстве недостаточно разработан порядок лицензирования фармацевтической деятельности в таких обособленных структурных подразделениях, что затрудняет организацию стабильного доступа к жизненно важным лекарственным препаратам. Это требует уточнения норм "о допустимых форматах хранения, отпуска и ответственности за организацию лекарственного снабжения вне стационарных аптек" <12>.
показать больше документов

Нормативные акты

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110
(ред. от 24.11.2021)
"О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания"
(вместе с "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-88 "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 107-1/у "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-04 (л) "Рецепт" и формы N 148-1/у-06 (л) "Рецепт", "Инструкцией о порядке назначения лекарственных препаратов", "Инструкцией о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных", "Инструкцией о порядке назначения и выписывания изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов" и "Инструкцией о порядке хранения рецептурных бланков")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2007 N 9364)
1.11. Нормы выписывания и отпуска наркотических средств Списка II, производных барбитуровой кислоты, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, для инкурабельных онкологических и гематологических больных могут быть увеличены в 2 раза по сравнению с количеством, указанным в приложении N 1 к настоящей Инструкции.
Федеральный закон от 05.06.2012 N 50-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике"
12. Лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции, включая членов экипажей морских судов и воздушных судов, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью сорок четыре календарных дня.
показать больше документов