Нормы расхода топлива на 2019 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормы расхода топлива на 2019 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 N 08АП-3281/2023 по делу N А46-12866/2022
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Как указывалось ранее, заявленные в приказах нормы расхода, аналогично обстоятельствам учета норм расхода по сделкам с ООО "Аквилон-15", в отсутствие технической документации, расчета себестоимости продукции, актов о проведении контрольных замеров и др. не имеют доказательственной силы, так как носят предположительный характер. Соответственно, представленные заявителем приказы об установлении норм расхода топлива N 3/1 от 30.01.2017, N 6/1 от 20.04.2018, N 2/1 от 25.03.2019 не подтверждают затраты в указанных в них объемах на производство асфальтобетонной смеси.
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Как указывалось ранее, заявленные в приказах нормы расхода, аналогично обстоятельствам учета норм расхода по сделкам с ООО "Аквилон-15", в отсутствие технической документации, расчета себестоимости продукции, актов о проведении контрольных замеров и др. не имеют доказательственной силы, так как носят предположительный характер. Соответственно, представленные заявителем приказы об установлении норм расхода топлива N 3/1 от 30.01.2017, N 6/1 от 20.04.2018, N 2/1 от 25.03.2019 не подтверждают затраты в указанных в них объемах на производство асфальтобетонной смеси.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать расход ГСМ по нормам
(КонсультантПлюс, 2025)При разработке собственных норм расхода топлива можно использовать рекомендации производителя или утвержденные нормы, которые имеют рекомендательный характер (см., например, Письма Минфина России от 24.09.2024 N 03-03-06/1/91832, от 27.11.2019 N 03-03-07/92049).
(КонсультантПлюс, 2025)При разработке собственных норм расхода топлива можно использовать рекомендации производителя или утвержденные нормы, которые имеют рекомендательный характер (см., например, Письма Минфина России от 24.09.2024 N 03-03-06/1/91832, от 27.11.2019 N 03-03-07/92049).
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 22.03.2019 N 03-03-07/19283).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 22.03.2019 N 03-03-07/19283).
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17.10.2019 N АПЛ19-357
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 28.06.2019 N АКПИ19-314, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 2 Приказа ФАС России от 16.11.2018 N 1565/18 "О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка на 2019 год", строк седьмой, тринадцатой, четырнадцатой, пятнадцатой пункта 7 приложения N 1 к Приказу>При расчете тарифов на электрическую энергию (мощность) по Майской ГРЭС и Хабаровской ТЭЦ-1 ФАС России приняла расходы на топливо с учетом анализа существующей структуры и динамики его использования, сложившейся за последние 3 года, включая 2018 г., и сохранения доли сжигаемого топлива на уровне принятого в 2017 - 2018 гг., что соответствует подпункту 4 пункта 21 Основ ценообразования. Согласно данной норме расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе в том числе расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры и динамики его использования, сложившейся за последние 3 года. По Майской ГРЭС регулирующий орган определил расходы на топливо на производство электрической энергии в полном соответствии с Формулами индексации.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 28.06.2019 N АКПИ19-314, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 2 Приказа ФАС России от 16.11.2018 N 1565/18 "О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка на 2019 год", строк седьмой, тринадцатой, четырнадцатой, пятнадцатой пункта 7 приложения N 1 к Приказу>При расчете тарифов на электрическую энергию (мощность) по Майской ГРЭС и Хабаровской ТЭЦ-1 ФАС России приняла расходы на топливо с учетом анализа существующей структуры и динамики его использования, сложившейся за последние 3 года, включая 2018 г., и сохранения доли сжигаемого топлива на уровне принятого в 2017 - 2018 гг., что соответствует подпункту 4 пункта 21 Основ ценообразования. Согласно данной норме расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе в том числе расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры и динамики его использования, сложившейся за последние 3 года. По Майской ГРЭС регулирующий орган определил расходы на топливо на производство электрической энергии в полном соответствии с Формулами индексации.
Приказ СК России от 02.02.2017 N 24
(ред. от 27.05.2019)
"О возмещении в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, и членов их семей, а также их личного имущества"
(вместе с "Порядком возмещения в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, и членов их семей, а также их личного имущества")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2017 N 45765)14. Возмещение расходов, связанных с проездом военнослужащего на личном транспорте, принадлежащем военнослужащему или члену его семьи, производится на основании его мотивированного рапорта в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования, а также норм возмещения расходов при проезде по кратчайшему маршруту следования к населенному пункту, установленных пунктом 12 настоящего Порядка (норма возмещения расходов применяется из расчета проезда только военнослужащего; при наличии возможности проезда железнодорожным и иным видом транспорта учитываются нормы возмещения, установленные для железнодорожного и соответствующих видов транспорта).
(ред. от 27.05.2019)
"О возмещении в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, и членов их семей, а также их личного имущества"
(вместе с "Порядком возмещения в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, и членов их семей, а также их личного имущества")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2017 N 45765)14. Возмещение расходов, связанных с проездом военнослужащего на личном транспорте, принадлежащем военнослужащему или члену его семьи, производится на основании его мотивированного рапорта в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования, а также норм возмещения расходов при проезде по кратчайшему маршруту следования к населенному пункту, установленных пунктом 12 настоящего Порядка (норма возмещения расходов применяется из расчета проезда только военнослужащего; при наличии возможности проезда железнодорожным и иным видом транспорта учитываются нормы возмещения, установленные для железнодорожного и соответствующих видов транспорта).
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Поэтому если вы возмещаете сотруднику фактические расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, например фактические расходы на ГСМ и на ремонт, то в расходах в целях налогообложения прибыли будет учитываться только сумма в пределах норматива. Все остальное будет рассматриваться как сверхнормативная выплата, не уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль (в терминологии Минфина России - учет фактических расходов на ГСМ и ремонт приведет к повторному учету соответствующих расходов).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Поэтому если вы возмещаете сотруднику фактические расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, например фактические расходы на ГСМ и на ремонт, то в расходах в целях налогообложения прибыли будет учитываться только сумма в пределах норматива. Все остальное будет рассматриваться как сверхнормативная выплата, не уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль (в терминологии Минфина России - учет фактических расходов на ГСМ и ремонт приведет к повторному учету соответствующих расходов).
Статья: Особенности признания отдельных объектов нематериальных активов с позиции ФСБУ 14/2022
(Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 1)11. Сваин Б.Л. Комментарий к Письму ФАС России от 25.09.2019 N АК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" // Нормативные акты для бухгалтера. 2019. N 20. С. 111 - 112.
(Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 1)11. Сваин Б.Л. Комментарий к Письму ФАС России от 25.09.2019 N АК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" // Нормативные акты для бухгалтера. 2019. N 20. С. 111 - 112.
Готовое решение: Хозяйственные расходы при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)ГСМ для личного автомобиля сотрудника, который используется в служебных целях, в расходы не включайте. В этом случае в расходах вы отражаете только компенсацию сотруднику в пределах установленных норм (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина России от 02.08.2019 N 03-11-11/58296).
(КонсультантПлюс, 2025)ГСМ для личного автомобиля сотрудника, который используется в служебных целях, в расходы не включайте. В этом случае в расходах вы отражаете только компенсацию сотруднику в пределах установленных норм (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина России от 02.08.2019 N 03-11-11/58296).
Готовое решение: Как учитывать незавершенное производство и готовую продукцию по правилам ФСБУ 5/2019
(КонсультантПлюс, 2025)В массовом и серийном производстве НЗП и готовую продукцию допустимо оценивать (п. 27 ФСБУ 5/2019):
(КонсультантПлюс, 2025)В массовом и серийном производстве НЗП и готовую продукцию допустимо оценивать (п. 27 ФСБУ 5/2019):
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Вопрос: Можно ли учесть в себестоимости топлива расходы по хранению на нефтебазах (заключены договоры между Хранителем и Поклажедателем)?
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Вопрос: Можно ли учесть в себестоимости топлива расходы по хранению на нефтебазах (заключены договоры между Хранителем и Поклажедателем)?
Статья: Бюджетный учет ГСМ: КВР, КОСГУ и бухгалтерские записи
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)Обратите внимание! Применение норм расхода топлив и смазочных средств на автомобильном транспорте для целей бюджетного учета и налогообложения не является обязательным. Такого мнения придерживается и Минфин России (см., например, Письмо от 22.03.2019 N 03-03-07/19283).
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)Обратите внимание! Применение норм расхода топлив и смазочных средств на автомобильном транспорте для целей бюджетного учета и налогообложения не является обязательным. Такого мнения придерживается и Минфин России (см., например, Письмо от 22.03.2019 N 03-03-07/19283).
Типовая ситуация: Установлены ли нормы расхода ГСМ для легковых и грузовых автомобилей (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)НК РФ не требует нормировать расходы на ГСМ ни для налога на прибыль, ни для налога при УСН (для автономных учреждений). Нормы Минтранса по расходу топлива и смазочных материалов для целей налогообложения необязательны. Это признает и Минфин (Письма от 24.09.2024 N 03-03-06/1/91832, от 22.03.2019 N 03-03-07/19283, от 27.09.2018 N 03-11-11/69335).
(Издательство "Главная книга", 2025)НК РФ не требует нормировать расходы на ГСМ ни для налога на прибыль, ни для налога при УСН (для автономных учреждений). Нормы Минтранса по расходу топлива и смазочных материалов для целей налогообложения необязательны. Это признает и Минфин (Письма от 24.09.2024 N 03-03-06/1/91832, от 22.03.2019 N 03-03-07/19283, от 27.09.2018 N 03-11-11/69335).
Вопрос: Как в налоговом и бухгалтерском учете отражаются приобретение дизель-генератора, а также приобретение и списание топлива для него?
(Консультация эксперта, 2025)Отметим, что НК РФ не предусмотрено нормирование топлива и не установлены правила определения обоснованности таких расходов (Письма Минфина России от 24.09.2024 N 03-03-06/1/91832, от 26.09.2019 N 03-03-07/74189 и от 22.03.2019 N 03-03-07/19283). Между тем в целях налогообложения прибыли учитываются только обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (Письмо Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855).
(Консультация эксперта, 2025)Отметим, что НК РФ не предусмотрено нормирование топлива и не установлены правила определения обоснованности таких расходов (Письма Минфина России от 24.09.2024 N 03-03-06/1/91832, от 26.09.2019 N 03-03-07/74189 и от 22.03.2019 N 03-03-07/19283). Между тем в целях налогообложения прибыли учитываются только обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (Письмо Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855).
Вопрос: Как в целях налога на прибыль учесть расходы на топливо для самоходной машины (гусеничного трактора)? Требуется ли путевой лист?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)В части нормирования расходов следует отметить, что НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов. Однако согласно позиции Минфина России в Письме от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097 при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля (ст. 252 НК РФ) налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)В части нормирования расходов следует отметить, что НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов. Однако согласно позиции Минфина России в Письме от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097 при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля (ст. 252 НК РФ) налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Статья: Методический аспект бухгалтерского учета производственных затрат
(Поленова С.Н.)
("Аудитор", 2022, N 12)Оценка готовой продукции и незавершенного производства по нормативным или плановым затратам опирается на заранее рассчитанные и утвержденные нормы расхода ресурсов. Они определены ФСБУ 5/2019 "Запасы" как установленные "...организацией исходя из нормальных (обычно необходимых) объемов использования сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых и других ресурсов в условиях нормальной загрузки производственных мощностей..." [2]. Возникает резонный вопрос, обусловленный тем, что в производственной деятельности хозяйствующих субъектов нередки ситуации, когда необходимо значительно нарастить объем производства или снизить его в зависимости от ситуации на рынке. Особенно это становится актуальным в современных непростых экономических условиях санкционного давления и появления у предприятий потенциальной возможности увеличения объемов изготовления продукции. Однако в соответствии с логикой рассматриваемого нормативного правового документа, когда речь идет о нормальных, обычных изменениях объемов потребления ресурсов, увеличении или уменьшении обычной загрузки технологических мощностей, организация, занимающаяся производством, не должна иметь права использовать способ оценки готовой продукции и незавершенного производства по плановым или нормативным затратам (ранее закрепленный в приказе руководителя об учетной политике), что, по нашему мнению, вряд ли оправданно.
(Поленова С.Н.)
("Аудитор", 2022, N 12)Оценка готовой продукции и незавершенного производства по нормативным или плановым затратам опирается на заранее рассчитанные и утвержденные нормы расхода ресурсов. Они определены ФСБУ 5/2019 "Запасы" как установленные "...организацией исходя из нормальных (обычно необходимых) объемов использования сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых и других ресурсов в условиях нормальной загрузки производственных мощностей..." [2]. Возникает резонный вопрос, обусловленный тем, что в производственной деятельности хозяйствующих субъектов нередки ситуации, когда необходимо значительно нарастить объем производства или снизить его в зависимости от ситуации на рынке. Особенно это становится актуальным в современных непростых экономических условиях санкционного давления и появления у предприятий потенциальной возможности увеличения объемов изготовления продукции. Однако в соответствии с логикой рассматриваемого нормативного правового документа, когда речь идет о нормальных, обычных изменениях объемов потребления ресурсов, увеличении или уменьшении обычной загрузки технологических мощностей, организация, занимающаяся производством, не должна иметь права использовать способ оценки готовой продукции и незавершенного производства по плановым или нормативным затратам (ранее закрепленный в приказе руководителя об учетной политике), что, по нашему мнению, вряд ли оправданно.