Новеллы сведения о доходах
Подборка наиболее важных документов по запросу Новеллы сведения о доходах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инструменты цифровизации против коррупции: экономико-правовые аспекты применения
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Предлагаемая законодательная новелла, на наш взгляд, исключила бы необходимость самостоятельной подачи должностным лицом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку де-факто указанные сведения автоматически включались бы в интегральную систему, позволяя ей установить наличие, отсутствие или допущение коррупционного элемента. В то же время потенциал цифрового рубля вполне возможно рассмотреть с позиции контроля над действующими государственными служащими и гаранта отсутствия в их деятельности конфликта интересов не только на период прохождения службы, но и в период увольнения с нее (в части предъявления требования осуществления расчетов цифровым рублем в течение соответствующего периода времени в зависимости от занимаемой при увольнении лицом должности).
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Предлагаемая законодательная новелла, на наш взгляд, исключила бы необходимость самостоятельной подачи должностным лицом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку де-факто указанные сведения автоматически включались бы в интегральную систему, позволяя ей установить наличие, отсутствие или допущение коррупционного элемента. В то же время потенциал цифрового рубля вполне возможно рассмотреть с позиции контроля над действующими государственными служащими и гаранта отсутствия в их деятельности конфликта интересов не только на период прохождения службы, но и в период увольнения с нее (в части предъявления требования осуществления расчетов цифровым рублем в течение соответствующего периода времени в зависимости от занимаемой при увольнении лицом должности).
Статья: Обращение в доход государства денежных средств публичных должностных лиц в порядке антикоррупционного контроля: новелла российского законодательства
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Рассматриваемая новелла 2022 г. открывает новый этап в эволюции антикоррупционного контроля за активами публичных должностных лиц. Технически новелла помещена в Закон о противодействии коррупции 2008 г. не в ст. 8 ("Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера") и не в ст. 8.1 ("Представление сведений о расходах"), а в новую ст. 8.2, которая именуется "Контроль за законностью получения денежных средств". Таким образом, перед нами новая разновидность антикоррупционного контроля. В Законе о противодействии коррупции она текстуально не привязана к процедуре контроля за соответствием расходов доходам, никакой отсылки к соответствующему Закону 2012 г. N 230-ФЗ в ст. 8.2, в отличие от ст. 8.1, не предусмотрено.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Рассматриваемая новелла 2022 г. открывает новый этап в эволюции антикоррупционного контроля за активами публичных должностных лиц. Технически новелла помещена в Закон о противодействии коррупции 2008 г. не в ст. 8 ("Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера") и не в ст. 8.1 ("Представление сведений о расходах"), а в новую ст. 8.2, которая именуется "Контроль за законностью получения денежных средств". Таким образом, перед нами новая разновидность антикоррупционного контроля. В Законе о противодействии коррупции она текстуально не привязана к процедуре контроля за соответствием расходов доходам, никакой отсылки к соответствующему Закону 2012 г. N 230-ФЗ в ст. 8.2, в отличие от ст. 8.1, не предусмотрено.
Нормативные акты
Статья: Нотариальная практика противодействия незаконной легализационной деятельности
(Ефремов А.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 6)- выявление типологий схем легализации в качестве самостоятельной задачи фиксирования информации следует из общих обязанностей нотариуса по организации финансового мониторинга и совершенствованию правил внутреннего контроля. Поиск уязвимостей системы ПОД/ФТ и разработка новых схем преодоления обязательного контроля является одним из ключевых видов незаконной деятельности организаторов легализации доходов. Изменения законодательства, новеллы юридической практики, а также современные технологии должны учитываться при организации мониторинговой деятельности. Сведения, полученные в ходе мониторинговой деятельности, могут быть использованы для обновления типологий распространенных схем, присущих им средств легализации и характерных обстоятельств, способствующих снижению эффективности контроля ПОД/ФТ;
(Ефремов А.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 6)- выявление типологий схем легализации в качестве самостоятельной задачи фиксирования информации следует из общих обязанностей нотариуса по организации финансового мониторинга и совершенствованию правил внутреннего контроля. Поиск уязвимостей системы ПОД/ФТ и разработка новых схем преодоления обязательного контроля является одним из ключевых видов незаконной деятельности организаторов легализации доходов. Изменения законодательства, новеллы юридической практики, а также современные технологии должны учитываться при организации мониторинговой деятельности. Сведения, полученные в ходе мониторинговой деятельности, могут быть использованы для обновления типологий распространенных схем, присущих им средств легализации и характерных обстоятельств, способствующих снижению эффективности контроля ПОД/ФТ;
Статья: Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)В числе наиболее значимых новелл следует отметить введение института контроля за законностью получения денежных средств <2>; предоставление прокурору полномочий проводить проверку законности получения денежных средств в случае увольнения проверяемого лица до завершения проверки и обращаться в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не представлены сведения, подтверждающие законность их получения; установление срока представления лицами, замещающими (занимающими) должности по установленному перечню, сведений о законности получения ими денежных средств на свои счета в банках <3>; создание государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" <4>; дополнение перечня сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые подлежат ежегодному декларированию государственными и муниципальными служащими и проверке органами государственной власти, сведениями о наличии цифровых финансовых активов, выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и о цифровой валюте <5>; освобождение на период проведения СВО ее участников, супругов и несовершеннолетних детей от обязанности подавать сведения о своих доходах, расходах и об имуществе <6>.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)В числе наиболее значимых новелл следует отметить введение института контроля за законностью получения денежных средств <2>; предоставление прокурору полномочий проводить проверку законности получения денежных средств в случае увольнения проверяемого лица до завершения проверки и обращаться в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не представлены сведения, подтверждающие законность их получения; установление срока представления лицами, замещающими (занимающими) должности по установленному перечню, сведений о законности получения ими денежных средств на свои счета в банках <3>; создание государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" <4>; дополнение перечня сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые подлежат ежегодному декларированию государственными и муниципальными служащими и проверке органами государственной власти, сведениями о наличии цифровых финансовых активов, выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и о цифровой валюте <5>; освобождение на период проведения СВО ее участников, супругов и несовершеннолетних детей от обязанности подавать сведения о своих доходах, расходах и об имуществе <6>.
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 214.11. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 214.11. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права
Статья: Прекращение права собственности на землю. Анализ причин на примере судов
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Закон совершенствует механизмы контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Закон совершенствует механизмы контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Статья: Подача сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах за 2023 год
(Коробейников С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)Порядок заполнения сведений разъяснен в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2024 году (за отчетный 2023 год) (далее - Методические рекомендации). Дополнительно рекомендуем также обратить внимание на Информацию Минтруда России "Основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2024 году (за отчетный 2023 год)", касающуюся представления таких сведений (см. Письмо Минтруда России от 12.02.2024 N 28-7/10/В-2237).
(Коробейников С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)Порядок заполнения сведений разъяснен в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2024 году (за отчетный 2023 год) (далее - Методические рекомендации). Дополнительно рекомендуем также обратить внимание на Информацию Минтруда России "Основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2024 году (за отчетный 2023 год)", касающуюся представления таких сведений (см. Письмо Минтруда России от 12.02.2024 N 28-7/10/В-2237).
Статья: Федеральный закон "О противодействии коррупции": ретроспектива изменений и перспективы совершенствования
(Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Последняя значимая для настоящего исследования новелла Закона о противодействии коррупции - ст. 8.2 "Контроль за законностью получения денежных средств" <7>, которая закрепила порядок инициирования и проведения проверок законности получения денежных средств, поступивших на банковские счета лиц, представивших сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, их супругов и несовершеннолетних детей, в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и два предшествующих года. Данная норма предусматривает возможность взыскания Генпрокуратурой России на основании материалов таких проверок в судебном порядке денежных средств, законность получения которых не подтверждена.
(Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Последняя значимая для настоящего исследования новелла Закона о противодействии коррупции - ст. 8.2 "Контроль за законностью получения денежных средств" <7>, которая закрепила порядок инициирования и проведения проверок законности получения денежных средств, поступивших на банковские счета лиц, представивших сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, их супругов и несовершеннолетних детей, в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и два предшествующих года. Данная норма предусматривает возможность взыскания Генпрокуратурой России на основании материалов таких проверок в судебном порядке денежных средств, законность получения которых не подтверждена.
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)<1> См., в частности, Постановление Правительства РФ от 31 июля 2017 г. N 913 "Об утверждении правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по запросам уполномоченных органов государственной власти"; Ефименко Е. ФНС рассказала, как будет искать теневых бенефициаров // Сайт "Право.Ру". 30.08.2017 (https://pravo.ru/news/view/144027/).
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)<1> См., в частности, Постановление Правительства РФ от 31 июля 2017 г. N 913 "Об утверждении правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по запросам уполномоченных органов государственной власти"; Ефименко Е. ФНС рассказала, как будет искать теневых бенефициаров // Сайт "Право.Ру". 30.08.2017 (https://pravo.ru/news/view/144027/).
Статья: Обеспечение публичности залога движимых вещей: теория и тенденции судебной практики
(Кондратьев В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 8)В 2013 году российское законодательство о залоге подверглось существенному реформированию, в результате которого в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее также - ГК РФ) были упорядочены нормы о залоге и сформировалась определенная система правового регулирования с выделением общей части, посвященной общим положениям о залоге, и правил об отдельных видах залога. Помимо этого, реформа характеризовалась достаточно большим количеством нововведений, в частности были введены положения о возникновении залога в силу наложения ареста (п. 5 ст. 334 ГК РФ), о распространении права залога на доходы, полученные от пользования предметом залога (абз. 4 п. 2 ст. 334 ГК РФ). Одной из значимых новелл стало создание реестра уведомлений о залоге движимого имущества (ч. 4 ст. 339.1 ГК РФ), благодаря которому появилась возможность размещать сведения о залоге в публичном реестре. Любой желающий получил право проверять сведения относительно обременения того или иного имущества и принимать решение о приобретении движимого имущества с учетом этих сведений. Здесь нельзя не согласиться с точкой зрения В.З. Мамагеишвили, который пишет, что "наиболее эффективным механизмом обеспечения участников оборота какой-либо информацией, на наш взгляд, является включение соответствующих данных в государственный реестр" <1>.
(Кондратьев В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 8)В 2013 году российское законодательство о залоге подверглось существенному реформированию, в результате которого в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее также - ГК РФ) были упорядочены нормы о залоге и сформировалась определенная система правового регулирования с выделением общей части, посвященной общим положениям о залоге, и правил об отдельных видах залога. Помимо этого, реформа характеризовалась достаточно большим количеством нововведений, в частности были введены положения о возникновении залога в силу наложения ареста (п. 5 ст. 334 ГК РФ), о распространении права залога на доходы, полученные от пользования предметом залога (абз. 4 п. 2 ст. 334 ГК РФ). Одной из значимых новелл стало создание реестра уведомлений о залоге движимого имущества (ч. 4 ст. 339.1 ГК РФ), благодаря которому появилась возможность размещать сведения о залоге в публичном реестре. Любой желающий получил право проверять сведения относительно обременения того или иного имущества и принимать решение о приобретении движимого имущества с учетом этих сведений. Здесь нельзя не согласиться с точкой зрения В.З. Мамагеишвили, который пишет, что "наиболее эффективным механизмом обеспечения участников оборота какой-либо информацией, на наш взгляд, является включение соответствующих данных в государственный реестр" <1>.
Статья: Фальсификация единых государственных реестров (статья 285.3 УК): вопросы квалификации
(Яни П.С.)
("Законность", 2021, N 8)Уголовный закон в одних случаях текстуально различает ложные и недостоверные сведения (ст. 159.1 и 159.2 УК), но в других - их отождествляет (примечание к ст. 322.3 УК). Представляется, что для наделения данных категорий разным содержанием оснований нет: "ложные и недостоверные сведения, о которых речь идет в ч. 1 ст. 159.1 УК РФ, - это одно и то же" <3>. Не разделяет их и высший судебный орган: "Обман при совершении мошенничества в сфере кредитования заключается в представлении кредитору заведомо ложных или недостоверных сведений об обстоятельствах, наличие которых предусмотрено кредитором в качестве условия для предоставления кредита (например, сведения о месте работы, доходах, финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, наличии непогашенной кредиторской задолженности, об имуществе, являющемся предметом залога)" <4>. Таким образом, Верховный Суд отнес фальсифицированную информацию, приведенную им в качестве иллюстрации, одновременно к обоим обсуждаемым признакам состава, не различая их.
(Яни П.С.)
("Законность", 2021, N 8)Уголовный закон в одних случаях текстуально различает ложные и недостоверные сведения (ст. 159.1 и 159.2 УК), но в других - их отождествляет (примечание к ст. 322.3 УК). Представляется, что для наделения данных категорий разным содержанием оснований нет: "ложные и недостоверные сведения, о которых речь идет в ч. 1 ст. 159.1 УК РФ, - это одно и то же" <3>. Не разделяет их и высший судебный орган: "Обман при совершении мошенничества в сфере кредитования заключается в представлении кредитору заведомо ложных или недостоверных сведений об обстоятельствах, наличие которых предусмотрено кредитором в качестве условия для предоставления кредита (например, сведения о месте работы, доходах, финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, наличии непогашенной кредиторской задолженности, об имуществе, являющемся предметом залога)" <4>. Таким образом, Верховный Суд отнес фальсифицированную информацию, приведенную им в качестве иллюстрации, одновременно к обоим обсуждаемым признакам состава, не различая их.