Нужна ли лицензия на реализацию нефти
Подборка наиболее важных документов по запросу Нужна ли лицензия на реализацию нефти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2023 N 88-3101/2023 по делу N 2-2281/2022 (УИД 86RS0001-01-2022-003705-69)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: Об обязании обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа в соответствии с лицензиями на право пользования недрами, а также утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку месторождения.
Обстоятельства: Ненадлежащая утилизация ответчиком попутного нефтяного газа нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решение: Удовлетворено.Утверждения о том, что судебные акты не отвечают критерию исполнимости, ссылка на объективные, по мнению заявителя, препятствия для достижения установленного уровня утилизации попутного нефтяного газа, указания на добросовестные попытки по поиску контрагентов с целью реализации попутного нефтяного газа, выводов судов о наличии на стороне ответчика обязанности по выполнению условий лицензии на право пользования недрами, нарушении требований проектного документа на разработку Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения нефти в пределах Ингинского и Восточно-Ингинского лицензионных участков, не опровергают. Наличие производственно-хозяйственных причин и недоработок о наличии оснований для освобождения от исполнения указанных выше обязанностей не свидетельствует, указывают лишь на ненадлежащую организацию деятельности и непринятие мер для достижения запланированного уровня утилизации попутного нефтяного газа.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: Об обязании обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа в соответствии с лицензиями на право пользования недрами, а также утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку месторождения.
Обстоятельства: Ненадлежащая утилизация ответчиком попутного нефтяного газа нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решение: Удовлетворено.Утверждения о том, что судебные акты не отвечают критерию исполнимости, ссылка на объективные, по мнению заявителя, препятствия для достижения установленного уровня утилизации попутного нефтяного газа, указания на добросовестные попытки по поиску контрагентов с целью реализации попутного нефтяного газа, выводов судов о наличии на стороне ответчика обязанности по выполнению условий лицензии на право пользования недрами, нарушении требований проектного документа на разработку Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения нефти в пределах Ингинского и Восточно-Ингинского лицензионных участков, не опровергают. Наличие производственно-хозяйственных причин и недоработок о наличии оснований для освобождения от исполнения указанных выше обязанностей не свидетельствует, указывают лишь на ненадлежащую организацию деятельности и непринятие мер для достижения запланированного уровня утилизации попутного нефтяного газа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Потери добываемого углеводородного сырья в целях применения нулевой налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых: правовой аспект
(Корнева Е.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Согласно Методическим рекомендациям по потерям нефти, потерями нефти признаются безвозвратные потери (уменьшение массы) нефти, связанные с реализуемыми техническими проектами обустройства месторождений (лицензионных участков, участков недр), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла, а также состава извлекаемой нефтегазоводяной смеси и физико-химическими характеристиками добываемой нефти.
(Корнева Е.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Согласно Методическим рекомендациям по потерям нефти, потерями нефти признаются безвозвратные потери (уменьшение массы) нефти, связанные с реализуемыми техническими проектами обустройства месторождений (лицензионных участков, участков недр), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла, а также состава извлекаемой нефтегазоводяной смеси и физико-химическими характеристиками добываемой нефти.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Выкуп акций по требованию акционера.
Вправе ли акционеры требовать выкупа акций обществом только при наличии установленных законом оснований выкупа акций по требованию акционеров
(КонсультантПлюс, 2025)Виды деятельности по разработке, добыче, транспортировке, хранению, переработке, реализации нефти, газа и нефтепродуктов и ведению связанных с этим работ, а также связанные с этим лицензируемые виды деятельности, по поиску, разведке, разработке нефтяных и газовых месторождений, выполнению маркшейдерско-геодезических работ (услуг) с земельно-правовым обеспечением, по инженерным изысканиям, проектированию, выполнению строительно-монтажных работ были исключены из устава в силу отсутствия лицензии (статья 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Вправе ли акционеры требовать выкупа акций обществом только при наличии установленных законом оснований выкупа акций по требованию акционеров
(КонсультантПлюс, 2025)Виды деятельности по разработке, добыче, транспортировке, хранению, переработке, реализации нефти, газа и нефтепродуктов и ведению связанных с этим работ, а также связанные с этим лицензируемые виды деятельности, по поиску, разведке, разработке нефтяных и газовых месторождений, выполнению маркшейдерско-геодезических работ (услуг) с земельно-правовым обеспечением, по инженерным изысканиям, проектированию, выполнению строительно-монтажных работ были исключены из устава в силу отсутствия лицензии (статья 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2389
(ред. от 28.12.2021)
"Об утверждении Правил заключения (расторжения) инвестиционных соглашений о стимулировании добычи нефти на участках недр, указанных в пунктах 3.3 и 3.8 статьи 343.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и контроля за их исполнением и форм инвестиционных соглашений о стимулировании добычи нефти на участках недр, указанных в пунктах 3.3 и 3.8 статьи 343.2 Налогового кодекса Российской Федерации"реализация инвестиционного проекта по увеличению объема добычи нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной на участках недр, указанных в приложении N 1 к Соглашению (далее - участки недр, являющиеся предметом Соглашения);
(ред. от 28.12.2021)
"Об утверждении Правил заключения (расторжения) инвестиционных соглашений о стимулировании добычи нефти на участках недр, указанных в пунктах 3.3 и 3.8 статьи 343.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и контроля за их исполнением и форм инвестиционных соглашений о стимулировании добычи нефти на участках недр, указанных в пунктах 3.3 и 3.8 статьи 343.2 Налогового кодекса Российской Федерации"реализация инвестиционного проекта по увеличению объема добычи нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной на участках недр, указанных в приложении N 1 к Соглашению (далее - участки недр, являющиеся предметом Соглашения);
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)4. Увеличение с 2026 года на 5 лет налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на лицензионных участках недр, которые одновременно расположены в границах Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2018 г. и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют тысячу и более миллионов тонн по состоянию на 1 января 2018 г., на 10 млрд. рублей ежегодно.
(разработаны Минфином России)4. Увеличение с 2026 года на 5 лет налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на лицензионных участках недр, которые одновременно расположены в границах Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2018 г. и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют тысячу и более миллионов тонн по состоянию на 1 января 2018 г., на 10 млрд. рублей ежегодно.
Статья: Законодательные коллизии правового регулирования энергетических отношений в Удмуртской Республике
(Боткин И.О., Денисенко Т.Г.)
("Предпринимательское право", 2024, N 1)Правовой режим недропользования, который возникает при реализации прав и обязанностей, предусмотренных законодательством и лицензионными соглашениями, возможно, станет предметом научной дискуссии.
(Боткин И.О., Денисенко Т.Г.)
("Предпринимательское право", 2024, N 1)Правовой режим недропользования, который возникает при реализации прав и обязанностей, предусмотренных законодательством и лицензионными соглашениями, возможно, станет предметом научной дискуссии.
Статья: Проблемы эволюции методов расчета убытков в инвестарбитражах
(Ращевский Е.С.)
("Третейский суд", 2021, NN 1, 2)В деле против Пакистана трибунал, напротив, согласился с "современным" DCF, предложенным истцом, отметив, что, "по мере того, как развивается практика оценки природных ресурсов, может эволюционировать оценка в инвестарбитраже" (п. 360 решения по делу Tethyan). Учитывая, что Tethyan не приступал к добыче на пакистанском проекте Reco Diq и все остановилось после разведки запасов и разработки проектной документации, трибунал обратился к практике аналогичных дел, где инвесторы взыскивали будущие убытки по неначатым проектам (non-operational mining project). Позиция инвестора по поводу того, что метод DCF является обычной практикой по горнорудным делам, в том числе с неначатой добычей, нашла поддержку в таких решениях, принятых во внимание трибуналом, как Gold Reserve Inc. v. The Bolivarian Republic of Venezuela (ICSID Case N ARB(AF)/09/1. 22.09.2014) <15> и Crystallex International Corporation v. The Bolivarian Republic of Venezuela (ICSID Case N ARB(AF)/11/2. 04.04.2016) <16>. Для будущих дел об убытках по "неразрабатываемым" проектам важно, что трибунал по делу Tethyan разъяснил, что может исключить применение метода DCF. Это так называемая "фундаментальная неопределенность" проекта, которую оценивают индивидуально, взвесив все факты по каждому делу. В случае с Reco Diq трибунал не усмотрел наличие "фундаментальной неопределенности" ("fundamental uncertainties"), т.е. инвестор доказал, что мог бы реализовать проект, если бы получил лицензию (наличие экспертизы в горнодобыче, успешный опыт других проектов, доступ к финансированию и др.). Трибунал также посчитал важным источником подходов к оценке затрат "Стандарты и методику оценки горных объектов", изданную Канадским институтом горного дела, металлургии и нефти, которую трибуналы называют "важным стандартом индустрии" (п. 318 решения по делу Tethyan) <17>.
(Ращевский Е.С.)
("Третейский суд", 2021, NN 1, 2)В деле против Пакистана трибунал, напротив, согласился с "современным" DCF, предложенным истцом, отметив, что, "по мере того, как развивается практика оценки природных ресурсов, может эволюционировать оценка в инвестарбитраже" (п. 360 решения по делу Tethyan). Учитывая, что Tethyan не приступал к добыче на пакистанском проекте Reco Diq и все остановилось после разведки запасов и разработки проектной документации, трибунал обратился к практике аналогичных дел, где инвесторы взыскивали будущие убытки по неначатым проектам (non-operational mining project). Позиция инвестора по поводу того, что метод DCF является обычной практикой по горнорудным делам, в том числе с неначатой добычей, нашла поддержку в таких решениях, принятых во внимание трибуналом, как Gold Reserve Inc. v. The Bolivarian Republic of Venezuela (ICSID Case N ARB(AF)/09/1. 22.09.2014) <15> и Crystallex International Corporation v. The Bolivarian Republic of Venezuela (ICSID Case N ARB(AF)/11/2. 04.04.2016) <16>. Для будущих дел об убытках по "неразрабатываемым" проектам важно, что трибунал по делу Tethyan разъяснил, что может исключить применение метода DCF. Это так называемая "фундаментальная неопределенность" проекта, которую оценивают индивидуально, взвесив все факты по каждому делу. В случае с Reco Diq трибунал не усмотрел наличие "фундаментальной неопределенности" ("fundamental uncertainties"), т.е. инвестор доказал, что мог бы реализовать проект, если бы получил лицензию (наличие экспертизы в горнодобыче, успешный опыт других проектов, доступ к финансированию и др.). Трибунал также посчитал важным источником подходов к оценке затрат "Стандарты и методику оценки горных объектов", изданную Канадским институтом горного дела, металлургии и нефти, которую трибуналы называют "важным стандартом индустрии" (п. 318 решения по делу Tethyan) <17>.
Статья: Оценка эффективности применения эколого-правовых ограничений экономической деятельности в России
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Именно целевой подход к оценке применения в том числе обязательных требований в области охраны окружающей среды, которые связаны с реализацией экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации, реализован в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях). Указанным Законом установлены принципы оценки применения обязательных требований, а также общие правила проведения такой оценки.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Именно целевой подход к оценке применения в том числе обязательных требований в области охраны окружающей среды, которые связаны с реализацией экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации, реализован в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях). Указанным Законом установлены принципы оценки применения обязательных требований, а также общие правила проведения такой оценки.
Статья: Проблемные вопросы оценки интеллектуальной собственности и нематериальных активов в свете введения новых федеральных стандартов оценки и бухгалтерского учета
(Мамаджанов Х.А., Перепечко О.В., Малашенко Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 5, 6)По многим оцениваемым объектам ИС, вовлекаемым в гражданский оборот правообладателями в свою хозяйственную деятельность, могут вообще отсутствовать сделки по лицензированию.
(Мамаджанов Х.А., Перепечко О.В., Малашенко Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 5, 6)По многим оцениваемым объектам ИС, вовлекаемым в гражданский оборот правообладателями в свою хозяйственную деятельность, могут вообще отсутствовать сделки по лицензированию.
Статья: Право пользования недрами в конкурсной массе должника-недропользователя
(Третьякова Е.П.)
("Право и экономика", 2023, N 10)"Титул" на полезные ископаемые передается посредством так называемого договора "аренды". Правовая природа такой аренды варьируется от штата к штату. В Техасе и Пенсильвании, например, право аренды нефти и газа классифицируется как недвижимость, в то время как в Канзасе - это лицензия на использование земли для поисков нефти.
(Третьякова Е.П.)
("Право и экономика", 2023, N 10)"Титул" на полезные ископаемые передается посредством так называемого договора "аренды". Правовая природа такой аренды варьируется от штата к штату. В Техасе и Пенсильвании, например, право аренды нефти и газа классифицируется как недвижимость, в то время как в Канзасе - это лицензия на использование земли для поисков нефти.
Вопрос: Просим подтвердить лицензию на экспорт нефти, газа или нефтепродуктов, выданную Минэнерго России.
("Официальный сайт Минэнерго России", 2024)В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по реализации нефти, газа и продуктов их переработки не входит в перечень лицензируемых видов деятельности.
("Официальный сайт Минэнерго России", 2024)В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по реализации нефти, газа и продуктов их переработки не входит в перечень лицензируемых видов деятельности.