О демонтаже надмогильного сооружения
Подборка наиболее важных документов по запросу О демонтаже надмогильного сооружения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.03.2023 N 88-9850/2023
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании убытков; 3) Об обязании устранить недостатки; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что между сторонами был заключен договор на изготовление памятника и выполнение работ по благоустройству родственного захоронения, при выполнении работ бетонный цоколь был залит ответчиком с превышением заявленных размеров, ответчик устранил нарушение обрезкой цоколя, однако впоследствии бетонный цоколь дал трещину.
Решение: Удовлетворено (требования 1 - 4).
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на проведение экспертизы - удовлетворено; 2) О возмещении почтовых расходов - удовлетворено.Разрешая спор и удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции, дав заключению эксперта оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и приняв его в качестве доказательства, исходил из того, что работы по благоустройству родственного захоронения выполнены ответчиком некачественно; ответчик обязан выполнить восстановительные работы согласно перечню, приведенному в решении, на общую сумму 33 200 руб.; оснований для возложения на ответчика обязанности повторно выполнить работы: демонтаж надмогильного сооружения и его установка, шлифовка памятника, гравировка портретов и надписей, нанесение на памятник покрытия "Антидождь", замена бетонного цоколя, тротуарной плитки, лавочки и столика на аналогичные надлежащего качества, - не имеется; размеры неустойки и штрафа несоразмерны последствиям нарушения обязательства.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании убытков; 3) Об обязании устранить недостатки; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что между сторонами был заключен договор на изготовление памятника и выполнение работ по благоустройству родственного захоронения, при выполнении работ бетонный цоколь был залит ответчиком с превышением заявленных размеров, ответчик устранил нарушение обрезкой цоколя, однако впоследствии бетонный цоколь дал трещину.
Решение: Удовлетворено (требования 1 - 4).
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на проведение экспертизы - удовлетворено; 2) О возмещении почтовых расходов - удовлетворено.Разрешая спор и удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции, дав заключению эксперта оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и приняв его в качестве доказательства, исходил из того, что работы по благоустройству родственного захоронения выполнены ответчиком некачественно; ответчик обязан выполнить восстановительные работы согласно перечню, приведенному в решении, на общую сумму 33 200 руб.; оснований для возложения на ответчика обязанности повторно выполнить работы: демонтаж надмогильного сооружения и его установка, шлифовка памятника, гравировка портретов и надписей, нанесение на памятник покрытия "Антидождь", замена бетонного цоколя, тротуарной плитки, лавочки и столика на аналогичные надлежащего качества, - не имеется; размеры неустойки и штрафа несоразмерны последствиям нарушения обязательства.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2023 по делу N 88-23333/2023 (УИД 77RS0023-02-2021-020894-69)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об установлении размера и границ участка для захоронения, обязании выдать разрешение на проведение работ на надмогильном сооружении.
Обстоятельства: Истец указал, что сведения, содержащиеся в архивных документах и паспорте захоронений, противоречат фактическим обстоятельствам и нарушают право истца как ответственного за захоронения на владение и пользование участком семейного захоронения в фактически существующих размерах.
Решение: Удовлетворено в части.С учетом данных обстоятельств суд сделал обоснованный вывод о том, что истец в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством, вправе самостоятельно осуществить демонтаж установленной с нарушением допустимых размеров ограды захоронения. Согласно п. 3.5 "Правил работы кладбищ и крематориев, порядка их содержания" (утв. Постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2008 г. N 260-ПП) надмогильные сооружения (памятники, ограды, цветники, цоколи и др.) устанавливаются в пределах отведенного земельного участка. Сооружения, установленные за пределами отведенного земельного участка, подлежат сносу администрацией кладбища в установленном порядке.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об установлении размера и границ участка для захоронения, обязании выдать разрешение на проведение работ на надмогильном сооружении.
Обстоятельства: Истец указал, что сведения, содержащиеся в архивных документах и паспорте захоронений, противоречат фактическим обстоятельствам и нарушают право истца как ответственного за захоронения на владение и пользование участком семейного захоронения в фактически существующих размерах.
Решение: Удовлетворено в части.С учетом данных обстоятельств суд сделал обоснованный вывод о том, что истец в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством, вправе самостоятельно осуществить демонтаж установленной с нарушением допустимых размеров ограды захоронения. Согласно п. 3.5 "Правил работы кладбищ и крематориев, порядка их содержания" (утв. Постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2008 г. N 260-ПП) надмогильные сооружения (памятники, ограды, цветники, цоколи и др.) устанавливаются в пределах отведенного земельного участка. Сооружения, установленные за пределами отведенного земельного участка, подлежат сносу администрацией кладбища в установленном порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"
(постатейный)
(Грачев Р.Ю., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Дополнительные требования к содержанию мест захоронения устанавливаются органами местного самоуправления в соответствующих нормативных правовых актах. Так, например, ст. 19 Положения о погребении и похоронном деле в городском поселении Ступино Ступинского муниципального района Московской области (принято решением Совета депутатов городского поселения Ступино Ступинского муниципального района МО от 17 декабря 2009 г. N 48/4) определены правила движения транспортных средств на территории кладбища, согласно которым только катафальные транспортные средства имеют право беспрепятственного проезда на территорию кладбища. Посетителям, за исключением инвалидов и престарелых, запрещается въезжать на территорию кладбища на личном автотранспорте. В порядке исключения разрешается проезд транспортных средств для доставки к местам захоронения надгробных сооружений, оград и других строительных материалов, необходимых для установки надгробий, в период работы кладбища на основании письменного разрешения, выданного администрацией кладбища (разовый пропуск). Пунктами 2.2 и 2.3 Правил содержания посещения межпоселенческих кладбищ Щелковского муниципального района Московской области, утвержденных Постановлением главы Щелковского муниципального района МО от 15 апреля 2010 г. N 775, определены обязанности лиц, на которых зарегистрированы захоронения, по осуществлению должного ухода за ними (включая обязанности по установке надмогильных сооружений, соответствующих ограничениям по размерам, организации вывоза с территории кладбища демонтируемых надмогильных сооружений и пр.), а также обязанности специализированной организации по вопросам похоронного дела в случае ненадлежащего ухода за местами захоронения (на таких местах захоронения должны устанавливаться таблички с предупреждением о необходимости проведения работ с указанием срока их выполнения, сведения о них должны размещаться на информационных стендах и пр.).
(постатейный)
(Грачев Р.Ю., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Дополнительные требования к содержанию мест захоронения устанавливаются органами местного самоуправления в соответствующих нормативных правовых актах. Так, например, ст. 19 Положения о погребении и похоронном деле в городском поселении Ступино Ступинского муниципального района Московской области (принято решением Совета депутатов городского поселения Ступино Ступинского муниципального района МО от 17 декабря 2009 г. N 48/4) определены правила движения транспортных средств на территории кладбища, согласно которым только катафальные транспортные средства имеют право беспрепятственного проезда на территорию кладбища. Посетителям, за исключением инвалидов и престарелых, запрещается въезжать на территорию кладбища на личном автотранспорте. В порядке исключения разрешается проезд транспортных средств для доставки к местам захоронения надгробных сооружений, оград и других строительных материалов, необходимых для установки надгробий, в период работы кладбища на основании письменного разрешения, выданного администрацией кладбища (разовый пропуск). Пунктами 2.2 и 2.3 Правил содержания посещения межпоселенческих кладбищ Щелковского муниципального района Московской области, утвержденных Постановлением главы Щелковского муниципального района МО от 15 апреля 2010 г. N 775, определены обязанности лиц, на которых зарегистрированы захоронения, по осуществлению должного ухода за ними (включая обязанности по установке надмогильных сооружений, соответствующих ограничениям по размерам, организации вывоза с территории кладбища демонтируемых надмогильных сооружений и пр.), а также обязанности специализированной организации по вопросам похоронного дела в случае ненадлежащего ухода за местами захоронения (на таких местах захоронения должны устанавливаться таблички с предупреждением о необходимости проведения работ с указанием срока их выполнения, сведения о них должны размещаться на информационных стендах и пр.).
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"
(постатейный)
(Козлов С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Оформление заказов на дополнительные услуги: изготовление, установка, окраска, ремонт и демонтаж оград и надмогильных сооружений, выполнение скульптурных работ, высечение барельефов, изготовление и реставрация надписей на надмогильных сооружениях, изготовление и крепление на надмогильных сооружениях фотокерамических и других изделий, осуществление ухода за местом захоронения, снятие надгробия - может производиться через специализированную службу.
(постатейный)
(Козлов С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Оформление заказов на дополнительные услуги: изготовление, установка, окраска, ремонт и демонтаж оград и надмогильных сооружений, выполнение скульптурных работ, высечение барельефов, изготовление и реставрация надписей на надмогильных сооружениях, изготовление и крепление на надмогильных сооружениях фотокерамических и других изделий, осуществление ухода за местом захоронения, снятие надгробия - может производиться через специализированную службу.
Нормативные акты
Решение Татарстанского УФАС России от 05.09.2023 N АЯ-06/9281 по делу N 016/01/15-601/2023
Обстоятельства: Возбуждено дело по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по погребению и предоставлению связанных с ним услуг, функцией органа местного самоуправления по ведению дел на кладбищах города.
Решение: Производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях администрации признаков нарушения ч. 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".- выдает письменные предупреждения гражданам, установившим без разрешения специализированной службы надмогильных сооружений, о необходимости устранения допущенных нарушений, осуществляет демонтаж надмогильных сооружений, установленных с нарушением (пункт 2.19 - 2.21 Правил);
Обстоятельства: Возбуждено дело по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по погребению и предоставлению связанных с ним услуг, функцией органа местного самоуправления по ведению дел на кладбищах города.
Решение: Производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях администрации признаков нарушения ч. 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".- выдает письменные предупреждения гражданам, установившим без разрешения специализированной службы надмогильных сооружений, о необходимости устранения допущенных нарушений, осуществляет демонтаж надмогильных сооружений, установленных с нарушением (пункт 2.19 - 2.21 Правил);