О материальном стимулировании в 2019 году
Подборка наиболее важных документов по запросу О материальном стимулировании в 2019 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Страховые взносы (пенсионные взносы, взносы на ОМС и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством): Контролирующий орган доначислил взносы на социальное пособие, которое выплачено сверх нормы или в зачете которого отказано
(КонсультантПлюс, 2025)Доначисление взносов признают правомерным, если суд установит, что выплата пособия, не принятого к зачету ФСС РФ, не обоснована и носит характер дополнительного материального стимулирования
(КонсультантПлюс, 2025)Доначисление взносов признают правомерным, если суд установит, что выплата пособия, не принятого к зачету ФСС РФ, не обоснована и носит характер дополнительного материального стимулирования
Перспективы и риски арбитражного спора: Взносы на страхование от несчастных случаев: СФР (ФСС РФ) доначислил взносы на социальное пособие, которое выплачено сверх нормы и (или) в зачете которого отказано
(КонсультантПлюс, 2025)Доначисление взносов признают правомерным, если выплата пособия, не принятого к зачету ФСС РФ, не обоснована и носит характер дополнительного материального стимулирования
(КонсультантПлюс, 2025)Доначисление взносов признают правомерным, если выплата пособия, не принятого к зачету ФСС РФ, не обоснована и носит характер дополнительного материального стимулирования
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт наставничества в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации: современное состояние и возможные направления развития
(Ельчанинов А.П.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)В докладе Президента РФ прозвучали предложения не только о моральном, но и материальном стимулировании наставников. Он, в частности, отметил, что "наряду с моральными должны существовать и материальные инструменты поощрения такого значимого для страны труда. Поэтому возможности начисления доплат за работу наставников нужно предусмотреть законодательно". Реализация данного предложения для УИС возможна в случае разработки и утверждения нормативного правового акта, закрепляющего дополнительные выплаты сотрудникам, непосредственно осуществляющим наставническую деятельность в учреждениях и органах УИС. В качестве меры материального стимулирования также можно предложить дополнение Приказа ФСИН России от 27 сентября 2019 г. N 871 "О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний", в части награждения знаком "Почетный наставник", положением, устанавливающим единовременное денежное поощрение, выплачиваемое сотрудникам, которые награждаются этим знаком.
(Ельчанинов А.П.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)В докладе Президента РФ прозвучали предложения не только о моральном, но и материальном стимулировании наставников. Он, в частности, отметил, что "наряду с моральными должны существовать и материальные инструменты поощрения такого значимого для страны труда. Поэтому возможности начисления доплат за работу наставников нужно предусмотреть законодательно". Реализация данного предложения для УИС возможна в случае разработки и утверждения нормативного правового акта, закрепляющего дополнительные выплаты сотрудникам, непосредственно осуществляющим наставническую деятельность в учреждениях и органах УИС. В качестве меры материального стимулирования также можно предложить дополнение Приказа ФСИН России от 27 сентября 2019 г. N 871 "О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний", в части награждения знаком "Почетный наставник", положением, устанавливающим единовременное денежное поощрение, выплачиваемое сотрудникам, которые награждаются этим знаком.
Статья: Пенсия за выслугу лет в системе государственных гарантий государственных гражданских служащих Республики Коми
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Размер пенсии за выслугу лет подлежит индексации в размерах и сроки, которые установлены для индексации окладов месячного денежного содержания по должностям гражданской службы Республики Коми. Однако если учесть, что с 2014 г. эти оклады индексировались шесть раз и всего в целом в 1,35 раза, то несложно сделать вывод о том, что размер пенсии за выслугу лет существенно не вырос, несмотря на то что до 2019 г. было необходимо завершить мероприятия по развитию и системы материального стимулирования, и структуры денежного содержания гражданских служащих <13>.
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Размер пенсии за выслугу лет подлежит индексации в размерах и сроки, которые установлены для индексации окладов месячного денежного содержания по должностям гражданской службы Республики Коми. Однако если учесть, что с 2014 г. эти оклады индексировались шесть раз и всего в целом в 1,35 раза, то несложно сделать вывод о том, что размер пенсии за выслугу лет существенно не вырос, несмотря на то что до 2019 г. было необходимо завершить мероприятия по развитию и системы материального стимулирования, и структуры денежного содержания гражданских служащих <13>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.2024 N 47-П
"По делу о проверке конституционности статьи 349 и части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 2, 4 и 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки О.И. Мицкевич"Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31 июля 2023 года данные судебные постановления оставлены без изменения, а кассационная жалоба О.И. Мицкевич - без удовлетворения. При этом суд кассационной инстанции, ссылаясь в том числе на приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", пришел к выводу о том, что дополнительное материальное стимулирование (премия) не является гарантированной и обязательной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда данной категории работников, и потому не включается в расчет среднего заработка работника для оплаты предоставляемого ему ежегодного отпуска.
"По делу о проверке конституционности статьи 349 и части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 2, 4 и 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки О.И. Мицкевич"Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31 июля 2023 года данные судебные постановления оставлены без изменения, а кассационная жалоба О.И. Мицкевич - без удовлетворения. При этом суд кассационной инстанции, ссылаясь в том числе на приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", пришел к выводу о том, что дополнительное материальное стимулирование (премия) не является гарантированной и обязательной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда данной категории работников, и потому не включается в расчет среднего заработка работника для оплаты предоставляемого ему ежегодного отпуска.
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2021 N 8-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А. Носаева"Решением Читинского гарнизонного военного суда от 8 июля 2019 года - куда командир войсковой части 56313 обратился с иском к В.А. Носаеву о взыскании необоснованно выплаченного ему дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010, в качестве неосновательного обогащения - иск был удовлетворен: с В.А. Носаева в пользу данной воинской части взыскано неосновательное обогащение в сумме 167 040 рублей. Суд исходил из того, что обеспечение дополнительной выплатой, установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010, не относится к случаям, предусмотренным статьей 1109 ГК Российской Федерации, поскольку эта выплата не является ни заработной платой, ни приравненным к ней платежом либо пенсией, пособием, стипендией, возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментами и иной денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию.
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А. Носаева"Решением Читинского гарнизонного военного суда от 8 июля 2019 года - куда командир войсковой части 56313 обратился с иском к В.А. Носаеву о взыскании необоснованно выплаченного ему дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010, в качестве неосновательного обогащения - иск был удовлетворен: с В.А. Носаева в пользу данной воинской части взыскано неосновательное обогащение в сумме 167 040 рублей. Суд исходил из того, что обеспечение дополнительной выплатой, установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010, не относится к случаям, предусмотренным статьей 1109 ГК Российской Федерации, поскольку эта выплата не является ни заработной платой, ни приравненным к ней платежом либо пенсией, пособием, стипендией, возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментами и иной денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию.
Статья: Дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: проблемы правоприменительной и судебной практики
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)<20> Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 марта 2019 г. по делу N 33-811/2019.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)<20> Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 марта 2019 г. по делу N 33-811/2019.
Статья: Квалификация взяточничества (решение спорных моментов уголовно-правовой квалификации военными судами)
(Смирнов Д.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)По данному делу было установлено, что К., являясь должностным лицом - заместителем командира батальона материального обеспечения и временно исполняющим обязанности командира батальона материального обеспечения части, решил отремонтировать помещение своего батальона. Для получения денег на ремонт К. потребовал от четырех военнослужащих, для которых он являлся начальником по воинскому званию и должностному положению, передать ему денежные средства в размере по 20 000 руб. каждым, начисляемые им в качестве дополнительных выплат по результатам прохождения военной службы в 2019 г., предусмотренных Приказом Министра обороны Российской Федерации "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" от 26 июля 2010 г. N 1010 г. После получения дополнительного материального стимулирования указанные военнослужащие, опасаясь негативных для себя последствий, связанных с прохождением военной службы, выполнили незаконное распоряжение К. и перечислили на его банковский счет денежные средства на общую сумму 67 000 руб. Суд в приговоре указал, что К., явно выходя за пределы своих должностных полномочий, незаконно собрал деньги со своих подчиненных для нужд части, что повлекло существенное нарушение их имущественных прав и законных интересов, и обоснованно квалифицировал содеянное К. по ч. 1 ст. 286 УК РФ <14>.
(Смирнов Д.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)По данному делу было установлено, что К., являясь должностным лицом - заместителем командира батальона материального обеспечения и временно исполняющим обязанности командира батальона материального обеспечения части, решил отремонтировать помещение своего батальона. Для получения денег на ремонт К. потребовал от четырех военнослужащих, для которых он являлся начальником по воинскому званию и должностному положению, передать ему денежные средства в размере по 20 000 руб. каждым, начисляемые им в качестве дополнительных выплат по результатам прохождения военной службы в 2019 г., предусмотренных Приказом Министра обороны Российской Федерации "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" от 26 июля 2010 г. N 1010 г. После получения дополнительного материального стимулирования указанные военнослужащие, опасаясь негативных для себя последствий, связанных с прохождением военной службы, выполнили незаконное распоряжение К. и перечислили на его банковский счет денежные средства на общую сумму 67 000 руб. Суд в приговоре указал, что К., явно выходя за пределы своих должностных полномочий, незаконно собрал деньги со своих подчиненных для нужд части, что повлекло существенное нарушение их имущественных прав и законных интересов, и обоснованно квалифицировал содеянное К. по ч. 1 ст. 286 УК РФ <14>.
Статья: Гарантии реализации права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного преступлением, закрепленные в уголовном законодательстве стран СНГ
(Карабанова Е.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)Брылева Е.А. Цели наказания на современном этапе развития Российского государства: восстановление социальной справедливости или кара? // Администратор суда. 2019. N 4.
(Карабанова Е.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)Брылева Е.А. Цели наказания на современном этапе развития Российского государства: восстановление социальной справедливости или кара? // Администратор суда. 2019. N 4.
Ситуация: Какую материальную помощь могут получить студенты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Одной из мер социальной поддержки студентов является выплата им материальной помощи (п. 5 ч. 2 ст. 34 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Одной из мер социальной поддержки студентов является выплата им материальной помощи (п. 5 ч. 2 ст. 34 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Статья: Право человека на вознаграждение за труд: проблемы исчисления средней заработной платы
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Подтверждение сложившемуся положению вещей, связанных с учетом материальной помощи, можем наблюдать в судебных решениях. Так, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2018 г. N 307-КГ18-918 оставлены без изменений постановления нижестоящих судов по делу N А66-13705/2016, в которых содержится вывод о том, что в рассматриваемом споре в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах работникам учреждения "материальная помощь... являлась выплатой стимулирующего характера" <11>. Другим Определением высшей судебной инстанции страны от 26 августа 2019 г. N 303-ЭС19-13201 констатировано, что "выплаченная работникам в соответствии с условиями коллективного договора материальная помощь не относится к категории вознаграждений за труд, а по своему содержанию представляет собой выплаты социального характера, которые не зависят от квалификации работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, в связи с чем не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов. При этом факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работником сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начислялись работникам, представляют собой оплату их труда" <12>.
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Подтверждение сложившемуся положению вещей, связанных с учетом материальной помощи, можем наблюдать в судебных решениях. Так, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2018 г. N 307-КГ18-918 оставлены без изменений постановления нижестоящих судов по делу N А66-13705/2016, в которых содержится вывод о том, что в рассматриваемом споре в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах работникам учреждения "материальная помощь... являлась выплатой стимулирующего характера" <11>. Другим Определением высшей судебной инстанции страны от 26 августа 2019 г. N 303-ЭС19-13201 констатировано, что "выплаченная работникам в соответствии с условиями коллективного договора материальная помощь не относится к категории вознаграждений за труд, а по своему содержанию представляет собой выплаты социального характера, которые не зависят от квалификации работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, в связи с чем не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов. При этом факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работником сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начислялись работникам, представляют собой оплату их труда" <12>.
Статья: Гражданско-правовой институт "неосновательное обогащение" и специфика его применения в отношении военнослужащих
(Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 7)В связи с отказом В.А. Носаева добровольно вернуть выплаченную ему денежную сумму командир войсковой части 56313 обратился с иском в суд о взыскании с данного военнослужащего необоснованно выплаченного ему дополнительного материального стимулирования в качестве неосновательного обогащения. Решением Читинского гарнизонного военного суда от 8 июля 2019 г. иск был удовлетворен: с В.А. Носаева в пользу данной воинской части взыскано неосновательное обогащение в сумме 167 040 руб. Суд исходил из того, что обеспечение дополнительной выплатой, установленной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, не относится к случаям, предусмотренным ст. 1109 ГК РФ, поскольку эта выплата не является ни заработной платой, ни приравненным к ней платежом либо пенсией, пособием, стипендией, возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментами и иной денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию.
(Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 7)В связи с отказом В.А. Носаева добровольно вернуть выплаченную ему денежную сумму командир войсковой части 56313 обратился с иском в суд о взыскании с данного военнослужащего необоснованно выплаченного ему дополнительного материального стимулирования в качестве неосновательного обогащения. Решением Читинского гарнизонного военного суда от 8 июля 2019 г. иск был удовлетворен: с В.А. Носаева в пользу данной воинской части взыскано неосновательное обогащение в сумме 167 040 руб. Суд исходил из того, что обеспечение дополнительной выплатой, установленной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, не относится к случаям, предусмотренным ст. 1109 ГК РФ, поскольку эта выплата не является ни заработной платой, ни приравненным к ней платежом либо пенсией, пособием, стипендией, возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментами и иной денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию.
Статья: Налогообложение научно-исследовательской деятельности (часть 1)
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)<10> См. подробнее: Новиков О.В. Актуальные проблемы финансирования фундаментальных научных исследований в России // Финансовое право. 2019. N 7. С. 20 - 23.
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)<10> См. подробнее: Новиков О.В. Актуальные проблемы финансирования фундаментальных научных исследований в России // Финансовое право. 2019. N 7. С. 20 - 23.
Вопрос: Каков порядок налогообложения материальной помощи работнику в связи со свадьбой?
(Консультация эксперта, 2025)Целью выплаты материальной помощи является финансовая поддержка работника в определенной ситуации, которая не зависит от его трудовых успехов и не является средством вознаграждения его за труд. Следовательно, выплата материальной помощи не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой, вознаграждением или элементом оплаты труда. Таким образом, выплаты различных видов материальной помощи не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, так как не относятся к числу выплат, производимых работникам в рамках трудовых отношений (Постановления Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2020 N Ф05-26116/2019, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.04.2019 N Ф03-1439/2019).
(Консультация эксперта, 2025)Целью выплаты материальной помощи является финансовая поддержка работника в определенной ситуации, которая не зависит от его трудовых успехов и не является средством вознаграждения его за труд. Следовательно, выплата материальной помощи не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой, вознаграждением или элементом оплаты труда. Таким образом, выплаты различных видов материальной помощи не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, так как не относятся к числу выплат, производимых работникам в рамках трудовых отношений (Постановления Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2020 N Ф05-26116/2019, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.04.2019 N Ф03-1439/2019).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что отношения по предоставлению бесплатного питания сотрудникам обусловлены Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников и являются трудовыми, а не гражданско-правовыми, в связи с чем стоимость питания является формой оплаты труда (статья 131 Трудового кодекса Российской Федерации)".
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что отношения по предоставлению бесплатного питания сотрудникам обусловлены Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников и являются трудовыми, а не гражданско-правовыми, в связи с чем стоимость питания является формой оплаты труда (статья 131 Трудового кодекса Российской Федерации)".
Вопрос: Работница имеет ребенка до полутора лет, работает неполный рабочий день по основной работе (0,2 ставки) и по внутреннему совместительству дистанционно (0,5 ставки). Не теряет ли она право на пособие до полутора лет?
(Консультация эксперта, 2023)Рассматривая вопрос о пределах сокращения рабочего времени, суды поддерживают позицию СФР о незначительном сокращении рабочего времени в случаях его сокращения от 30 минут до 1 часа (Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2020 N 301-ЭС20-9387, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.05.2019 N Ф01-2111/2019, Арбитражного суда Центрального округа от 06.06.2019 N Ф10-2054/2019).
(Консультация эксперта, 2023)Рассматривая вопрос о пределах сокращения рабочего времени, суды поддерживают позицию СФР о незначительном сокращении рабочего времени в случаях его сокращения от 30 минут до 1 часа (Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2020 N 301-ЭС20-9387, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.05.2019 N Ф01-2111/2019, Арбитражного суда Центрального округа от 06.06.2019 N Ф10-2054/2019).