О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми
Подборка наиболее важных документов по запросу О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Муниципальные образования как субъекты гражданского права: монография"
(Канаев Ю.Н.)
("Юстицинформ", 2020)<110> См.: Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 17.09.2004 по делу о проверке конституционности Закона Республики Коми от 04.06.2004 "Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара" в связи с обращением Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" и жалобами граждан Э.А. Мезака и П.О. Марущака // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2004. N 12. Ст. 3671.
(Канаев Ю.Н.)
("Юстицинформ", 2020)<110> См.: Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 17.09.2004 по делу о проверке конституционности Закона Республики Коми от 04.06.2004 "Об образовании в Республике Коми города районного значения в границах Эжвинского района города Сыктывкара" в связи с обращением Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" и жалобами граждан Э.А. Мезака и П.О. Марущака // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2004. N 12. Ст. 3671.
Статья: Территориальная организация публичной власти в границах федеральных территорий
(Пешин Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)По нашему мнению, поскольку в Конституции РФ прямо оговорено, что на уровне ФТ действует публичная власть, а согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ публичная власть имеет лишь две разновидности: государственная власть и муниципальная (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N 3-П "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми"), вполне возможно и сопоставление ФТ с уровнем административно-территориальных единиц субъектов РФ с той принципиальной разницей, что статус ФТ регулируется федеральным законом, а не нормативными актами субъектов РФ (хотя к этому вопросу мы еще обратимся). Напомним, что административно-территориальная организация власти на местном уровне прямо зависит от особенностей взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти. Для административной модели, выбранной в настоящий момент в Российской Федерации в качестве ориентира, все отчетливее преобладание именно административно-территориального устройства. Как представляется, ФТ должны стать своего рода административно-территориальными единицами, подчиненными федеральному уровню власти, в отличие от административно-территориальных единиц субъектов РФ, подчиненных органам государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований, формально являющихся самостоятельными, но на практике также подчиняющихся региональному уровню власти.
(Пешин Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)По нашему мнению, поскольку в Конституции РФ прямо оговорено, что на уровне ФТ действует публичная власть, а согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ публичная власть имеет лишь две разновидности: государственная власть и муниципальная (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N 3-П "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми"), вполне возможно и сопоставление ФТ с уровнем административно-территориальных единиц субъектов РФ с той принципиальной разницей, что статус ФТ регулируется федеральным законом, а не нормативными актами субъектов РФ (хотя к этому вопросу мы еще обратимся). Напомним, что административно-территориальная организация власти на местном уровне прямо зависит от особенностей взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти. Для административной модели, выбранной в настоящий момент в Российской Федерации в качестве ориентира, все отчетливее преобладание именно административно-территориального устройства. Как представляется, ФТ должны стать своего рода административно-территориальными единицами, подчиненными федеральному уровню власти, в отличие от административно-территориальных единиц субъектов РФ, подчиненных органам государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований, формально являющихся самостоятельными, но на практике также подчиняющихся региональному уровню власти.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N 3-П
"По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми"Истечение разумных сроков, в рамках которых следует обеспечить принятие уставов муниципальных образований существующими местными представительными органами власти или проведение выборов в такие органы в не имеющих их муниципальных образованиях, может быть установлено Верховным Судом Республики Коми. При этом они должны определяться применительно к временным рамкам, установленным в статьях 58 (пункт 1) и 59 (пункты 1 и 2) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Если уставы муниципальных образований, определяющие структуру органов местного самоуправления на всех территориях муниципальных образований в Республике Коми, не будут приняты в разумные сроки, то согласно абзацам третьему и пятому пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" выборы новых представительных органов местного самоуправления и глав местных администраций должны быть назначены в соответствии с этим Федеральным законом.
"По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми"Истечение разумных сроков, в рамках которых следует обеспечить принятие уставов муниципальных образований существующими местными представительными органами власти или проведение выборов в такие органы в не имеющих их муниципальных образованиях, может быть установлено Верховным Судом Республики Коми. При этом они должны определяться применительно к временным рамкам, установленным в статьях 58 (пункт 1) и 59 (пункты 1 и 2) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Если уставы муниципальных образований, определяющие структуру органов местного самоуправления на всех территориях муниципальных образований в Республике Коми, не будут приняты в разумные сроки, то согласно абзацам третьему и пятому пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" выборы новых представительных органов местного самоуправления и глав местных администраций должны быть назначены в соответствии с этим Федеральным законом.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 N 15-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области"Кроме того, установив, что в случае, если население отказалось от реализации на своей территории права на организацию местного самоуправления, на данной территории осуществляется государственная власть Курской области, законодатель Курской области исходил из возможности создания сельских и поселковых органов государственной власти. Между тем в Постановлениях от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" и от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что территориальные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут создаваться в административно - территориальных единицах, непосредственно входящих согласно конституции (уставу) субъекта Российской Федерации в его состав. Из этой правовой позиции следует, что в территориальных единицах, непосредственно не входящих в состав Курской области (город, слобода, село, поселок), органы государственной власти - в силу требований Конституции Российской Федерации - создаваться не могут; на указанных территориях должно осуществляться местное самоуправление.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области"Кроме того, установив, что в случае, если население отказалось от реализации на своей территории права на организацию местного самоуправления, на данной территории осуществляется государственная власть Курской области, законодатель Курской области исходил из возможности создания сельских и поселковых органов государственной власти. Между тем в Постановлениях от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" и от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что территориальные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут создаваться в административно - территориальных единицах, непосредственно входящих согласно конституции (уставу) субъекта Российской Федерации в его состав. Из этой правовой позиции следует, что в территориальных единицах, непосредственно не входящих в состав Курской области (город, слобода, село, поселок), органы государственной власти - в силу требований Конституции Российской Федерации - создаваться не могут; на указанных территориях должно осуществляться местное самоуправление.