О возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку

Подборка наиболее важных документов по запросу О возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на лесных участках, находящихся в аренде, возлагается на арендатора, ответственного за содержание имущества, вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины в размещении отходов."
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2024 N 88А-17249/2024 (УИД 38RS0031-01-2023-004641-88)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления.
Обстоятельства: По результатам прокурорской проверки установлено, что на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находится несанкционированная свалка бытовых отходов, меры по ее ликвидации не осуществляются, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Исходя из толкования Конституционным Судом Российской Федерации названных выше федеральных норм, регулирующих спорные отношения, возложение на орган местного самоуправления обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в границах муниципального образования, но на землях, собственником которых муниципальное образование не является, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, допускается при условии установления умышленных неправомерных действий органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования, повлекших возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Субъекты, обращающиеся в суд за защитой экологических прав
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 2)
Однако даже при обращении в суды с восстановительными экологическими исками неимущественного характера граждане сталкиваются с серьезными препятствиями. Так, в рамках одного из недавно рассмотренных дел гражданин был вынужден отстаивать в суде кассационной инстанции свое право на иск о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки. Отменяя акты нижестоящих судов, кассационный суд отметил, что право гражданина на обращение в суд с иском по делам в области охраны окружающей среды в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и общества в целом <33>.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)
Так, Законом Свердловской области от 2014 года перераспределены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Решением районного суда от 2022 года удовлетворены требования межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на землях неразграниченной государственной собственности на Министерство по управлению государственным имуществом области. Как указано в решении суда, поскольку исключительно Министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, то только оно одно и выступает в любых правоотношениях, в том числе в правоотношениях по обращению с обнаруженными отходами производства и потребления как собственник таких земель и лицо, обязанное нести расходы по их содержанию <23>.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.