Объединение земельных участков находящихся в государственной и частной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Объединение земельных участков находящихся в государственной и частной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 11.2 "Образование земельных участков" ЗК РФ"Законодателем в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены способы образования земельных участков: раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков, находящихся не только в частной собственности, а также из земель государственной или муниципальной собственности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Земля в городах под частными домами - анализ споров
(Матвеева К.)
("Жилищное право", 2020, N 1)Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении требований по делу N А55-29727/2018. Собственники дома, находящегося на земельном участке, оспаривали отказ в осуществлении государственного кадастрового учета. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что при перераспределении образуется один земельный участок, что противоречит п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ. В материалы дела был представлен межевой план спорного земельного участка, который образован путем перераспределения нескольких участков: один из участков находится в долевой собственности истцов, другой участок предоставлен истцам в аренду, третий участок фактически является землей, государственная собственность на которую не разграничена. Рассмотрев дело, суд указал, что положения п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ распространяются как на земельные участки частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а в данном случае спорный земельный участок фактически образован не путем перераспределения, а в результате объединения земельных участков, что направлено не на устранение недостатков в землепользовании, а на обход установленной законом процедуры предоставления земельного участка на торгах.
(Матвеева К.)
("Жилищное право", 2020, N 1)Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении требований по делу N А55-29727/2018. Собственники дома, находящегося на земельном участке, оспаривали отказ в осуществлении государственного кадастрового учета. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что при перераспределении образуется один земельный участок, что противоречит п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ. В материалы дела был представлен межевой план спорного земельного участка, который образован путем перераспределения нескольких участков: один из участков находится в долевой собственности истцов, другой участок предоставлен истцам в аренду, третий участок фактически является землей, государственная собственность на которую не разграничена. Рассмотрев дело, суд указал, что положения п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ распространяются как на земельные участки частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а в данном случае спорный земельный участок фактически образован не путем перераспределения, а в результате объединения земельных участков, что направлено не на устранение недостатков в землепользовании, а на обход установленной законом процедуры предоставления земельного участка на торгах.
Статья: Правосубъектность органа публичной власти в отношениях публичной собственности
(Кононов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)В римском праве принадлежность вещи определенному лицу была признаком права собственности. Такая принадлежность была двух видов: публичной и частной, соответственно, было и деление вещей. В доктрине римского права отмечали: считается, что публичные вещи принадлежат только объединению людей и никому из них <2>. Истоки права собственности были заложены при создании Рима, когда государство и его институты получили земли <3>, часть земель была в частном наследственном обладании индивидов. В этот период (и несколько позднее в Законах XII таблиц <4>) для описания принадлежности вещей не использовался термин dominium. Первоначально публичное обладание вещами описывалось не специальным термином, а путем перечисления прав <5>. При введении указанного термина он обозначал права на вещи и лишь в конце республиканского периода (с I в. н.э.) стал обозначать собственность. Расширение территории Римского государства, связанное с завоеванием соседних земель, привело к расширению публичного обладания вещами, земля в провинциях принадлежала государству. В описываемый период в понимании государства еще не выделялись аспекты властного образования и субъекта частных прав. Российские ученые полагают, что до второй половины республики участие государства в правовых отношениях оставалось в сфере публичного права <6>. Отметим, что в сфере публичного права находилось частное пользование публичным имуществом. Отношения, связанные с переходом прав на имущество между частным лицом и государством, не были в сфере частного права. Приведенное преобладание публичного права в отношениях собственности существовало, когда не было разработано правовое понятие права собственности (dominium). После формирования понятия правосубъектность государства изменилась, оно начинает участвовать в частноправовых отношениях определенным имуществом <7>. Обладание государством рабами было в сфере частного права. Но к государству не применялся термин "лицо", который был исключительно частноправовым понятием, поэтому в гражданском праве отсутствовало представление о публично-правовой личности, союзные образования как субъекты права были только в публичном праве. Представление о государстве как лице в частных отношениях сформировалось в императорский период, когда было разработано учение о едином понятии собственности и исчез дуализм собственности <8>. Римское государство в частной сфере не было юридическим лицом, его частноправовая правосубъектность формировалась независимо от представлений о юридических лицах. Гай признавал, что право существует для людей, последние являются действительным субъектом права. Однако потребность защиты имущественных интересов публичных образований привела к формированию гражданской правосубъектности государства и муниципий. Внутренние публичные отношения в этих образованиях не имели существенного значения для внешних имущественных отношений. Ученые полагали, что на одну часть публичного имущества было распространено право частной собственности государства, такое имущество стало res privatae государства. Другая часть осталась для общественного пользования (публичные дороги, реки, бани и т.д.), оно сохранило первоначальное правовое положение, и им мог пользоваться каждый человек в пределах его назначения <9>. Пока публичное имущество находилось в таком пользовании, оно не могло быть объектом права собственности и частноправовых отношений.
(Кононов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)В римском праве принадлежность вещи определенному лицу была признаком права собственности. Такая принадлежность была двух видов: публичной и частной, соответственно, было и деление вещей. В доктрине римского права отмечали: считается, что публичные вещи принадлежат только объединению людей и никому из них <2>. Истоки права собственности были заложены при создании Рима, когда государство и его институты получили земли <3>, часть земель была в частном наследственном обладании индивидов. В этот период (и несколько позднее в Законах XII таблиц <4>) для описания принадлежности вещей не использовался термин dominium. Первоначально публичное обладание вещами описывалось не специальным термином, а путем перечисления прав <5>. При введении указанного термина он обозначал права на вещи и лишь в конце республиканского периода (с I в. н.э.) стал обозначать собственность. Расширение территории Римского государства, связанное с завоеванием соседних земель, привело к расширению публичного обладания вещами, земля в провинциях принадлежала государству. В описываемый период в понимании государства еще не выделялись аспекты властного образования и субъекта частных прав. Российские ученые полагают, что до второй половины республики участие государства в правовых отношениях оставалось в сфере публичного права <6>. Отметим, что в сфере публичного права находилось частное пользование публичным имуществом. Отношения, связанные с переходом прав на имущество между частным лицом и государством, не были в сфере частного права. Приведенное преобладание публичного права в отношениях собственности существовало, когда не было разработано правовое понятие права собственности (dominium). После формирования понятия правосубъектность государства изменилась, оно начинает участвовать в частноправовых отношениях определенным имуществом <7>. Обладание государством рабами было в сфере частного права. Но к государству не применялся термин "лицо", который был исключительно частноправовым понятием, поэтому в гражданском праве отсутствовало представление о публично-правовой личности, союзные образования как субъекты права были только в публичном праве. Представление о государстве как лице в частных отношениях сформировалось в императорский период, когда было разработано учение о едином понятии собственности и исчез дуализм собственности <8>. Римское государство в частной сфере не было юридическим лицом, его частноправовая правосубъектность формировалась независимо от представлений о юридических лицах. Гай признавал, что право существует для людей, последние являются действительным субъектом права. Однако потребность защиты имущественных интересов публичных образований привела к формированию гражданской правосубъектности государства и муниципий. Внутренние публичные отношения в этих образованиях не имели существенного значения для внешних имущественных отношений. Ученые полагали, что на одну часть публичного имущества было распространено право частной собственности государства, такое имущество стало res privatae государства. Другая часть осталась для общественного пользования (публичные дороги, реки, бани и т.д.), оно сохранило первоначальное правовое положение, и им мог пользоваться каждый человек в пределах его назначения <9>. Пока публичное имущество находилось в таком пользовании, оно не могло быть объектом права собственности и частноправовых отношений.
Нормативные акты
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)Необходимо отметить, что положения пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации распространяются как на земельные участки частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
(утв. Минэкономразвития России)Необходимо отметить, что положения пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации распространяются как на земельные участки частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральный закон от 30.04.2021 N 120-ФЗ
(ред. от 05.12.2022)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"3) заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
(ред. от 05.12.2022)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"3) заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;