Объекты общественно-делового назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты общественно-делового назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о неправомерном применении при исчислении налога среднегодовой, а не из кадастровой стоимости объектов недвижимости. По мнению налогового органа, принадлежащие налогоплательщику объекты недвижимости согласно п. 2 ст. 378.2 НК РФ и принятому в его исполнение постановлению правительства Пермского края от 25.11.2020 N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" относятся к имуществу, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость. Более того, спорные помещения расположены в торгово-офисных зданиях, которые также включены в указанный перечень. Общество оспорило доначисление, указав, что спорные объекты не отвечают признакам административно-делового центра с экономической точки зрения: данные объекты недвижимости не приносят самостоятельного дохода, их использование возможно только по функциональному назначению. Само по себе нахождение спорных объектов в пределах зданий, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не исключает возможности в отношении рассматриваемых объектов исчислять налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости. Помещения, находящиеся в собственности общества, относятся к объектам электроэнергетики, в связи с чем отсутствуют основания предполагать рост их потенциальной доходности, так как они не используются и не могут быть использованы в качестве офисно-торговой недвижимости. Суд установил, что находящиеся в собственности налогоплательщика помещения осуществляют передачу энергии, необходимой для функционирования торгово-офисных зданий. Видами разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, являются "общественно-деловое назначение" и "жилая застройка". Поскольку принадлежащие обществу помещения находятся в зданиях, включенных в перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, общество должно уплачивать налог исходя из кадастровой, а не среднегодовой стоимости помещений. Налог на имущество доначислен обоснованно.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на имущество, сделав вывод о неправомерном применении при исчислении налога среднегодовой, а не из кадастровой стоимости объектов недвижимости. По мнению налогового органа, принадлежащие налогоплательщику объекты недвижимости согласно п. 2 ст. 378.2 НК РФ и принятому в его исполнение постановлению правительства Пермского края от 25.11.2020 N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" относятся к имуществу, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость. Более того, спорные помещения расположены в торгово-офисных зданиях, которые также включены в указанный перечень. Общество оспорило доначисление, указав, что спорные объекты не отвечают признакам административно-делового центра с экономической точки зрения: данные объекты недвижимости не приносят самостоятельного дохода, их использование возможно только по функциональному назначению. Само по себе нахождение спорных объектов в пределах зданий, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не исключает возможности в отношении рассматриваемых объектов исчислять налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости. Помещения, находящиеся в собственности общества, относятся к объектам электроэнергетики, в связи с чем отсутствуют основания предполагать рост их потенциальной доходности, так как они не используются и не могут быть использованы в качестве офисно-торговой недвижимости. Суд установил, что находящиеся в собственности налогоплательщика помещения осуществляют передачу энергии, необходимой для функционирования торгово-офисных зданий. Видами разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, являются "общественно-деловое назначение" и "жилая застройка". Поскольку принадлежащие обществу помещения находятся в зданиях, включенных в перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, общество должно уплачивать налог исходя из кадастровой, а не среднегодовой стоимости помещений. Налог на имущество доначислен обоснованно.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие уполномоченного органа, выразившееся в невключении здания налогоплательщика в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Уполномоченный орган полагал, что площадь офисных помещений в здании, на которые осуществляется свободный доступ неограниченного круга лиц, составляет менее 20 процентов, а размещение здания на земельном участке с разрешенным видом использования "Многофункциональные деловые и обслуживающие здания; для объектов общественно-делового значения" прямо не свидетельствует о том, что такой участок предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения в смысле, придаваемом положениями ст. 378.2 НК РФ. Налогоплательщик считал, что при расчете офисной площади необходимо учитывать такие помещения, как переговорные, отделы по работе с клиентами, отделы обслуживания физических лиц в цифровых каналах, отделы телефонного обслуживания, отделы по рассмотрению обращений клиентов и т.д., оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой и используемые для административной деятельности, независимо от возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к таким помещениям. Также общество настаивало, что один из видов разрешенного использования земельного участка ("Многофункциональные деловые и обслуживающие здания") предусматривает размещение зданий делового или коммерческого назначения. Суд пришел к выводу, что в данном случае вид разрешенного использования и назначение спорного здания и земельного участка под ним не являются достаточными для включения в перечень. Однако, учитывая, что помещения, в которые не обеспечивается доступ неограниченного круга физических и юридических лиц, могут быть отнесены к офисам, размер площади офисов определен неверно. С учетом перерасчета площади офисов суд пришел к выводу, что здание должно быть включено в перечень.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие уполномоченного органа, выразившееся в невключении здания налогоплательщика в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Уполномоченный орган полагал, что площадь офисных помещений в здании, на которые осуществляется свободный доступ неограниченного круга лиц, составляет менее 20 процентов, а размещение здания на земельном участке с разрешенным видом использования "Многофункциональные деловые и обслуживающие здания; для объектов общественно-делового значения" прямо не свидетельствует о том, что такой участок предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения в смысле, придаваемом положениями ст. 378.2 НК РФ. Налогоплательщик считал, что при расчете офисной площади необходимо учитывать такие помещения, как переговорные, отделы по работе с клиентами, отделы обслуживания физических лиц в цифровых каналах, отделы телефонного обслуживания, отделы по рассмотрению обращений клиентов и т.д., оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой и используемые для административной деятельности, независимо от возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к таким помещениям. Также общество настаивало, что один из видов разрешенного использования земельного участка ("Многофункциональные деловые и обслуживающие здания") предусматривает размещение зданий делового или коммерческого назначения. Суд пришел к выводу, что в данном случае вид разрешенного использования и назначение спорного здания и земельного участка под ним не являются достаточными для включения в перечень. Однако, учитывая, что помещения, в которые не обеспечивается доступ неограниченного круга физических и юридических лиц, могут быть отнесены к офисам, размер площади офисов определен неверно. С учетом перерасчета площади офисов суд пришел к выводу, что здание должно быть включено в перечень.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории: проблема идентификации публичных нужд
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)Ключевым в рассматриваемом споре был вывод об отсутствии необходимости утверждения проекта планировки территории для изъятия земельных участков в целях КРТ. Однако судебное обоснование допустимости изъятия со ссылкой на положения генерального плана г. Москвы не вполне однозначно. В частности, суд указал, что изымаемые земельные участки отнесены к территории реорганизации, подлежащей комплексному преобразованию, а также включены в границы зоны формирования градостроительных комплексов и развития архитектурно-пространственного силуэта города. Также из анализа картографических материалов следует, что земельные участки вошли в зону планируемого размещения объектов капитального строительства общественно-делового назначения в составе монофункциональных общественных зон. Кроме того, часть земельных участков отнесены к зоне планируемого размещения объектов капитального строительства производственного назначения в составе многофункциональных общественных зон.
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)Ключевым в рассматриваемом споре был вывод об отсутствии необходимости утверждения проекта планировки территории для изъятия земельных участков в целях КРТ. Однако судебное обоснование допустимости изъятия со ссылкой на положения генерального плана г. Москвы не вполне однозначно. В частности, суд указал, что изымаемые земельные участки отнесены к территории реорганизации, подлежащей комплексному преобразованию, а также включены в границы зоны формирования градостроительных комплексов и развития архитектурно-пространственного силуэта города. Также из анализа картографических материалов следует, что земельные участки вошли в зону планируемого размещения объектов капитального строительства общественно-делового назначения в составе монофункциональных общественных зон. Кроме того, часть земельных участков отнесены к зоне планируемого размещения объектов капитального строительства производственного назначения в составе многофункциональных общественных зон.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Выделяемые в границах видовых объектов части именуются в законодательстве зонами, подзонами или территориальными зонами. Так, в пределах земель сельскохозяйственного назначения такими частями, например, являются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья; в составе земель специального назначения - земли энергетики, транспорта и др. В границах населенных пунктов определяются жилые, общественно-деловые, производственные и иные зоны, именуемые территориальными зонами; при этом в составе данных (территориальных) зон также могут выделяться зоны, например, в общественно-деловые зоны входят зоны делового и общественного назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, общественно-деловые зоны иных видов (ст. 35 ГрК РФ).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Выделяемые в границах видовых объектов части именуются в законодательстве зонами, подзонами или территориальными зонами. Так, в пределах земель сельскохозяйственного назначения такими частями, например, являются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья; в составе земель специального назначения - земли энергетики, транспорта и др. В границах населенных пунктов определяются жилые, общественно-деловые, производственные и иные зоны, именуемые территориальными зонами; при этом в составе данных (территориальных) зон также могут выделяться зоны, например, в общественно-деловые зоны входят зоны делового и общественного назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, общественно-деловые зоны иных видов (ст. 35 ГрК РФ).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)11. В случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются исходя из этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении), при условии обеспечения финансирования экономически обоснованных затрат правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения, связанных с осуществлением на каждом этапе мероприятий по подключению (технологическому присоединению) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с графиком оплаты указанных мероприятий, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении).
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)11. В случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются исходя из этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении), при условии обеспечения финансирования экономически обоснованных затрат правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения, связанных с осуществлением на каждом этапе мероприятий по подключению (технологическому присоединению) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с графиком оплаты указанных мероприятий, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении).
Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"67. В случае строительства, реконструкции объектов жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливаются соглашением сторон договора о подключении исходя из графика выполнения работ и этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции сетей газораспределения, предусмотренных договором о подключении.
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"67. В случае строительства, реконструкции объектов жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливаются соглашением сторон договора о подключении исходя из графика выполнения работ и этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции сетей газораспределения, предусмотренных договором о подключении.