Объекты туристского показа
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты туристского показа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить договор об оказании услуг физическому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)сводной информации о туристическом продукте, утвержденной директором ООО "Альфа" Сергеевым А.А. 18.07.2025 (включая правила въезда и выезда из Республики Кения; сведения о необходимых документах; об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды; о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых ограничительных мер; об опасностях и необходимости проходить профилактику в связи с повышенным риском инфекционных заболеваний; о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья; о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в случае отсутствия у туриста соответствующего страхового полиса; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия); о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в Республике Кения; о национальных и религиозных особенностях Республики Кения; об обеспечении экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма и о порядке обращения за экстренной помощью).
(КонсультантПлюс, 2025)сводной информации о туристическом продукте, утвержденной директором ООО "Альфа" Сергеевым А.А. 18.07.2025 (включая правила въезда и выезда из Республики Кения; сведения о необходимых документах; об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды; о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых ограничительных мер; об опасностях и необходимости проходить профилактику в связи с повышенным риском инфекционных заболеваний; о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья; о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в случае отсутствия у туриста соответствующего страхового полиса; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия); о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в Республике Кения; о национальных и религиозных особенностях Республики Кения; об обеспечении экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма и о порядке обращения за экстренной помощью).
Статья: Стрит-арты как объекты городского экскурсионного туризма (на примере муралов города Караганды)
(Мамраева Д.Г., Торжанова Д.А., Гребенюк Д.Д.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)В данной статье авторами представлен сравнительный анализ объектов городского уличного искусства, таких как граффити, муралы, паблик-арты, арт-инсталляции, монументальная живопись; также исследована структура поисковых запросов интернет-пользователей на основе данных сервиса Google Trends в Республике Казахстан (в разрезе областей). На примере зарубежного опыта проведен контент-анализ платформы izi.Travel на предмет наличия городских экскурсий по стрит-арт-объектам на русском и английском языках, в том числе по граффити и муралам на территории различных туристских дестинаций. Авторами отмечается особая роль муралов в формировании облика современного города, приводятся примеры мировых практик туров по городским арт-объектам, объясняется значение и тематика наиболее популярных стрит-артов, особое внимание уделено муралам как самостоятельным объектам туристского показа. В работе отражены нитки маршрутов по муралам города Караганды (Центральный Казахстан), представленным на платформе izi.Travel, которые на современном этапе развития являются не только значимой частью облика города, но и вызывают особый интерес со стороны туристов, находят отклик у местных жителей, отражают компоненты и элементы богатой национальной истории и культурного наследия.
(Мамраева Д.Г., Торжанова Д.А., Гребенюк Д.Д.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)В данной статье авторами представлен сравнительный анализ объектов городского уличного искусства, таких как граффити, муралы, паблик-арты, арт-инсталляции, монументальная живопись; также исследована структура поисковых запросов интернет-пользователей на основе данных сервиса Google Trends в Республике Казахстан (в разрезе областей). На примере зарубежного опыта проведен контент-анализ платформы izi.Travel на предмет наличия городских экскурсий по стрит-арт-объектам на русском и английском языках, в том числе по граффити и муралам на территории различных туристских дестинаций. Авторами отмечается особая роль муралов в формировании облика современного города, приводятся примеры мировых практик туров по городским арт-объектам, объясняется значение и тематика наиболее популярных стрит-артов, особое внимание уделено муралам как самостоятельным объектам туристского показа. В работе отражены нитки маршрутов по муралам города Караганды (Центральный Казахстан), представленным на платформе izi.Travel, которые на современном этапе развития являются не только значимой частью облика города, но и вызывают особый интерес со стороны туристов, находят отклик у местных жителей, отражают компоненты и элементы богатой национальной истории и культурного наследия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2086
(ред. от 15.10.2025)
"Об утверждении Правил определения национальных туристских маршрутов"12. На национальном туристском маршруте должно быть обеспечено своевременное предоставление необходимой, достоверной и полной информации о туристском маршруте, объектах туристского показа и других объектах туристской инфраструктуры (средства размещения, предприятия (объекты) общественного питания, объекты придорожного сервиса, объекты торговли и т.д.), а также о туристских услугах, предоставляемых на туристском маршруте.
(ред. от 15.10.2025)
"Об утверждении Правил определения национальных туристских маршрутов"12. На национальном туристском маршруте должно быть обеспечено своевременное предоставление необходимой, достоверной и полной информации о туристском маршруте, объектах туристского показа и других объектах туристской инфраструктуры (средства размещения, предприятия (объекты) общественного питания, объекты придорожного сервиса, объекты торговли и т.д.), а также о туристских услугах, предоставляемых на туристском маршруте.
Статья: Особенности развития новых территориальных субкластеров Сочинской курортной агломерации в стратегический период
(Онищенко Е.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Полагаем, что для Сочинской курортной агломерации определение необходимых критериев устойчивости для ее оценки и мониторинга является весьма важной и актуальной задачей, требующей серьезного рассмотрения и решения. Этот вопрос тесно взаимосвязан с созданием глобально конкурентоспособного курортно-туристского продукта, и не только целостного, но и в рамках его субкластеров. К сожалению, на сегодняшний день мы не можем четко охарактеризовать его существующие формы и параметры. Начатая работа по созданию базы данных туристско-рекреационных ресурсов Сочинской агломерации в разрезе ее территориальных субкластеров (табл. 1), с учетом имеющейся инфраструктуры, позволила пока экспертно выделить в каждом из них перспективные виды туризма в стратегический период (табл. 2) и определить ряд первоочередных мероприятий научно-исследовательского характера: 1) определение необходимых критериев устойчивости Сочи как курортно-туристского центра интеллектуального и физического здоровья; 2) инвентаризация туристского потенциала Сочинской агломерации, создание баз данных и системы мониторинга туристско-рекреационных ресурсов с разбивкой по каждому пространственному округу; 3) оцифровка туристско-рекреационных ресурсов на основе формирования курортно-туристской цифровой экосистемы Сочинской агломерации; 4) определение рекреационной и экологической емкостей в рамках новых пространственных округов с соблюдением ограничений для инвестиционных проектов; 5) выявление наиболее значимых объектов туристского показа по каждому пространственному округу, оценка их состояния; определение пропускной способности объектов туристского показа; 6) проработка вопроса обеспечения сопутствующей туристской инфраструктуры в важных "реперных" точках формируемых туров; 7) определение круга участников, вовлекаемых в формирование туристских маршрутов и туров, в том числе перспективных региональных и межрегиональных; 8) внедрение сквозных цифровых технологий в тур-продукты (примеры создания таких продуктов пока локальны, но уже имеются: интерактивный музей археологии с дополненной реальностью в "Роза Хутор", интерактивный музей Вселенной Гарри Поттера в Сочи); 9) разработка единой маркетинговой политики, формирование сбалансированного турпродуктового портфеля Сочинской агломерации, мониторинг жизненных циклов продуктов по каждому виду туризма, расширение ее информационного пространства посредством зонтичного бренда и коммуникационных инструментов продвижения.
(Онищенко Е.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Полагаем, что для Сочинской курортной агломерации определение необходимых критериев устойчивости для ее оценки и мониторинга является весьма важной и актуальной задачей, требующей серьезного рассмотрения и решения. Этот вопрос тесно взаимосвязан с созданием глобально конкурентоспособного курортно-туристского продукта, и не только целостного, но и в рамках его субкластеров. К сожалению, на сегодняшний день мы не можем четко охарактеризовать его существующие формы и параметры. Начатая работа по созданию базы данных туристско-рекреационных ресурсов Сочинской агломерации в разрезе ее территориальных субкластеров (табл. 1), с учетом имеющейся инфраструктуры, позволила пока экспертно выделить в каждом из них перспективные виды туризма в стратегический период (табл. 2) и определить ряд первоочередных мероприятий научно-исследовательского характера: 1) определение необходимых критериев устойчивости Сочи как курортно-туристского центра интеллектуального и физического здоровья; 2) инвентаризация туристского потенциала Сочинской агломерации, создание баз данных и системы мониторинга туристско-рекреационных ресурсов с разбивкой по каждому пространственному округу; 3) оцифровка туристско-рекреационных ресурсов на основе формирования курортно-туристской цифровой экосистемы Сочинской агломерации; 4) определение рекреационной и экологической емкостей в рамках новых пространственных округов с соблюдением ограничений для инвестиционных проектов; 5) выявление наиболее значимых объектов туристского показа по каждому пространственному округу, оценка их состояния; определение пропускной способности объектов туристского показа; 6) проработка вопроса обеспечения сопутствующей туристской инфраструктуры в важных "реперных" точках формируемых туров; 7) определение круга участников, вовлекаемых в формирование туристских маршрутов и туров, в том числе перспективных региональных и межрегиональных; 8) внедрение сквозных цифровых технологий в тур-продукты (примеры создания таких продуктов пока локальны, но уже имеются: интерактивный музей археологии с дополненной реальностью в "Роза Хутор", интерактивный музей Вселенной Гарри Поттера в Сочи); 9) разработка единой маркетинговой политики, формирование сбалансированного турпродуктового портфеля Сочинской агломерации, мониторинг жизненных циклов продуктов по каждому виду туризма, расширение ее информационного пространства посредством зонтичного бренда и коммуникационных инструментов продвижения.
Информация: В России хотят дать право регионам вводить с 2025 года туристический сбор и направлять его на инфраструктуру для туристов
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2024)"Как крупнейший гостиничный оператор в России, мы уверены, что такой подход поможет сохранить баланс между интересами местных жителей и гостей и будет способствовать дальнейшему развитию комфортного и насыщенного впечатлениями отдыха на всей территории России. Мы всегда поддерживаем и позитивно оцениваем инициативы государства, которые направлены на создание и развитие туристической инфраструктуры в регионах. На наш взгляд, введение туристического сбора будет способствовать улучшению не только объектов туристического показа, но и повышению качества туристической инфраструктуры около гостиниц и отелей. Кроме того, подобная инициатива - это повсеместная международная практика с доказанным положительным влиянием на развитие локальной туристической инфраструктуры, что немаловажно для путешественников. Очень рассчитываем, что подход по внедрению этой инициативы в ряде регионов будет сбалансированным", - отметил президент Cosmos Hotel Group Александр Биба.
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2024)"Как крупнейший гостиничный оператор в России, мы уверены, что такой подход поможет сохранить баланс между интересами местных жителей и гостей и будет способствовать дальнейшему развитию комфортного и насыщенного впечатлениями отдыха на всей территории России. Мы всегда поддерживаем и позитивно оцениваем инициативы государства, которые направлены на создание и развитие туристической инфраструктуры в регионах. На наш взгляд, введение туристического сбора будет способствовать улучшению не только объектов туристического показа, но и повышению качества туристической инфраструктуры около гостиниц и отелей. Кроме того, подобная инициатива - это повсеместная международная практика с доказанным положительным влиянием на развитие локальной туристической инфраструктуры, что немаловажно для путешественников. Очень рассчитываем, что подход по внедрению этой инициативы в ряде регионов будет сбалансированным", - отметил президент Cosmos Hotel Group Александр Биба.
Статья: Уголовная ответственность организаторов туризма за небезопасные туристические услуги (ст. 238 УК РФ): признаки субъекта преступления в правоприменительной практике
(Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 3)<8> Согласно ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
(Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 3)<8> Согласно ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
Статья: Правовое регулирование популяризации объектов культурного наследия на цифровых платформах как средство развития туризма в России
(Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 4)Необходимо обратить внимание, что вышеуказанный Федеральный закон говорит о популяризации, но определения не дает. Вместе с тем дефиницию "популяризация" можно увидеть в некоторых правовых актах, регулирующих отношения по охране культурного наследия в регионах нашей страны. В качестве примера приведем решение Совета депутатов городского поселения Руза от 28 мая 2009 г. N 277/47 <3>, в котором разъяснено, что популяризация объектов культурного наследия представляет собой мероприятия, направленные на обеспечение общественной доступности и восприятия объектов культурного наследия, духовно-нравственное и эстетическое воспитание физических лиц, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также иные мероприятия, способствующие реализации охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Все это можно назвать туристскими ресурсами, которые в силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <4> представляют собой исторические, социально-культурные, природные и иные объекты туристского показа, в том числе те, которые способны удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
(Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 4)Необходимо обратить внимание, что вышеуказанный Федеральный закон говорит о популяризации, но определения не дает. Вместе с тем дефиницию "популяризация" можно увидеть в некоторых правовых актах, регулирующих отношения по охране культурного наследия в регионах нашей страны. В качестве примера приведем решение Совета депутатов городского поселения Руза от 28 мая 2009 г. N 277/47 <3>, в котором разъяснено, что популяризация объектов культурного наследия представляет собой мероприятия, направленные на обеспечение общественной доступности и восприятия объектов культурного наследия, духовно-нравственное и эстетическое воспитание физических лиц, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также иные мероприятия, способствующие реализации охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Все это можно назвать туристскими ресурсами, которые в силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <4> представляют собой исторические, социально-культурные, природные и иные объекты туристского показа, в том числе те, которые способны удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.