Обеспечение лекарствами онкобольных

Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение лекарствами онкобольных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2024 N 14АП-3083/2024 по делу N А66-11207/2020
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.
Оснований не согласиться с определенным учреждением уровнем риска ВТЭО не имеется. Ссылки общества на Практические рекомендации по профилактике и лечению тромбоэмболических осложнений у онкологических больных RUSSCO (2020) выявленное нарушение не подтверждают, поскольку указанная в данных рекоментациях таблица 5 с факторами риска по шкале Khorana для прогнозирования риска развития ВТЭО у онкологических больных, получающих противоопухолевую лекарственную терапию, полностью соответствует таблице факторов риска и относящихся к ним баллов, примененной учреждением при оценке риска ВТЭО спорному пациенту. Данная таблица значения Д-димера и фибриногена не содержит. По тексту практических рекомендаций значения фибриногена > 400 мг/мл отнесены к факторам риска, но не указаны как факторы высокого риска, требующего назначения медикаментозной профилактики, в пункте 5.2 данных рекомендаций в составе перечня факторов высокого риска ВТЭО показатель фибриногена не упомянут.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Повышение юридической грамотности в процессе оказания медицинской помощи как гарантия защиты прав субъектов медицинских правоотношений
(Ткачева Н.Н.)
("Медицинское право", 2022, N 3)
Так, в один из судов Московской области обратился прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ. Основанием для обращения в суд явилось нарушение прав онкобольного, который перестал получать препарат, необходимый для него по жизненным показаниям. Суть иска - признать бездействие онкодиспансера незаконным, взыскать с ответчика в пользу онкобольного суммы на приобретение лекарственного средства. Онкодиспансер возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что в Областной бюджет не заложена указанная статья расходов и процедура получения лекарственного препарата была также нарушена. Тем не менее гражданин доказал в суде, что приобрел лекарство для своих нужд и применял его по назначению, а ответчик не представил доказательств иного. Пациент соблюдал режим самоизоляции в период пандемии, и суд посчитал, что риски, связанные с применением этого лекарства в домашних условиях, не в стационаре, - меньше, чем если бы гражданин, нарушая режим самоизоляции, ездил в другое медицинское учреждение для получения необходимого лечения, подвергая себя риску заразиться. Факторы риска не ведут к негативной ситуации, но оцениваются как возможность их наступления, т.е. обоснованно повышают риски. Суд учел экстраординарный режим из-за эпидемии и удовлетворил требования прокурора, подавшего исковое заявление в интересах онкобольного.
Статья: Реализация принципов обязательного медицинского страхования в контексте финансового обеспечения предоставления бесплатной медицинской помощи: тенденции судебной практики
(Малышева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)
Один из важных принципов обязательного медицинского страхования - создание условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи, которая предоставляется в рамках программ ОМС <8>. Оказание качественной медицинской помощи не является возможным без лекарственного сопровождения. Интересной и достаточно противоречивой является судебная практика по спорам относительно приобретения, предоставления или списания лекарственных средств. Так, медицинское учреждение списало фактически не использованные лекарственные средства с истекшим или подходящим к концу сроком годности. Территориальный фонд утверждал, что данные действия являются нецелевым расходованием средств ОМС, так как не достигнута конечная цель закупки лекарственных средств - химиотерапевтических препаратов на сумму 20 521 677,60 руб., что выразилось в том, что застрахованные лица не были обеспечены медикаментами на указанную выше сумму. Суд первой инстанции и Двадцать первый арбитражный апелляционный суд встали на сторону медицинской организации и указали, что препараты были закуплены на конкретные цели с учетом специфики лечебного процесса в отношении отдельных категорий пациентов, которые нуждаются в конкретных дозах препарата при назначении определенных схем лечения (лечение онкобольных пациентов), указанные цели достигнуты в ходе расходования препаратов, а списание остатков связано с невозможностью иным образом целесообразно организовать их расход на пациентов <9>.

Нормативные акты

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110
(ред. от 24.11.2021)
"О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания"
(вместе с "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-88 "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 107-1/у "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-04 (л) "Рецепт" и формы N 148-1/у-06 (л) "Рецепт", "Инструкцией о порядке назначения лекарственных препаратов", "Инструкцией о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных", "Инструкцией о порядке назначения и выписывания изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов" и "Инструкцией о порядке хранения рецептурных бланков")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2007 N 9364)
2.4. Выписывание рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, осуществляется:
"Перечень поручений по итогам совещания с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции"
(утв. Президентом РФ 09.05.2020 N Пр-790)
6. Минздраву России совместно с Росздравнадзором и с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять мониторинг (контроль) доступности медицинской помощи больным хроническими заболеваниями, в том числе сердечно-сосудистыми и онкологическими, и обеспечения больных и медицинских организаций необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.