Обеспечение жильем чернобыльцев
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение жильем чернобыльцев (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 13 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Судом установлено, что Н.Н. является участником ликвидации в 1957 году последствий аварии на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные ч. 3 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе право на обеспечение жилым помещением."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции указал, что необходимым условием для получения меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является проживание либо рождение заявителя в зоне проживания с правом на отселение или отселение в период с 30 июня 1986 года до 1 января 1994 года. Поскольку истец на момент аварии не проживал и не находился в состоянии внутриутробного развития на территории зоны отселения, он не относится к категории граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 13 Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зарубежный опыт правового регулирования и реализации конституционных ценностей
(Мужиченко А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)Так, одной из конституционных ценностей, единогласно выделяемой в научной литературе, выступают права и свободы человека и гражданина. Отдельными положениями федерального законодательства права, предоставленные человеку Конституцией РФ, конкретизируются. Акты Конституционного Суда РФ по толкованию конституционных положений можно рассматривать в качестве особого инструмента, обеспечивающего эффективность их применения и реализации. Например, одним из постановлений Конституционного Суда РФ такое право граждан, как право на жилище (которое в том числе выражено в предоставлении права на получение жилья лицами, пострадавшими в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС), было распространено и на лиц, которые на момент аварии на Чернобыльской АЭС еще не были рождены, а находились в утробе матери <5>.
(Мужиченко А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)Так, одной из конституционных ценностей, единогласно выделяемой в научной литературе, выступают права и свободы человека и гражданина. Отдельными положениями федерального законодательства права, предоставленные человеку Конституцией РФ, конкретизируются. Акты Конституционного Суда РФ по толкованию конституционных положений можно рассматривать в качестве особого инструмента, обеспечивающего эффективность их применения и реализации. Например, одним из постановлений Конституционного Суда РФ такое право граждан, как право на жилище (которое в том числе выражено в предоставлении права на получение жилья лицами, пострадавшими в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС), было распространено и на лиц, которые на момент аварии на Чернобыльской АЭС еще не были рождены, а находились в утробе матери <5>.
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Необходимо учитывать, что еще до включения термина "социальная защита" в текст Конституции РСФСР он применялся в законодательстве как обозначающий более широкую по сравнению с традиционным социальным обеспечением систему мер. Так, Закон СССР от 12 мая 1991 г. N 2146-1 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы" предусматривал компенсации и льготы, не только имеющие социально-обеспечительную направленность (в частности, снижение пенсионного возраста, специальные правила обеспечения пособиями по социальному страхованию и т.п.), но и касающиеся регламентации трудовых отношений (например, дополнительные отпуска, преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников и т.д.), обеспечения жильем (в том числе путем предоставления беспроцентных ссуд на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство), получения образования (преимущественное право поступления в вузы, внеочередное обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях) и т.д. По аналогичной схеме строится система социальной защиты указанных категорий граждан и в Законе РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Необходимо учитывать, что еще до включения термина "социальная защита" в текст Конституции РСФСР он применялся в законодательстве как обозначающий более широкую по сравнению с традиционным социальным обеспечением систему мер. Так, Закон СССР от 12 мая 1991 г. N 2146-1 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы" предусматривал компенсации и льготы, не только имеющие социально-обеспечительную направленность (в частности, снижение пенсионного возраста, специальные правила обеспечения пособиями по социальному страхованию и т.п.), но и касающиеся регламентации трудовых отношений (например, дополнительные отпуска, преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников и т.д.), обеспечения жильем (в том числе путем предоставления беспроцентных ссуд на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство), получения образования (преимущественное право поступления в вузы, внеочередное обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях) и т.д. По аналогичной схеме строится система социальной защиты указанных категорий граждан и в Законе РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
(Извлечение)Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
(Извлечение)Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.
Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153
(ред. от 22.04.2024)
"Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"б) в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц процессных мероприятий - гражданам, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
(ред. от 22.04.2024)
"Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"б) в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц процессных мероприятий - гражданам, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;