Обобщение судебной практике по назначению наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Обобщение судебной практике по назначению наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дефекты в деятельности органов транспортной юстиции в 1940 - 1950-е гг.
(Шкаревский Д.Н.)
("Lex russica", 2020, N 5)Массовый характер имели ошибки в организационной работе, делопроизводстве, а также нарушение правил секретного делопроизводства. Так, в 1942 г. отмечалось, что многие трибуналы "вели свою работу замкнуто". Рассматривали практически все дела "не на производстве в присутствии рабочих и служащих транспорта, а в помещении трибунала" <47>. Нередко указывалось на "пренебрежительное и нерадивое отношение многих членов военных трибуналов к тщательной подготовке к рассмотрению дел, подлежащих судебному разбирательству... Перед рассмотрением дела они не выясняют особенностей и степени распространенности нарушений на том участке дороги, где совершено преступление. В результате этого рассмотрение дела и назначение меры наказания проводится без учета этих особенностей и производственные недостатки вскрываются трибуналами крайне недостаточно". Обобщение судебной практики по делам об авариях и крушениях "проводилось трибуналами от случая к случаю, поверхностно". Кроме этого, "многие ВТ не знают действительного положения на дорогах и не ставят перед руководством и политотделами дорог, обкомами партии вытекающих из судебной практики вопросов для улучшения работы на дороге... Значительная часть ВТ еще недостаточно и неудовлетворительно выполняют свои обязанности, заключающиеся не только в борьбе с конкретными преступниками и совершенными ими преступлениями, но и в деятельном участии ВТ в устранении условий, способствующих этим преступлениям, а также в установлении такой обстановки на дороге, которая исключала бы причины крушений и аварий" <48>. Повсеместным было отсутствие плановости в работе военных трибуналов и прокуратур на транспорте <49>.
(Шкаревский Д.Н.)
("Lex russica", 2020, N 5)Массовый характер имели ошибки в организационной работе, делопроизводстве, а также нарушение правил секретного делопроизводства. Так, в 1942 г. отмечалось, что многие трибуналы "вели свою работу замкнуто". Рассматривали практически все дела "не на производстве в присутствии рабочих и служащих транспорта, а в помещении трибунала" <47>. Нередко указывалось на "пренебрежительное и нерадивое отношение многих членов военных трибуналов к тщательной подготовке к рассмотрению дел, подлежащих судебному разбирательству... Перед рассмотрением дела они не выясняют особенностей и степени распространенности нарушений на том участке дороги, где совершено преступление. В результате этого рассмотрение дела и назначение меры наказания проводится без учета этих особенностей и производственные недостатки вскрываются трибуналами крайне недостаточно". Обобщение судебной практики по делам об авариях и крушениях "проводилось трибуналами от случая к случаю, поверхностно". Кроме этого, "многие ВТ не знают действительного положения на дорогах и не ставят перед руководством и политотделами дорог, обкомами партии вытекающих из судебной практики вопросов для улучшения работы на дороге... Значительная часть ВТ еще недостаточно и неудовлетворительно выполняют свои обязанности, заключающиеся не только в борьбе с конкретными преступниками и совершенными ими преступлениями, но и в деятельном участии ВТ в устранении условий, способствующих этим преступлениям, а также в установлении такой обстановки на дороге, которая исключала бы причины крушений и аварий" <48>. Повсеместным было отсутствие плановости в работе военных трибуналов и прокуратур на транспорте <49>.
Статья: Пенализационный уровень обеспечения защищенности исторического и культурного наследия Российской Федерации
(Халиков И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 9)Во-первых, практическая пенализация, реализуемая в деятельности сотрудников правоохранительных органов, в зависимости от различного рода объективных обстоятельств способна скорректировать карательную практику государства, в том числе в части квалификации отдельной группы преступлений - в отношении исторического и культурного наследия. К числу объективных обстоятельств следует отнести: потребность со стороны общества в уголовно-правовой охране элементов историко-культурного наследия, а также существующую в стране (отдельном регионе) динамику противоправного поведения, доступного для выявления и расследования. Они в определенной степени носят и политический характер. Государство, учитывая судейский корпоративный интерес, выраженный в решениях Верховного Суда РФ, обобщениях применения уголовного закона в регионах (городах и районах), создает практику назначения наказаний, в том числе за отдельные противоправные деяния. Благодаря этому происходит практическая реализация уголовно-правовой политики.
(Халиков И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 9)Во-первых, практическая пенализация, реализуемая в деятельности сотрудников правоохранительных органов, в зависимости от различного рода объективных обстоятельств способна скорректировать карательную практику государства, в том числе в части квалификации отдельной группы преступлений - в отношении исторического и культурного наследия. К числу объективных обстоятельств следует отнести: потребность со стороны общества в уголовно-правовой охране элементов историко-культурного наследия, а также существующую в стране (отдельном регионе) динамику противоправного поведения, доступного для выявления и расследования. Они в определенной степени носят и политический характер. Государство, учитывая судейский корпоративный интерес, выраженный в решениях Верховного Суда РФ, обобщениях применения уголовного закона в регионах (городах и районах), создает практику назначения наказаний, в том числе за отдельные противоправные деяния. Благодаря этому происходит практическая реализация уголовно-правовой политики.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)Оценка взысканий, наложенных на осужденного за весь период отбывания наказания, предполагает учет в том числе снятых и погашенных взысканий, против чего, как показало обобщение судебной практики, многие осужденные, имевшие такие взыскания, возражали. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что данное разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации было оспорено в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что статья 117 УИК РФ не регулирует вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением, а статья 79 УК РФ как по ее буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому ей пунктом 6 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, конституционные права заявителей не нарушает (определения от 22 марта 2011 года N 335-О-О, от 25 января 2012 года N 131-О-О). Аналогичная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 25 февраля 2013 года N 275-О.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)Оценка взысканий, наложенных на осужденного за весь период отбывания наказания, предполагает учет в том числе снятых и погашенных взысканий, против чего, как показало обобщение судебной практики, многие осужденные, имевшие такие взыскания, возражали. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что данное разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации было оспорено в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что статья 117 УИК РФ не регулирует вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением, а статья 79 УК РФ как по ее буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому ей пунктом 6 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, конституционные права заявителей не нарушает (определения от 22 марта 2011 года N 335-О-О, от 25 января 2012 года N 131-О-О). Аналогичная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 25 февраля 2013 года N 275-О.
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 4 (2024)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)<2> Для сведения: в 2018 году в Верховном Суде Российской Федерации подготовлено Обобщение практики и правовых позиций международных договорных и внедоговорных органов, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, по вопросам, связанным с защитой прав и свобод лиц при назначении им наказания в виде административного выдворения. Размещено на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в подразделе "Международная практика" за 2018 год раздела "Документы". Режим доступа: URL: https://vsrf.ru/documents/international_practice/27085/.
(подготовлен Верховным Судом РФ)<2> Для сведения: в 2018 году в Верховном Суде Российской Федерации подготовлено Обобщение практики и правовых позиций международных договорных и внедоговорных органов, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, по вопросам, связанным с защитой прав и свобод лиц при назначении им наказания в виде административного выдворения. Размещено на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в подразделе "Международная практика" за 2018 год раздела "Документы". Режим доступа: URL: https://vsrf.ru/documents/international_practice/27085/.