Обоснование невозможности соблюдения
Подборка наиболее важных документов по запросу Обоснование невозможности соблюдения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка с учетом сведений в реестре российского программного обеспечения
(КонсультантПлюс, 2025)Признается нарушением неразмещение заказчиком в ЕИС обоснования невозможности соблюдения ограничений на допуск товаров иностранного происхождения в случае разработки нового программного обеспечения, сведения о котором отсутствуют в реестре российского программного обеспечения
(КонсультантПлюс, 2025)Признается нарушением неразмещение заказчиком в ЕИС обоснования невозможности соблюдения ограничений на допуск товаров иностранного происхождения в случае разработки нового программного обеспечения, сведения о котором отсутствуют в реестре российского программного обеспечения
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка программного обеспечения и услуг по его обслуживанию по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...установлено, что ФГУП... осуществляет деятельность в области обеспечения единства измерений... согласно которым к рабочим компьютерам работников применяются требования об установке определенного программного обеспечения; все методы измерений, испытаний, диагностика приборов и оборудования осуществляются на предприятии в операционной системе Microsoft Windows; установленное оборудование уникальное и несовместимое с программными продуктами, включенными в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин. При этом заказчиком обоснована невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
(КонсультантПлюс, 2025)...установлено, что ФГУП... осуществляет деятельность в области обеспечения единства измерений... согласно которым к рабочим компьютерам работников применяются требования об установке определенного программного обеспечения; все методы измерений, испытаний, диагностика приборов и оборудования осуществляются на предприятии в операционной системе Microsoft Windows; установленное оборудование уникальное и несовместимое с программными продуктами, включенными в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин. При этом заказчиком обоснована невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 24-06-09/98674)Вопрос: О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 24-06-09/98674)Вопрос: О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. В случае если в рамках исполнения контракта предусматривается оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, то заказчику надлежит установить в извещении запрет на допуск иностранного программного обеспечения, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 (далее - Постановление N 1236), либо обосновать невозможность соблюдения такого запрета.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. В случае если в рамках исполнения контракта предусматривается оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, то заказчику надлежит установить в извещении запрет на допуск иностранного программного обеспечения, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 (далее - Постановление N 1236), либо обосновать невозможность соблюдения такого запрета.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875
(ред. от 27.09.2025)
"О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти")в) абзац третий пункта 1, пункты 2 - 2(2), 3 - 5, 9 и Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный указанным постановлением, признать утратившими силу.
(ред. от 27.09.2025)
"О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти")в) абзац третий пункта 1, пункты 2 - 2(2), 3 - 5, 9 и Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный указанным постановлением, признать утратившими силу.
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Таким образом, при проведении указанных закупок заказчикам необходимо устанавливать в извещении о проведении закупки и документации о закупке условия допуска в соответствии с Постановлением N 878 (или размещать в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения) и преференции в соответствии с Приказом N 126н.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Таким образом, при проведении указанных закупок заказчикам необходимо устанавливать в извещении о проведении закупки и документации о закупке условия допуска в соответствии с Постановлением N 878 (или размещать в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения) и преференции в соответствии с Приказом N 126н.
Готовое решение: Как применяется национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ до 31 декабря 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2024)Запреты (ограничения, условия) обязательны к применению, если вы закупаете товар (работу, услугу), который подпадает под их действие, и соответствующим актом Правительства РФ или Минфина России не предусмотрено исключение. Если ваша закупка соответствует установленным исключениям и актами Правительства РФ не установлено иное, разместите в ЕИС обоснование невозможности соблюдения запретов (ограничений) (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2024)Запреты (ограничения, условия) обязательны к применению, если вы закупаете товар (работу, услугу), который подпадает под их действие, и соответствующим актом Правительства РФ или Минфина России не предусмотрено исключение. Если ваша закупка соответствует установленным исключениям и актами Правительства РФ не установлено иное, разместите в ЕИС обоснование невозможности соблюдения запретов (ограничений) (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (сентябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 8)Комиссия УФАС установила, что ввиду нахождения закупаемого оборудования в реестре радиоэлектронной продукции, при выполнении работ по его установке, заказчику необходимо устанавливать условия допуска в соответствии с ПП РФ N 878 или размещать в ЕИС отчет с обоснованием невозможности соблюдения указанного ограничения.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 8)Комиссия УФАС установила, что ввиду нахождения закупаемого оборудования в реестре радиоэлектронной продукции, при выполнении работ по его установке, заказчику необходимо устанавливать условия допуска в соответствии с ПП РФ N 878 или размещать в ЕИС отчет с обоснованием невозможности соблюдения указанного ограничения.
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 6)Указанный товар включен в перечень в соответствии с ПП РФ N 878. Ввиду чего заказчику необходимо установить в извещении о проведении закупки и документации о закупке условия допуска в соответствии с ПП РФ N 878 или разместить на официальном сайте обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 6)Указанный товар включен в перечень в соответствии с ПП РФ N 878. Ввиду чего заказчику необходимо установить в извещении о проведении закупки и документации о закупке условия допуска в соответствии с ПП РФ N 878 или разместить на официальном сайте обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Кроме того, довод Заявителя о том, что в Реестре не содержится сведений о данных видах радиоэлектронной продукции, является несостоятельным, поскольку в случае такого отсутствия в соответствии с пунктом 5 Постановления N 878 необходимо установить обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которое подготавливает заказчик в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим Постановлением, также оно размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Кроме того, довод Заявителя о том, что в Реестре не содержится сведений о данных видах радиоэлектронной продукции, является несостоятельным, поскольку в случае такого отсутствия в соответствии с пунктом 5 Постановления N 878 необходимо установить обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которое подготавливает заказчик в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим Постановлением, также оно размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (август 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В случае невозможности применения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, Постановлением N 1236 определен Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - Обоснование, Порядок).
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В случае невозможности применения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, Постановлением N 1236 определен Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - Обоснование, Порядок).
Статья: Новая модель рассмотрения требований и другие нововведения в банкротстве: что они означают для кредитора
(Смирных А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 1)Закон N 107-ФЗ устанавливает также обязательность заявления требований кредиторов в электронной форме, а п. 19 Постановления N 40 разъясняет, что кредитор, обратившийся с таким требованием на бумажном носителе, должен обосновать невозможность соблюсти электронную форму обращения (это касается и возражений на требования - см. п. 25 Постановления N 40). Но такой подход в целом закрепляет уже существующую практику направления требований в электронной форме, так что принципиальных изменений в этой сфере произойти не должно.
(Смирных А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 1)Закон N 107-ФЗ устанавливает также обязательность заявления требований кредиторов в электронной форме, а п. 19 Постановления N 40 разъясняет, что кредитор, обратившийся с таким требованием на бумажном носителе, должен обосновать невозможность соблюсти электронную форму обращения (это касается и возражений на требования - см. п. 25 Постановления N 40). Но такой подход в целом закрепляет уже существующую практику направления требований в электронной форме, так что принципиальных изменений в этой сфере произойти не должно.
Последние изменения: Ограничение закупок иностранных товаров (работ, услуг) и преимущества для российских товаров (работ, услуг) по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчикам нужно устанавливать ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 или разместить в ЕИС обоснование невозможности их соблюдения, если в энергосервисный контракт входит радиоэлектронная продукция, содержащаяся в Перечне, утвержденном этим Постановлением. Кроме того, если она входит и в перечень к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н, необходимо также установить преференции по данному Приказу в документах о закупке.
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчикам нужно устанавливать ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 или разместить в ЕИС обоснование невозможности их соблюдения, если в энергосервисный контракт входит радиоэлектронная продукция, содержащаяся в Перечне, утвержденном этим Постановлением. Кроме того, если она входит и в перечень к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н, необходимо также установить преференции по данному Приказу в документах о закупке.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (август 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пунктом 1 Постановления N 1236 утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в Единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пунктом 1 Постановления N 1236 утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в Единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.