Обоснование сокращения должности
Подборка наиболее важных документов по запросу Обоснование сокращения должности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации (новое поступление): Увольнение муниципального служащего по сокращению
(КонсультантПлюс, 2024)В обоснование требований указала, что... она уведомлена о сокращении ее должности в связи с изменением организационно-штатной структуры и увольнении по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании приказа... трудовой договор с ней прекращен по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. С увольнением не согласна, считает его незаконным как по причине мнимости, так и в связи с нарушением нанимателем порядка и процедуры увольнения.
(КонсультантПлюс, 2024)В обоснование требований указала, что... она уведомлена о сокращении ее должности в связи с изменением организационно-штатной структуры и увольнении по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании приказа... трудовой договор с ней прекращен по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. С увольнением не согласна, считает его незаконным как по причине мнимости, так и в связи с нарушением нанимателем порядка и процедуры увольнения.
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Совмещение и его отличие от совместительства
(КонсультантПлюс, 2024)В обоснование требований указала, что... работала в Учреждении в должности преподавателя по сценической речи, уволена приказом... в связи с сокращением занимаемой ею должности.
(КонсультантПлюс, 2024)В обоснование требований указала, что... работала в Учреждении в должности преподавателя по сценической речи, уволена приказом... в связи с сокращением занимаемой ею должности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Должно ли быть решение работодателя о сокращении численности или штата работников обоснованным?
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 5)"...суд апелляционной инстанции указал, что при реализации исключительной компетенции работодателя по изменению структуры, штатного расписания и численности работников действия работодателя должны являться обоснованными. В связи с чем подлежали проверке судом причины, побудившие работодателя сократить штат работников (оптимизация производства, сокращение видов осуществляемой деятельности и т.п.), а также наличие объективной связи между таким событием и предстоящим сокращением должности истца. Поскольку доказательства обоснования сокращения единственной на предприятии должности эколога материалы дела не содержат и работодателем не представлены, судебная коллегия пришла к выводу о фиктивности сокращения, установила, что действия ответчика по сокращению штата были направлены на увольнение конкретного лица, а также не соблюдены гарантии по предложению истцу для замещения всех имеющихся вакантных должностей, не принято во внимание, что помимо образования по экологии у истца имеется юридическое образование. Признав приказы о сокращении численности штата и увольнении истца незаконными, суд апелляционной инстанции восстановил П. в прежней должности, взыскал заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда. Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела".
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 5)"...суд апелляционной инстанции указал, что при реализации исключительной компетенции работодателя по изменению структуры, штатного расписания и численности работников действия работодателя должны являться обоснованными. В связи с чем подлежали проверке судом причины, побудившие работодателя сократить штат работников (оптимизация производства, сокращение видов осуществляемой деятельности и т.п.), а также наличие объективной связи между таким событием и предстоящим сокращением должности истца. Поскольку доказательства обоснования сокращения единственной на предприятии должности эколога материалы дела не содержат и работодателем не представлены, судебная коллегия пришла к выводу о фиктивности сокращения, установила, что действия ответчика по сокращению штата были направлены на увольнение конкретного лица, а также не соблюдены гарантии по предложению истцу для замещения всех имеющихся вакантных должностей, не принято во внимание, что помимо образования по экологии у истца имеется юридическое образование. Признав приказы о сокращении численности штата и увольнении истца незаконными, суд апелляционной инстанции восстановил П. в прежней должности, взыскал заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда. Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела".
Статья: Права женщин в контексте универсальных, региональных и национальных (российских) стандартов и механизмов защиты прав человека
(Брюхина Е.Р., Третьякова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Среди женщин можно увидеть своеобразный спрос на работу, которая для них запрещена. Это подтверждает статистика ООН, из чего следует, что за последние 15 лет на 33% выросло количество обращений женщин в суды за отказ в приеме на работу по желаемой, но запрещенной для женщин деятельности <37>. В данном контексте обосновано сокращение в четыре раза Перечня работ и должностей, запрещенных для женщин, утвержденного Приказом Минтруда России от 18 июля 2019 г. N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин". В рамках исследуемой темы можно привести Конвенции Международной организации труда (далее - МОТ): "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" от 29 июня 1951 г., "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" от 18 декабря 1979 г., "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" от 22 июня 1981 г.; Пекинскую декларацию от 4 - 15 сентября 1995 г., Конвенцию N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" от 23 июня 1981 г., и другие международные акты. Основные ценности международных правовых актов непосредственно реализуются в законодательстве РФ. Например, положения Конвенции "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" закреплены: в Трудовом кодексе РФ, в ст. 3 "Запрещение дискриминации в сфере труда", в том числе по половому признаку; в Кодексе РФ об административных правонарушениях, в ст. 5.62; в Уголовном кодексе РФ, в ст. 145. Также защита от дискриминации женщин в трудовых отношениях соблюдается путем предоставления дополнительных гарантий. В частности, это касается случаев, когда женщина находится в более уязвимом положении: беременность, рождение ребенка, наличие детей в возрасте до полутора и до трех лет. Несмотря на предоставление дополнительных гарантий женщинам, Россия также заинтересована в устойчивом развитии, одной из целей которого является обеспечение гендерного равенства в отношении девочек и женщин. В данном контексте равенство достигается путем введения ответственности за действия дискриминирующего характера в отношении женщин, а также предоставления дополнительных гарантий, которые являются неотъемлемой частью борьбы с дискриминацией.
(Брюхина Е.Р., Третьякова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Среди женщин можно увидеть своеобразный спрос на работу, которая для них запрещена. Это подтверждает статистика ООН, из чего следует, что за последние 15 лет на 33% выросло количество обращений женщин в суды за отказ в приеме на работу по желаемой, но запрещенной для женщин деятельности <37>. В данном контексте обосновано сокращение в четыре раза Перечня работ и должностей, запрещенных для женщин, утвержденного Приказом Минтруда России от 18 июля 2019 г. N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин". В рамках исследуемой темы можно привести Конвенции Международной организации труда (далее - МОТ): "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" от 29 июня 1951 г., "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" от 18 декабря 1979 г., "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" от 22 июня 1981 г.; Пекинскую декларацию от 4 - 15 сентября 1995 г., Конвенцию N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" от 23 июня 1981 г., и другие международные акты. Основные ценности международных правовых актов непосредственно реализуются в законодательстве РФ. Например, положения Конвенции "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" закреплены: в Трудовом кодексе РФ, в ст. 3 "Запрещение дискриминации в сфере труда", в том числе по половому признаку; в Кодексе РФ об административных правонарушениях, в ст. 5.62; в Уголовном кодексе РФ, в ст. 145. Также защита от дискриминации женщин в трудовых отношениях соблюдается путем предоставления дополнительных гарантий. В частности, это касается случаев, когда женщина находится в более уязвимом положении: беременность, рождение ребенка, наличие детей в возрасте до полутора и до трех лет. Несмотря на предоставление дополнительных гарантий женщинам, Россия также заинтересована в устойчивом развитии, одной из целей которого является обеспечение гендерного равенства в отношении девочек и женщин. В данном контексте равенство достигается путем введения ответственности за действия дискриминирующего характера в отношении женщин, а также предоставления дополнительных гарантий, которые являются неотъемлемой частью борьбы с дискриминацией.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе Б. в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы и им был соблюден установленный законом порядок увольнения по названному выше основанию.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе Б. в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы и им был соблюден установленный законом порядок увольнения по названному выше основанию.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)В обоснование заявленных требований П. указал, что проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела территориального органа внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Приказом ответчика П. был уволен со службы по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. По мнению П., увольнение являлось незаконным ввиду нарушения процедуры его увольнения, выразившегося в том, что ему ответчиком не были предложены имевшиеся на тот момент равнозначные занимаемой или вышестоящие должности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)В обоснование заявленных требований П. указал, что проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела территориального органа внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Приказом ответчика П. был уволен со службы по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. По мнению П., увольнение являлось незаконным ввиду нарушения процедуры его увольнения, выразившегося в том, что ему ответчиком не были предложены имевшиеся на тот момент равнозначные занимаемой или вышестоящие должности.