Обратная сила актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Обратная сила актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 399 УПК РФТребования ст. 63 УПК РФ не распространяются на судью, рассматривающего в порядке ст. ст. 396, 397 и 399 УПК РФ ходатайство осужденного о смягчении наказания в связи с изданием закона, имеющего обратную силу >>>
Позиция ВС РФ: НПА органа госвласти (местного самоуправления), в соответствии с которым увеличивается размер арендной платы за пользование государственным (муниципальным) имуществом применительно к истекшему периоду, признается судом недействующим
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 N 25-АПА19-3 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 614 ГК РФ, ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, абз. 3 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Изменение арендодателем - органом местного самоуправления размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия соответствующего решения органом государственной власти субъекта РФ. Новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период. Придание обратной силы нормативному правовому акту, устанавливающему новый размер арендной платы, влечет образование у арендаторов задолженности по арендной плате в предшествующем году и, как следствие, возникновение дополнительной обязанности по уплате арендной платы и пеней в текущем году. На этом основании соответствующий акт органа государственной власти субъекта РФ суд должен признать недействующим.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 N 25-АПА19-3 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 614 ГК РФ, ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, абз. 3 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Изменение арендодателем - органом местного самоуправления размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия соответствующего решения органом государственной власти субъекта РФ. Новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период. Придание обратной силы нормативному правовому акту, устанавливающему новый размер арендной платы, влечет образование у арендаторов задолженности по арендной плате в предшествующем году и, как следствие, возникновение дополнительной обязанности по уплате арендной платы и пеней в текущем году. На этом основании соответствующий акт органа государственной власти субъекта РФ суд должен признать недействующим.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обратная сила закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Обратная сила актов, обладающих меньшей юридической силой
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Обратная сила актов, обладающих меньшей юридической силой
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Суды пришли к выводу о том, что постановление N 5-п, на которое ссылается предприниматель, было опубликовано 16 декабря 2015 г. и вступило в силу с 16 января 2016 г., а, соответственно, на основании положений ст. 391, 393, п. 14 ст. 396 НК РФ подлежало применению при исчислении земельного налога с 1 января 2017 г. При этом доводы предпринимателя о том, что постановлением N 5-п снижена кадастровая стоимость его земельных участков, в связи с чем в силу ст. 5 НК РФ постановление N 5-п как улучшающее положение налогоплательщика действует с 1 января 2016 г. - дата вступления в силу, предусмотренная в п. 4 постановления N 5-п, суды отклонили, указав, что постановление N 5-п не содержит положений об обратной силе нормативного акта для целей налогообложения, а указание в нормативном правовом акте на его вступление в силу с 1 января 2016 г., не влияет на порядок определения момента вступления в силу для целей налогообложения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Суды пришли к выводу о том, что постановление N 5-п, на которое ссылается предприниматель, было опубликовано 16 декабря 2015 г. и вступило в силу с 16 января 2016 г., а, соответственно, на основании положений ст. 391, 393, п. 14 ст. 396 НК РФ подлежало применению при исчислении земельного налога с 1 января 2017 г. При этом доводы предпринимателя о том, что постановлением N 5-п снижена кадастровая стоимость его земельных участков, в связи с чем в силу ст. 5 НК РФ постановление N 5-п как улучшающее положение налогоплательщика действует с 1 января 2016 г. - дата вступления в силу, предусмотренная в п. 4 постановления N 5-п, суды отклонили, указав, что постановление N 5-п не содержит положений об обратной силе нормативного акта для целей налогообложения, а указание в нормативном правовом акте на его вступление в силу с 1 января 2016 г., не влияет на порядок определения момента вступления в силу для целей налогообложения.
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
(ред. от 26.02.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования могут иметь обратную силу в случаях, если это предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или федеральными законами.
(ред. от 26.02.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования могут иметь обратную силу в случаях, если это предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или федеральными законами.