Обратная сила муниципальных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Обратная сила муниципальных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2023 по делу N 88а-1577/2023
Об оставлении без изменения решения Вологодского областного суда от 03.03.2022 и апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 07.06.2022, которыми было признано недействующим в части решение Совета сельского поселения Белокрестское Чагодощенского муниципального района Вологодской области от 25.12.2019 N 56 и утвержденное данным решением Положение о порядке установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы.Доводы жалобы, что принятием оспариваемого правового регулирования в части уменьшения доплаты введены в действие нормы, ухудшающие положение граждан в сфере пенсионного обеспечения, что противоречит общеправовому принципу недопустимости придания обратной силы закону, ошибочен. В данном случае указанное правовое регулирование, введенное муниципальными правовыми актами, не содержит ухудшающих положение норм, и не свидетельствует о снижении уровня правовых гарантий социального характера. Оспариваемое в данной части регулирование принято в рамках дискреционных полномочий представительного органа местного самоуправления по установлению, нормативному изменению правового регулирования дополнительного пенсионного обеспечения в отсутствие признаков чрезмерности и произвольности.
Об оставлении без изменения решения Вологодского областного суда от 03.03.2022 и апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 07.06.2022, которыми было признано недействующим в части решение Совета сельского поселения Белокрестское Чагодощенского муниципального района Вологодской области от 25.12.2019 N 56 и утвержденное данным решением Положение о порядке установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы.Доводы жалобы, что принятием оспариваемого правового регулирования в части уменьшения доплаты введены в действие нормы, ухудшающие положение граждан в сфере пенсионного обеспечения, что противоречит общеправовому принципу недопустимости придания обратной силы закону, ошибочен. В данном случае указанное правовое регулирование, введенное муниципальными правовыми актами, не содержит ухудшающих положение норм, и не свидетельствует о снижении уровня правовых гарантий социального характера. Оспариваемое в данной части регулирование принято в рамках дискреционных полномочий представительного органа местного самоуправления по установлению, нормативному изменению правового регулирования дополнительного пенсионного обеспечения в отсутствие признаков чрезмерности и произвольности.
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 07.06.2022 N 66а-561/2022
Об изменении решения Вологодского областного суда от 03.03.2022 и признании недействующим абзаца 1 статьи 11 Положения о порядке установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, утв. решением Совета сельского поселения "Белокрестское" от 25.12.2019 N 56.Доводы жалобы, что принятием оспариваемого правового регулирования в части уменьшения доплаты введены в действие нормы, ухудшающие положение граждан в сфере пенсионного обеспечения, что противоречит общеправовому принципу недопустимости придания обратной силы закону, ошибочен. В данном случае указанное правовое регулирование, введенное муниципальными правовыми актами, не содержит ухудшающих положение норм, и не свидетельствует о снижении уровня правовых гарантий социального характера. Оспариваемое в данной части регулирование принято в рамках дискреционных полномочий представительного органа местного самоуправления по установлению, нормативному изменению правового регулирования дополнительного пенсионного обеспечения в отсутствие признаков чрезмерности и произвольности.
Об изменении решения Вологодского областного суда от 03.03.2022 и признании недействующим абзаца 1 статьи 11 Положения о порядке установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, утв. решением Совета сельского поселения "Белокрестское" от 25.12.2019 N 56.Доводы жалобы, что принятием оспариваемого правового регулирования в части уменьшения доплаты введены в действие нормы, ухудшающие положение граждан в сфере пенсионного обеспечения, что противоречит общеправовому принципу недопустимости придания обратной силы закону, ошибочен. В данном случае указанное правовое регулирование, введенное муниципальными правовыми актами, не содержит ухудшающих положение норм, и не свидетельствует о снижении уровня правовых гарантий социального характера. Оспариваемое в данной части регулирование принято в рамках дискреционных полномочий представительного органа местного самоуправления по установлению, нормативному изменению правового регулирования дополнительного пенсионного обеспечения в отсутствие признаков чрезмерности и произвольности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О полномочиях органов местного самоуправления по регулированию благоустройства территории
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Воспроизведение в муниципальном правовом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности такого муниципального акта. Возможно отражение в правилах благоустройства требований, установленных на федеральном уровне, если при этом дополнительно не ограничиваются права и законные интересы собственников, хозяйствующих субъектов и иных лиц.
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Воспроизведение в муниципальном правовом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности такого муниципального акта. Возможно отражение в правилах благоустройства требований, установленных на федеральном уровне, если при этом дополнительно не ограничиваются права и законные интересы собственников, хозяйствующих субъектов и иных лиц.
Статья: Гарантии деятельности главы муниципального образования в материалах судебной практики
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 1)Есть примеры того, что этот вопрос исследуется и в хронологическом контексте. Так, в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 13 сентября 2017 г. N 32-АПГ17-7 (Саратовская область) констатируется, что ежемесячная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости на момент введения в 2006 г. ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена <24>, поэтому, исходя из объема полномочий, предоставленных федеральным законодателем органу местного самоуправления, могла быть установлена представительным органом муниципального района только за счет средств бюджета муниципального района. Приведение норм муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и региональным законодательством не говорит о незаконности снижения социальной гарантии. Кроме того, встречаются и решения, основанные на запрете придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях <25>.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 1)Есть примеры того, что этот вопрос исследуется и в хронологическом контексте. Так, в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 13 сентября 2017 г. N 32-АПГ17-7 (Саратовская область) констатируется, что ежемесячная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости на момент введения в 2006 г. ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена <24>, поэтому, исходя из объема полномочий, предоставленных федеральным законодателем органу местного самоуправления, могла быть установлена представительным органом муниципального района только за счет средств бюджета муниципального района. Приведение норм муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и региональным законодательством не говорит о незаконности снижения социальной гарантии. Кроме того, встречаются и решения, основанные на запрете придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях <25>.
Нормативные акты
Решение Совета депутатов Можайского городского округа МО от 18.07.2018 N 88/9
(ред. от 16.07.2024)
"Об утверждении Порядка подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, регистрации, хранения муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов Можайского городского округа Московской области"6.10. Действие муниципального нормативного правового акта не распространяется на правовые отношения, возникшие до его вступления в силу, если иное не установлено самим муниципальным нормативным правовым актом. При этом наделение муниципального нормативного правового акта обратной силой допускается, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.
(ред. от 16.07.2024)
"Об утверждении Порядка подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, регистрации, хранения муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов Можайского городского округа Московской области"6.10. Действие муниципального нормативного правового акта не распространяется на правовые отношения, возникшие до его вступления в силу, если иное не установлено самим муниципальным нормативным правовым актом. При этом наделение муниципального нормативного правового акта обратной силой допускается, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.
Решение Ленинградского областного суда от 25.08.2021 по делу N 3а-323/2021
<О признании частично недействующим пункта 2 решения совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 28.05.2013 N 27 "О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования "Всеволожское городское поселение" от 18.12.2007 N 60" и полностью недействующим пункта 3.1 Методики определения величины арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями, утвержденной указанным решением>Статья 4 Гражданского кодекса РФ не содержит норму, допускающую придание обратной силы муниципальному нормативному правовому акту.
<О признании частично недействующим пункта 2 решения совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 28.05.2013 N 27 "О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования "Всеволожское городское поселение" от 18.12.2007 N 60" и полностью недействующим пункта 3.1 Методики определения величины арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями, утвержденной указанным решением>Статья 4 Гражданского кодекса РФ не содержит норму, допускающую придание обратной силы муниципальному нормативному правовому акту.