Общественные слушания ОВОС
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественные слушания ОВОС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.08.2023 N 88а-17322/2023 по делу N 2а-437/2023
Категория: Споры с Росприроднадзором.
Требования: О признании незаконным приказа.
Обстоятельства: Приказ принят с нарушением установленного законом порядка, то есть без учета рассмотрения замечаний и предложений актуальных общественных слушаний и заключения комиссии по оценке воздействия проекта на окружающую среду.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции. Судебная коллегия указала, что передача экспертной комиссии документов без предоставления результатов общественных обсуждений (публичных слушаний) материалов по оценке воздействия на окружающую среду от 27 января 2020 г. свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей АО "Черниговец" и не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа.
Категория: Споры с Росприроднадзором.
Требования: О признании незаконным приказа.
Обстоятельства: Приказ принят с нарушением установленного законом порядка, то есть без учета рассмотрения замечаний и предложений актуальных общественных слушаний и заключения комиссии по оценке воздействия проекта на окружающую среду.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции. Судебная коллегия указала, что передача экспертной комиссии документов без предоставления результатов общественных обсуждений (публичных слушаний) материалов по оценке воздействия на окружающую среду от 27 января 2020 г. свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей АО "Черниговец" и не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тенденции развития зарубежного законодательства об охране окружающей среды
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Подготовка отчета о возможном воздействии осуществляется физическим и (или) юридическим лицом, имеющим лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды (далее - составитель отчета). Организацию и финансирование работ по оценке воздействия на окружающую среду и подготовке проекта отчета о возможном воздействии обеспечивает инициатор оценки за свой счет. По завершении разработки проекта отчета о возможном воздействии инициатор оценки или составитель проекта, действующий по договору с инициатором, направляет проект отчета в уполномоченный орган охраны окружающей среды. Регулируется проведение общественных слушаний по проекту отчета, в том числе повторных. В случае несогласия инициатора с высказанными в ходе слушаний замечаниями спорные вопросы разрешаются экспертной комиссией - коллегиальным, консультативно-совещательным органом, созываемым для рассмотрения каждого проекта отчета о возможном воздействии на окружающую среду. Инициатор оценки и члены экспертной комиссии вправе приглашать на заседания независимых экспертов из числа научных работников и признанных специалистов-практиков. Решения экспертной комиссии принимаются не менее чем 2/3 голосов всех ее членов.
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Подготовка отчета о возможном воздействии осуществляется физическим и (или) юридическим лицом, имеющим лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды (далее - составитель отчета). Организацию и финансирование работ по оценке воздействия на окружающую среду и подготовке проекта отчета о возможном воздействии обеспечивает инициатор оценки за свой счет. По завершении разработки проекта отчета о возможном воздействии инициатор оценки или составитель проекта, действующий по договору с инициатором, направляет проект отчета в уполномоченный орган охраны окружающей среды. Регулируется проведение общественных слушаний по проекту отчета, в том числе повторных. В случае несогласия инициатора с высказанными в ходе слушаний замечаниями спорные вопросы разрешаются экспертной комиссией - коллегиальным, консультативно-совещательным органом, созываемым для рассмотрения каждого проекта отчета о возможном воздействии на окружающую среду. Инициатор оценки и члены экспертной комиссии вправе приглашать на заседания независимых экспертов из числа научных работников и признанных специалистов-практиков. Решения экспертной комиссии принимаются не менее чем 2/3 голосов всех ее членов.
Статья: Влияние органов местного самоуправления на сохранение окружающей среды в ходе недропользования
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Очень важное замечание делает и Д.В. Хаустов: необходимость выявления общественного мнения по объектам экологической экспертизы, материалам оценки воздействия на окружающую среду продиктована в числе прочего тем, что органы власти обязаны знать мнение своих избирателей и учитывать его в полной мере. Однако на практике часто случается противоположная ситуация: когда органы власти, по разным причинам заинтересованные в осуществлении намечаемой деятельности, могут недостаточно внимательно отнестись к возражениям граждан <8>. В некоторой степени это, возможно, справедливо для Кемеровской области - Кузбасса и других добывающих регионов, где региональные бюджеты в значительной мере формируются за счет налога на добычу полезных ископаемых, а местные бюджеты - за счет платы за землепользование.
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Очень важное замечание делает и Д.В. Хаустов: необходимость выявления общественного мнения по объектам экологической экспертизы, материалам оценки воздействия на окружающую среду продиктована в числе прочего тем, что органы власти обязаны знать мнение своих избирателей и учитывать его в полной мере. Однако на практике часто случается противоположная ситуация: когда органы власти, по разным причинам заинтересованные в осуществлении намечаемой деятельности, могут недостаточно внимательно отнестись к возражениям граждан <8>. В некоторой степени это, возможно, справедливо для Кемеровской области - Кузбасса и других добывающих регионов, где региональные бюджеты в значительной мере формируются за счет налога на добычу полезных ископаемых, а местные бюджеты - за счет платы за землепользование.
Нормативные акты
Решение Ставропольского УФАС России от 27.10.2023 по делу N 026/06/106-2253/2023
Нарушение: ст. ст. 42, 33 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Учитывая, что только процесс общественных слушаний по разделу ООС и ОВОС в соответствии с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии N 999 от 01.12.2020 г. требует минимум 43-х дней, установленные Заказчиком сроки являются заведомо неисполнимыми, поскольку разработанная проектно-сметная документация в дальнейшем подлежит еще и прохождению экологической экспертизы, а также экспертизы проектно-сметной документации и (или) результатов инженерных изысканий, сроки которых устанавливаются административными регламентами соответствующих учреждений.
Нарушение: ст. ст. 42, 33 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Учитывая, что только процесс общественных слушаний по разделу ООС и ОВОС в соответствии с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии N 999 от 01.12.2020 г. требует минимум 43-х дней, установленные Заказчиком сроки являются заведомо неисполнимыми, поскольку разработанная проектно-сметная документация в дальнейшем подлежит еще и прохождению экологической экспертизы, а также экспертизы проектно-сметной документации и (или) результатов инженерных изысканий, сроки которых устанавливаются административными регламентами соответствующих учреждений.
Приказ Минприроды России от 01.12.2020 N 999
"Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63186)б) по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду (или объекту экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду) - не менее 30 календарных дней (без учета дней проведения общественных слушаний).
"Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63186)б) по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду (или объекту экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду) - не менее 30 календарных дней (без учета дней проведения общественных слушаний).