Обследование объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Обследование объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Анализ оспариваемой заявителем правовой нормы, содержащейся в названном Федеральном законе, свидетельствует, что она по своему буквальному (аутентичному) смыслу наделяет должностных лиц органов охраны объектов культурного наследия правом в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа охраны объектов культурного наследия о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать и обследовать жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия, только с согласия собственников таких помещений; причем дата и время посещения и обследования должностным лицом органа охраны объектов культурного наследия жилого помещения, занимаемого физическим лицом, должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом."
Решение Свердловского областного суда от 25.09.2024 по делу N 71-453/2024 (УИД 66RS0004-01-2024-006421-54)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о неисполнимости предписания в связи с изменением приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 01 февраля 2024 года N 108 ранее установленных приказами того же Министерства от 20 ноября 2018 года N 1387 и от 27 декабря 2022 года N 1546 границ береговой линии реки Исеть, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку координаты опорных точек границы береговой линии реки Исеть в пределах зоны охраняемого природного ландшафта названных объектов культурного наследия остались прежними, что следует из заключения по внеплановому выездному обследованию объекта культурного наследия от 16 мая 2024 года (т. 1 л. д. 39 - 41).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о неисполнимости предписания в связи с изменением приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 01 февраля 2024 года N 108 ранее установленных приказами того же Министерства от 20 ноября 2018 года N 1387 и от 27 декабря 2022 года N 1546 границ береговой линии реки Исеть, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку координаты опорных точек границы береговой линии реки Исеть в пределах зоны охраняемого природного ландшафта названных объектов культурного наследия остались прежними, что следует из заключения по внеплановому выездному обследованию объекта культурного наследия от 16 мая 2024 года (т. 1 л. д. 39 - 41).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 1)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2022)Так, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Постановлении по делу N А53-44844/2020 сделал следующие выводы: "...Однако замечания компании и общественной организации общество не устранило и не согласовало паспорта в установленном законом и договором порядке. Предоставление обществом паспортов доступности, не прошедших согласование, а также в отсутствие разработанной на их основе проектной документации не может свидетельствовать о достижении обществом цели договора и, соответственно, наличии потребительской ценности таких документов для компании..." <1>. Суд ответил на аргументы заявителя о том, что паспорта доступности и проектная документация являются самостоятельными предметами договора, обладающими разной потребительской ценностью и независимыми задачами: "...Из толкования пунктов 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 2.1, 2.4, 4.1.2 - 4.1.5, 4.1.10 и 5.3 договора следует, что результатом работ является выполнение всех работ по договору, включающих в себя обследование объектов культурного наследия; составление паспортов доступности этих объектов и их согласование с общественными организациями инвалидов в соответствии с требованиями Порядка...".
(выпуск 1)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2022)Так, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Постановлении по делу N А53-44844/2020 сделал следующие выводы: "...Однако замечания компании и общественной организации общество не устранило и не согласовало паспорта в установленном законом и договором порядке. Предоставление обществом паспортов доступности, не прошедших согласование, а также в отсутствие разработанной на их основе проектной документации не может свидетельствовать о достижении обществом цели договора и, соответственно, наличии потребительской ценности таких документов для компании..." <1>. Суд ответил на аргументы заявителя о том, что паспорта доступности и проектная документация являются самостоятельными предметами договора, обладающими разной потребительской ценностью и независимыми задачами: "...Из толкования пунктов 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 2.1, 2.4, 4.1.2 - 4.1.5, 4.1.10 и 5.3 договора следует, что результатом работ является выполнение всех работ по договору, включающих в себя обследование объектов культурного наследия; составление паспортов доступности этих объектов и их согласование с общественными организациями инвалидов в соответствии с требованиями Порядка...".
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Техническое состояние памятника, в том числе его аварийное состояние, подтверждается актом технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия) (далее - Акт). Акт составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения. При выявлении на этапе предварительных работ аварийного технического состояния объекта культурного наследия (частей объекта) Акт служит основанием для разработки проекта первоочередных противоаварийных мероприятий.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Техническое состояние памятника, в том числе его аварийное состояние, подтверждается актом технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия) (далее - Акт). Акт составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения. При выявлении на этапе предварительных работ аварийного технического состояния объекта культурного наследия (частей объекта) Акт служит основанием для разработки проекта первоочередных противоаварийных мероприятий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа охраны объектов культурного наследия о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, а с согласия собственников жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия. Дата и время посещения и обследования должностным лицом органа охраны объектов культурного наследия жилого помещения, занимаемого физическим лицом, должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом;
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа охраны объектов культурного наследия о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, а с согласия собственников жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия. Дата и время посещения и обследования должностным лицом органа охраны объектов культурного наследия жилого помещения, занимаемого физическим лицом, должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом;
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2023 года"В соответствии с оспоренным положением должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа охраны объектов культурного наследия о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, а с согласия собственников - жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия; дата и время посещения и обследования должностным лицом органа охраны объектов культурного наследия жилого помещения, занимаемого физическим лицом, должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом.