Обстоятельства непреодолимой силы и административная ответственность

Подборка наиболее важных документов по запросу Обстоятельства непреодолимой силы и административная ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2024 N 05АП-2311/2024 по делу N А51-20092/2023
Требование: Об оспаривании ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Вместе с тем, отсутствие каких-либо истребуемых инспекцией у общества в ходе проведения проверки документов, поврежденных или утраченных в результате обстоятельств непреодолимой силы - подтопления офиса заявителя в период обильных осадков на территории Уссурийского городского округа, не исключает наличия в действиях (бездействии) привлекаемого к административной ответственности лица нарушений действующего жилищного законодательства, выявленных в ходе проведения внеплановой выездной проверки по результатам контрольного (надзорного) мероприятия - осмотра.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Как снизить риски в сделках с иностранным поставщиком
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2022, N 10)
Экономические санкции сами по себе обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором), освобождающими вас от договорной и административной ответственности, не являются. Форс-мажором могут быть обстоятельства, которые вы из-за санкций не смогли преодолеть, чтобы выполнить свои договорные обязательства. Например, если из-за блокирующих санкций иностранным компаниям запрещено проведение любых операций с вашей организацией. Чтобы подтвердить форс-мажор, нужно обратиться в Торгово-промышленную палату РФ за получением соответствующего сертификата.
Статья: Правовое регулирование вопросов административной ответственности за нарушение правил лицензирования в Российской Федерации: возможности рецепции зарубежного опыта
(Стандзонь Л.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)
Заслуживает внимания то обстоятельство, что в Законе Республики Вьетнам "О рассмотрении административных правонарушений" установлены случаи, когда лица не привлекаются к административной ответственности, например в неотложной ситуации, в связи с форс-мажором и пр. Понятие форс-мажора определено законодательно и содержится в ст. 2 этого Закона. Это безусловно новелла для российского КоАП РФ. Поэтому можно было бы обсудить возможность его введения для субъектов предпринимательской деятельности при работе над проектом нового КоАП РФ. Обоснованием являются административные правонарушения, совершенные лицензиатами с 2022 г. ввиду особой политической обстановки из-за форс-мажора.

Нормативные акты

"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)
(ред. от 08.12.2010)
(Извлечение)
При этом должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.29 КоАП, либо судье, рассматривающему жалобу на постановление о привлечении к административной ответственности за данное правонарушение, при оценке документов, составленных государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающих причинение вреда вследствие непреодолимой силы, необходимо учитывать, что к квалифицирующим признакам понятия непреодолимой силы, содержащимся в ст. 401 ГК РФ, относится чрезвычайность обстоятельств, делающих невозможным исполнение обязательства, и невозможность их предотвращения. Одновременно в Гражданском кодексе Российской Федерации содержится примерный перечень обстоятельств, не являющихся непреодолимой силой (отсутствие у должника денежных средств, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров и т.п.).
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П
"По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко"
Не усматривается какая-либо неопределенность и в отношении условий, с которыми связывается привлечение к административной ответственности лица, уклоняющегося от отбывания назначенного ему административного наказания в виде обязательных работ путем неоднократного отказа от их выполнения и (или) неоднократного невыхода на обязательные работы без уважительных причин: по смыслу рассматриваемых законоположений, административная ответственность может наступать лишь в случае, если лицо, которому назначено данное административное наказание, отказывается от выполнения обязательных работ и (или) не выходит на эти работы более одного раза без уважительных причин; при этом отсутствие специального указания на то, какие именно причины являются уважительными, означает, что таковыми могут быть признаны любые обстоятельства (болезнь, смерть близких родственников, действие непреодолимой силы и т.п.), наличие которых с достаточной ясностью исключает отнесение соответствующих действий (бездействия) к уклонению от отбывания обязательных работ.