Обязанность налогоплательщика получать корреспонденцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность налогоплательщика получать корреспонденцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2022 N 88а-32178/2022
Категория спора: Транспортный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по транспортному налогу; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Истец указал на неисполнение ответчиком обязательства по уплате налога.
Решение: 1) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение; 2) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Налоговый орган, ссылаясь на пункт 5 статьи 31 Налогового кодекса РФ, пункт 3 статью 84 НК РФ, пункт 3 статьи 85 НК РФ, статью 52 НК РФ отмечает, что тот факт, что М. фактически проживает по другому адресу, корреспонденцию не получает, не свидетельствует о несоблюдении инспекцией установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, погасить задолженность, предшествующей обращению в суд. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. У налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика.
Категория спора: Транспортный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по транспортному налогу; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Истец указал на неисполнение ответчиком обязательства по уплате налога.
Решение: 1) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение; 2) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Налоговый орган, ссылаясь на пункт 5 статьи 31 Налогового кодекса РФ, пункт 3 статью 84 НК РФ, пункт 3 статьи 85 НК РФ, статью 52 НК РФ отмечает, что тот факт, что М. фактически проживает по другому адресу, корреспонденцию не получает, не свидетельствует о несоблюдении инспекцией установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, погасить задолженность, предшествующей обращению в суд. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. У налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2022 N 88а-21037/2022 по делу N 2а-1277/2022
Категория спора: Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по земельному налогу; 2) О взыскании пеней.
Обстоятельства: Налоги административным ответчиком своевременно не уплачены, срок на обращение в суд пропущен по уважительным причинам.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.Тот факт, что В. была зарегистрирована по адресу, отличному от адреса направления налоговым органом налоговых уведомлений и требований, в связи с чем корреспонденцию она не получала, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом предшествующей обращению в суд установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность по налогам и не освобождает В. от возложенной на нее законом обязанности по уплате налогов. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Категория спора: Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по земельному налогу; 2) О взыскании пеней.
Обстоятельства: Налоги административным ответчиком своевременно не уплачены, срок на обращение в суд пропущен по уважительным причинам.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.Тот факт, что В. была зарегистрирована по адресу, отличному от адреса направления налоговым органом налоговых уведомлений и требований, в связи с чем корреспонденцию она не получала, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом предшествующей обращению в суд установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность по налогам и не освобождает В. от возложенной на нее законом обязанности по уплате налогов. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Какими полномочиями наделены налоговики в случае выявления расхождений в показателях разных деклараций?
(Лукьянов П.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 10)Из буквального толкования вышеуказанных норм следует: право налогового органа на истребование (на получение) от налогоплательщика документов (информации, объяснений), с которым корреспондирует обязанность налогоплательщика совершить соответствующие действия и представить документы (информацию, объяснения), может быть реализовано только по тем основаниям, в том порядке и в тех пределах, которые предусмотрены законодательством РФ.
(Лукьянов П.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 10)Из буквального толкования вышеуказанных норм следует: право налогового органа на истребование (на получение) от налогоплательщика документов (информации, объяснений), с которым корреспондирует обязанность налогоплательщика совершить соответствующие действия и представить документы (информацию, объяснения), может быть реализовано только по тем основаниям, в том порядке и в тех пределах, которые предусмотрены законодательством РФ.
Статья: О соотношении законного интереса и субъективного права налогоплательщика: структурные особенности
(Ядрихинский С.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 1)Действительно, в соответствии со ст. 22 НК субъективные права налогоплательщиков обеспечиваются корреспондирующими им обязанностями налоговых органов и их должностных лиц. Основной перечень прав налогоплательщиков законодатель закрепил в ст. 21 НК; обязанности налоговых органов установлены в его ст. 32, а их должностных лиц - в ст. 33. Так, праву налогоплательщика бесплатно получать налоговозначимую информацию (пп. 1 п. 1 ст. 21) корреспондирует обязанность должностных лиц налогового органа бесплатно информировать налогоплательщиков (пп. 4 п. 1 ст. 32); праву получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (пп. 9 п. 1 ст. 21) соответствует обязанность должностных лиц налогового органа направлять налогоплательщику указанные документы (пп. 9 п. 1 ст. 32) и т.д. Более того, в законе написано <5>, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет соответствующую юридическую ответственность (абз. 2 п. 2 ст. 22).
(Ядрихинский С.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 1)Действительно, в соответствии со ст. 22 НК субъективные права налогоплательщиков обеспечиваются корреспондирующими им обязанностями налоговых органов и их должностных лиц. Основной перечень прав налогоплательщиков законодатель закрепил в ст. 21 НК; обязанности налоговых органов установлены в его ст. 32, а их должностных лиц - в ст. 33. Так, праву налогоплательщика бесплатно получать налоговозначимую информацию (пп. 1 п. 1 ст. 21) корреспондирует обязанность должностных лиц налогового органа бесплатно информировать налогоплательщиков (пп. 4 п. 1 ст. 32); праву получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (пп. 9 п. 1 ст. 21) соответствует обязанность должностных лиц налогового органа направлять налогоплательщику указанные документы (пп. 9 п. 1 ст. 32) и т.д. Более того, в законе написано <5>, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет соответствующую юридическую ответственность (абз. 2 п. 2 ст. 22).
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 23.10.2017 N АКПИ17-819
<Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н>Предписание о направлении обращения, относящегося к вопросам правоприменительной практики в соответствующую федеральную службу, находящуюся в ведении Минфина России, который осуществляет координацию и контроль ее деятельности, не может рассматриваться как нарушающее права гражданина (налогоплательщика) в системе действующего правового регулирования и с учетом структуры федеральных органов исполнительной власти, их полномочий. В частности, подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщикам предоставлено право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Данному праву корреспондирует закрепленная в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 поименованного кодекса обязанность налоговых органов бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о перечисленном.
<Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н>Предписание о направлении обращения, относящегося к вопросам правоприменительной практики в соответствующую федеральную службу, находящуюся в ведении Минфина России, который осуществляет координацию и контроль ее деятельности, не может рассматриваться как нарушающее права гражданина (налогоплательщика) в системе действующего правового регулирования и с учетом структуры федеральных органов исполнительной власти, их полномочий. В частности, подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщикам предоставлено право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Данному праву корреспондирует закрепленная в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 поименованного кодекса обязанность налоговых органов бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о перечисленном.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Обусловленная природой НДС стадийность взимания данного налога в процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) предполагает, что использование права на вычет налога покупателем предопределяется непрерывным предъявлением налога по мере движения товаров (работ, услуг) от одного хозяйствующего субъекта к другому (п. 1 ст. 168 НК РФ) и принятием в связи с этим каждым из участников оборота обязанности по уплате в бюджет предъявляемых сумм налога (п. 1 ст. 173 НК РФ). Соответственно, отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате НДС в бюджет в денежной форме, на что обращено внимание в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 324-О.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Обусловленная природой НДС стадийность взимания данного налога в процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) предполагает, что использование права на вычет налога покупателем предопределяется непрерывным предъявлением налога по мере движения товаров (работ, услуг) от одного хозяйствующего субъекта к другому (п. 1 ст. 168 НК РФ) и принятием в связи с этим каждым из участников оборота обязанности по уплате в бюджет предъявляемых сумм налога (п. 1 ст. 173 НК РФ). Соответственно, отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате НДС в бюджет в денежной форме, на что обращено внимание в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 324-О.