Обязанность налогового агента представлять справки 2-ндфл

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность налогового агента представлять справки 2-ндфл (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26.09.2023 N 33-20891/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Трудовой договор между сторонами прекращен на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, однако в день увольнения окончательный расчет с истцом не произведен, задолженность по заработной плате не выплачена.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено.
Также вопреки доводам жалобы об отсутствии задолженности по заработной плате перед истцом со ссылками на наличие в справке по форме 2-НДФЛ сведений о размере удержанного и перечисленного налога, судебная коллегия отмечает, что обязанность по уплате налогов возникает у работодателя - организации независимо от того, выплачена работникам начисленная заработная плата или нет, а представленная справка по форме 2-НДФЛ, в которой размер заработной платы истца указан с учетом удержанного налога, вопреки позиции стороны ответчика, подтверждает лишь факт исчисления и уплаты работодателем обязательных платежей, в том числе в целях недопущения начисления штрафных санкций за неисполнение такой обязанности налоговым агентом, а доказательством, подтверждающим фактическую выплату работнику ежемесячно заработной платы в указанном размере, не является.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26.09.2023 N 33-20867/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Трудовой договор между сторонами прекращен на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, однако в день увольнения окончательный расчет с истцом не произведен, задолженность по заработной плате не выплачена.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено.
Также вопреки доводам жалобы об отсутствии задолженности по заработной плате перед истцом со ссылками на наличие в справке по форме 2-НДФЛ сведений о размере удержанного и перечисленного налога, судебная коллегия отмечает, что обязанность по уплате налогов возникает у работодателя - организации независимо от того, выплачена работникам начисленная заработная плата или нет, а представленная справка по форме 2-НДФЛ, в которой размер заработной платы истца указан с учетом удержанного налога, вопреки позиции стороны ответчика, подтверждает лишь факт исчисления и уплаты работодателем обязательных платежей, в том числе в целях недопущения начисления штрафных санкций за неисполнение такой обязанности налоговым агентом, а доказательством, подтверждающим фактическую выплату работнику ежемесячно заработной платы в указанном размере, не является.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам1.1. Представляется ли справка по форме 2-НДФЛ в отношении выплат, по которым отсутствует обязанность удерживать налог (лицо не признается налоговым агентом) (п. 2 ст. 230 НК РФ)?
Статья: АУСН: актуальные вопросы
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)
Как уже сказано выше, налогоплательщики, применяющие АУСН, расчет по форме 6-НДФЛ и справки о доходах и суммах налога физического лица в налоговый орган не представляют.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2021 N 17-П
"По делу о проверке конституционности статьи 1.5, части 1 статьи 2.1, части 1 статьи 15.6, пункта 1 части 1, части 3 статьи 28.1 и примечания к этой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки Н.Н. Корецкой"
Это решение признал недействительным Арбитражный суд Пермского края решением от 29 апреля 2019 года, которое суд апелляционной инстанции оставил без изменения. Суды посчитали, что представление налоговому органу в установленный срок справки по форме 2-НДФЛ с признаком "2" в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации не освобождало организацию как налогового агента от обязанности своевременно представить также и справку по форме 2-НДФЛ с признаком "1" в отношении того же физического лица во исполнение пункта 2 статьи 230 этого Кодекса. Вместе с тем справка с признаком "2" содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке с признаком "1", притом что и с этим признаком справка впоследствии была представлена организацией по предложению налогового органа - хотя и за пределами установленного срока, но с тем же содержанием, как и ранее представленная справка с признаком "2", т.е. без новых сведений в отношении налогообязанного физического лица. Имея это в виду, суды заключили, что представление требуемых сведений в действительности состоялось и что оно в таком виде не препятствовало налоговому органу сопоставить полученные данные с информацией, указанной в декларации по форме 6-НДФЛ за 2017 год.
Решение ВАС РФ от 22.06.2006 N 4221/06
<О признании недействующим Приказа ФНС РФ от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц" в части включения в справку о доходах физического лица раздела 6 "Сведения о перечислении налога в бюджет">
Ссылка ФНС России на положения подпунктов 3 и 4 пункта 3 статьи 24 Кодекса не может быть принята во внимание, так как в этих правовых нормах предусмотрена обязанность налогового агента вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Обязанность налогового агента указывать в справке по форме 2-НДФЛ сведения о перечисленных в бюджет суммах налога пунктом 3 статьи 24 Кодекса не предусмотрена. Данная справка не является также и документом, необходимым для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.