Обязанность по ликвидации свалки
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по ликвидации свалки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 125 "Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством" ГК РФ"В силу закона (ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации) на ответчика возлагается обязанность как по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, так и по недопущению загрязнения земли (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации), поскольку не установлены лица, виновные в организации свалки и на которых подлежит возложению обязанность по ликвидации свалки."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на лесных участках, находящихся в аренде, возлагается на арендатора, ответственного за содержание имущества, вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины в размещении отходов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование оценки и учета накопленного вреда окружающей среде
(Лиманская А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)Так, по материалам судебного дела земельный участок предоставлен заявителю для эксплуатации и обслуживания территории городской свалки. Общество в заявлении к нему указало, что на момент обращения с заявкой на участке находилась свалка, образованная от прошлой деятельности других хозяйствующих субъектов. Общество полагает, что объект НВОС (земельный участок) подлежит постановке на учет без учета отходов, размещенных на этом участке до передачи в аренду, а также без учета деятельности общества на нем до указанного времени. Позиция суда состояла в следующем: поскольку на момент заключения договора на участке находилась свалка, арендатор обязуется надлежащим образом содержать участок независимо от момента возникновения названной свалки, то есть обязан ликвидировать все свалки на земельном участке, образованные как до заключения договора, так и в период его исполнения. Поскольку не доказано нарушение другим лицом обязанностей по ликвидации свалки, она подлежит рекультивации арендатором земельного участка (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 года по делу N А13-1506/2017).
(Лиманская А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)Так, по материалам судебного дела земельный участок предоставлен заявителю для эксплуатации и обслуживания территории городской свалки. Общество в заявлении к нему указало, что на момент обращения с заявкой на участке находилась свалка, образованная от прошлой деятельности других хозяйствующих субъектов. Общество полагает, что объект НВОС (земельный участок) подлежит постановке на учет без учета отходов, размещенных на этом участке до передачи в аренду, а также без учета деятельности общества на нем до указанного времени. Позиция суда состояла в следующем: поскольку на момент заключения договора на участке находилась свалка, арендатор обязуется надлежащим образом содержать участок независимо от момента возникновения названной свалки, то есть обязан ликвидировать все свалки на земельном участке, образованные как до заключения договора, так и в период его исполнения. Поскольку не доказано нарушение другим лицом обязанностей по ликвидации свалки, она подлежит рекультивации арендатором земельного участка (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 года по делу N А13-1506/2017).
Готовое решение: Кто является собственником отходов
(КонсультантПлюс, 2024)В судебной практике есть позиция, когда при отсутствии данных о лице, в деятельности которого образовались отходы, собственником отходов является орган местного самоуправления, юрлицо или ИП, ответственные за территории, где эти отходы находятся, и, соответственно, на них лежит обязанность ликвидировать незаконную свалку (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.01.2020 N 53-КА19-14).
(КонсультантПлюс, 2024)В судебной практике есть позиция, когда при отсутствии данных о лице, в деятельности которого образовались отходы, собственником отходов является орган местного самоуправления, юрлицо или ИП, ответственные за территории, где эти отходы находятся, и, соответственно, на них лежит обязанность ликвидировать незаконную свалку (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.01.2020 N 53-КА19-14).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.