Обязанности банков НК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности банков НК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" НК РФ"Как верно счел суд первой инстанции, указанные разъяснения касаются общей нормы - нарушение трехдневного срока исполнения банком обязанностей в отношении физических лиц, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ, что составляет субъективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного как пунктом 2 статьи 132 НК РФ (нарушение банком порядка открытия счета), так и пунктом 2 статьи 135.2 НК (нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")СТАТЬЯ 86 "ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ, СВЯЗАННЫЕ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")СТАТЬЯ 86 "ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ, СВЯЗАННЫЕ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Справочная информация: "Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Ответственность за нарушения банком обязанностей,
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Ответственность за нарушения банком обязанностей,
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов
Статья: Какие риски возникают у банка при взимании комиссии за налоговые платежи
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 8)Статьей 60 НК РФ установлена обязанность банков исполнять поручения по перечислению в бюджет налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается. Представленные истцом платежные документы подтверждают оплату госпошлины за лицензию на выдачу/ношение оружия ГУ МВД, а также оплату штрафов за нарушение правил дорожного движения ГУ МВД. Действие статьи, ограничивающей взимание платы за обслуживание платежей в бюджетную систему РФ, на проведенные им платежи не распространяется.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 8)Статьей 60 НК РФ установлена обязанность банков исполнять поручения по перечислению в бюджет налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается. Представленные истцом платежные документы подтверждают оплату госпошлины за лицензию на выдачу/ношение оружия ГУ МВД, а также оплату штрафов за нарушение правил дорожного движения ГУ МВД. Действие статьи, ограничивающей взимание платы за обслуживание платежей в бюджетную систему РФ, на проведенные им платежи не распространяется.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)С 08.09.2024 внесены дополнения в п. 2, 2.1 ст. 86 НК РФ, предусматривающие обязанности банков представлять документы налоговым органам.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)С 08.09.2024 внесены дополнения в п. 2, 2.1 ст. 86 НК РФ, предусматривающие обязанности банков представлять документы налоговым органам.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную НК РФ, а именно гл. 18 НК РФ. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога и уплатить соответствующие пени (ст. 75 НК РФ). В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и соответствующих пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 46 и 47 НК РФ для организаций-налогоплательщиков и налоговых агентов.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную НК РФ, а именно гл. 18 НК РФ. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога и уплатить соответствующие пени (ст. 75 НК РФ). В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и соответствующих пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 46 и 47 НК РФ для организаций-налогоплательщиков и налоговых агентов.
Готовое решение: Какую информацию и в каком порядке запрашивает инспекция у банка в целях налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, у банка могут истребовать документы и информацию как у обычного налогоплательщика (например, в рамках налоговой проверки (налогового мониторинга)) либо для контроля за исполнением банком его обязанностей, предусмотренных ст. ст. 46, 60, 76, 86 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, у банка могут истребовать документы и информацию как у обычного налогоплательщика (например, в рамках налоговой проверки (налогового мониторинга)) либо для контроля за исполнением банком его обязанностей, предусмотренных ст. ст. 46, 60, 76, 86 НК РФ.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ9.1. Может ли инспекция проверить исполнение банками обязанностей, установленных некоторыми нормами НК РФ, в рамках выездной проверки?
Статья: Влияние введения механизма единого налогового платежа и казначейского обслуживания на правовое регулирование отношений по формированию доходов бюджетов
(Пауль А.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Отношения, обеспечивающие поступление средств на единый казначейский счет, открытый Федеральному казначейству в Центральном банке РФ, по своему характеру включаются в предмет налогового права. Поступление средств на этот счет осуществляется за счет установления обязанности налогоплательщиков уплатить налог (п. 1 ст. 45 НК РФ) и за счет обязанности банков исполнить поручение налогоплательщика на перечисление средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему на счет Федерального казначейства (п. 1 ст. 60 НК РФ). С зачислением средств на единый казначейский счет, открытый Федеральному казначейству в Центральном банке РФ, заканчивается зона ответственности банков. После этого у них отсутствуют возможности оказывать влияние на дальнейшее движение денежных средств, в том числе обеспечить их зачисление на казначейские счета по учету и распределению поступлений и тем более способствовать направлению средств на единые счета конкретных бюджетов. Соответственно, с зачислением средств на единый казначейский счет, открытый Федеральному казначейству в Центральном банке РФ, завершаются имущественные отношения, составляющие предмет налогового права.
(Пауль А.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Отношения, обеспечивающие поступление средств на единый казначейский счет, открытый Федеральному казначейству в Центральном банке РФ, по своему характеру включаются в предмет налогового права. Поступление средств на этот счет осуществляется за счет установления обязанности налогоплательщиков уплатить налог (п. 1 ст. 45 НК РФ) и за счет обязанности банков исполнить поручение налогоплательщика на перечисление средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему на счет Федерального казначейства (п. 1 ст. 60 НК РФ). С зачислением средств на единый казначейский счет, открытый Федеральному казначейству в Центральном банке РФ, заканчивается зона ответственности банков. После этого у них отсутствуют возможности оказывать влияние на дальнейшее движение денежных средств, в том числе обеспечить их зачисление на казначейские счета по учету и распределению поступлений и тем более способствовать направлению средств на единые счета конкретных бюджетов. Соответственно, с зачислением средств на единый казначейский счет, открытый Федеральному казначейству в Центральном банке РФ, завершаются имущественные отношения, составляющие предмет налогового права.
Статья: О налогообложении вкладов и облигаций и необходимости квалификации пассивных доходов
(Беломытцева О.С., Баландина А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)- закрепления в НК РФ обязанности коммерческих банков и других потенциальных плательщиков процентных доходов по информированию самого налогоплательщика относительно начисленных ему процентных платежей и наличию налогооблагаемой базы по НДФЛ;
(Беломытцева О.С., Баландина А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)- закрепления в НК РФ обязанности коммерческих банков и других потенциальных плательщиков процентных доходов по информированию самого налогоплательщика относительно начисленных ему процентных платежей и наличию налогооблагаемой базы по НДФЛ;
Статья: Банки как участники налоговых правоотношений
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)1) при выполнении банком обязанностей налогоплательщика по предоставлению в налоговый орган отчетности. В частности, в тексте ст. 23 НК РФ зафиксирована обязанность Центрального банка РФ предоставлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Центрального банка РФ в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом. Данная обязанность была зафиксирована за Центральным банком РФ только с 2018 г. Соответственно, годовая отчетность в 2020 г. состоялась всего лишь один раз - за 2019 г.;
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)1) при выполнении банком обязанностей налогоплательщика по предоставлению в налоговый орган отчетности. В частности, в тексте ст. 23 НК РФ зафиксирована обязанность Центрального банка РФ предоставлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Центрального банка РФ в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом. Данная обязанность была зафиксирована за Центральным банком РФ только с 2018 г. Соответственно, годовая отчетность в 2020 г. состоялась всего лишь один раз - за 2019 г.;